Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что российско-белорусские отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом, а бюджет Союза Беларуси и России фактически является формой увязки социально-экономических интересов двух государств, базирующихся на реальных финансовых ресурсах, и играет роль организационно-финансового инструмента.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач новый.doc

— 614.50 Кб (Скачать)

    1. Межгосударственные  финансово-экономические отношения РБ и РФ

    1.1 Общая характеристика  отношений государств-членов  СНГ и пути их  развития

    Начальным этапом в образовании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации было их сотрудничество в рамках СНГ.

    Содружество независимых государств (СНГ), сообщество бывших республик Союза Советских Социалистических Республик. Образовано в соответствии с соглашением, подписанным 8 декабря 1991 в Вискулях (резиденция правительства Белоруссии) руководителями Белоруссии, Российской Федерации и Украины, а также с протоколом к указанному соглашению, который был подписан 21 декабря 1991 в г.Алма-Ата (Казахстан) руководителями 11-ти республик бывшего СССР: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана (Киргизии), Молдовы (Молдавии), Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. В декабре 1993 к СНГ присоединилась Грузия. Из бывших республик СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва и Эстония. В августе 2005 Туркменистан прекратил постоянное членство и в настоящее время является ассоциированным членом СНГ.

    Цели  Содружества:

  • осуществление сотрудничества между государствами-членами в политической, экономической, правовой, культурной, экологической, гуманитарной и других областях, сотрудничества в деле обеспечения международного мира и безопасности, а также достижения разоружения;
  • создание общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов;
  • взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни народов, обеспечение коллективной безопасности;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между странами-участниками;
  • содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении по территории стран, входящих в Содружество.[13]
 

    К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ [12].

    Первые  годы существования организации  в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил. 

    Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества  Независимых Государств», основополагающий документ организации. Крупнейшие города СНГ — Москва, Санкт-Петербург, Баку, Ташкент, Киев, Минск, Алма-Ата. [18]

    Постепенно  оформлялись институты Содружества. Наибольшие трудности возникали  с согласованием вопросов военной  политики Содружества. Участники встречи в верхах, состоявшейся в мае 1995, продлили мандат миротворческих сил СНГ в Таджикистане и Абхазии. Однако ряд государств (Азербайджан, Молдова, Туркмения, Узбекистан и Украина) отказались присоединиться к соглашению о совместной охране внешних границ и к общей конвенции о правах человека.

    Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании таможенного союза, тем не менее, на очередной встрече глав государств и правительств в Минске (январь 1996) не удалось добиться его расширения (в марте того же года к нему присоединилась только Киргизия). Лидеры стран СНГ продлили мандат миротворческих сил в Таджикистане и достигли договоренности о совместной системе ПВО. Украина отказалась участвовать в ее создании. В мае 1996 на встрече в Москве главы правительств одобрили план интеграции на 1996–1997 и совместную программу борьбы с экономической и организованной преступностью.

    Разногласия в Содружестве сохранялись и  в кон. 1990-х. На апрельской 1999 встрече  президентов не удалось договориться о продлении подписанного в мае 1992 договора о коллективной безопасности (к нему не присоединились Молдова, Туркменистан и Украина). Срок действия договора истекал 20 апреля 1999. Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали протокол, возобновляющий договор на следующие пять лет. Азербайджан, Грузия и Узбекистан продлить его отказались.

    Государства СНГ, бывшие сторонниками более тесного  сближения, продолжали стремиться к  дальнейшему взаимодействию. 29 марта 1996 президенты Беларуси, России, Казахстана и Киргизии подписали в Москве договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. 2 апреля 1996 президенты Белоруссии и России подписали в Москве договор о создании Содружества суверенных республик. Согласно этому документу, оба государства обязались тесно сотрудничать в области внешней политики, экономики и военных вопросах, планировалось создание совместных органов: Совета (с участием глав государств, правительств и парламентов) и паритетного Парламентского собрания. 2 апреля 1997 был подписан договор о союзе России и Белоруссии. В феврале 1999 президенты Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана одобрили создание общего экономического пространства; Таджикистан присоединился к таможенному союзу.

    В нач. 2000-х в СНГ фактически сложились  два лагеря. С одной стороны, сторонники усиления интеграции (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) в октябре 2000 преобразовали таможенный союз в Евразийское экономическое сообщество (в качестве наблюдателей к нему присоединились Армения, Молдова и Украина). В октябре 2005 о намерении вступить в сообщество заявил также Узбекистан. В 2002 Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали соглашение о создании Организации договора о коллективной безопасности. В феврале 2003 президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины достигли на встрече в Ново-Огареве договоренности об образовании Единого экономического пространства (ЕЭП). Координирующим органом ЕЭП должна была стать межгосударственная комиссия по торговле и тарифам, не подчиненная правительствам государств-участников. ЕЭП объявлялось открытым для присоединения к нему других стран. Допускалась возможность введения в будущем единой валюты.

    С другой стороны, наметилось сближение  между государствами, которые не желали интеграции с участием России. В октябре 1997 Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина образовали собственную группу для усиления взаимодействия в сфере торговли, экономики и транспортных сообщений, а также укрепления региональной безопасности. В апреле 1999 к ней присоединился Узбекистан; организация получила название ГУУАМ (по первым буквам названий стран-участниц).

    В новейшей истории стран — участниц СНГ не раз происходили конфликты и даже открытые военные столкновения, как внутригосударственные, так и межгосударственные. С точки зрения геополитики СНГ формально не имеет целью какой-либо возврат к прошлому, когда все современные суверенные государства входили в состав сначала Российской Империи, а позже СССР, однако на деле официальная власть России, как в собственных речах, так и через СМИ очень часто озвучивает критику властей других стран-участниц. Наиболее часто им приписывается неуважение к общему с Россией прошлому, действия под диктовку развитых стран Запада (прежде всего США), реваншистские настроения (представление событий Второй Мировой войны в противоречащем официальной советской, российской и общепризнанной мировой историографии свете).

    А также СНГ как международная  организация имеет слишком небольшое  количество «точек соприкосновения» между  его членами. Это заставляет лидеров  стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

    Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) - Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Сербия, Турция и Украина. Наблюдатели при ЧЭС: Австрия, Республика Беларусь, Германия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, США, Тунис, Франция, Хорватия, Чехия и Конференция Европейской энергетической хартии, Черноморский клуб.

    Задачи  ЧЭС- сотрудничество в области торговли и промышленности, энергетики, транспорта, связи, науки и техники, сельского  хозяйства, экологии, туризма и других сферах.  

    Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Республика Беларусь , Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,Узбекистан.

      — Задача ОДКБ — координация  и объединение усилий в борьбе  с международным терроризмом  и экстремизмом, оборотом наркотических  средств и психотропных веществ.  Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.

    Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан

      — Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.

    Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС — то есть фактически решено упразднить ЦАС.

    Шанхайская  организация сотрудничества (ШОС) — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР. К основным целям ШОС относится:

  • укрепление взаимного доверия и добрососедских отношений между странами-участницами
  • организация эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-техническойикультурнойобластях
  • совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе [19].

    Единое  экономическое пространство (ЕЭП) — Республика Беларусь, Казахстан, Россия.

      — Договорённость о перспективе  создания Единого экономического  пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003, но создание отложено до 2005. 9 декабря 2010 года РФ, Казахстан и Белоруссия подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства:"Мы констатируем создание единого экономического пространства", - подчеркнул А.Лукашенко.

    21 декабря 2010 года нижняя палата  парламента Белоруссии, а 22 декабря  верхняя, ратифицировали документы  по созданию ЕЭП. [19]

    Союзное государство— политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

    Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997  на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. 25 декабря 1998 года был подписан ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января 2000 официальное название Союза — Союзное государство.

    Российско-белорусские  отношения активно развивались  еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и разнонанравленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям, а не многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ. 
 
 
 
 

Информация о работе Межгосударственные финансово-экономические отношения РБ и РФ