Метод бюджетирования ориентированного на результат в управлении финансовыми ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации в рамках осуществляемой реформы бюджетного процесса (переход на бюджетирование, ориентированное на результат — БОР) перед субъектами Российской Федерации встал ряд сложнейших задач по трансформации действующего бюджетного процесса, по внедрению новых инструментов бюджетирования, по изменению системы управления общественными финансами в целом.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ИДЕОЛОГИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ 5
2.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ 5
СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 5
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
2.2. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ МОДЕЛИ 7
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ, 7
ОТ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МОДЕЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 7
3. ИНСТРУМЕНТЫ БОР 12
3.1 ДОКЛАДЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ 15
И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
3.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 17
3.3 РЕЕСТР РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 20
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ БОР В СУБЪЕКТЕ РФ 21
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Работа содержит 1 файл

4.doc

— 167.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему: «Метод бюджетирования ориентированного на результат 

в управлении финансовыми ресурсами» 
 
 

Студентки:

Специальность: «Финансы»

Специализация: «Государственные и муниципальные финансы»

Дисциплина: «Бюджетная система» 
 
 
 
 
 

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Омск -2009 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

 

      В настоящее время в Российской Федерации в рамках осуществляемой реформы бюджетного процесса (переход на бюджетирование, ориентированное на результат — БОР) перед субъектами Российской Федерации встал ряд сложнейших задач по трансформации действующего бюджетного процесса, по внедрению новых инструментов бюджетирования, по изменению системы управления общественными финансами в целом. Федеральное правительство активно пропагандирует новую модель и осуществляет целый комплекс мероприятий по стимулированию субъектов Российской Федерации к реформированию. В то же время, важнейшей проблемой, с которой столкнулись субъекты Российской Федерации, стало отсутствие системной методологической основы таких нововведений. Действующее федеральное законодательство недостаточно четко регламентирует новую модель бюджетирования, в том числе и в части понятийного аппарата и обеспечения взаимосвязи внедряемых инструментов. В результате субъекты Российской Федерации оказались дезориентированными и во многих случаях напрямую скопировали федеральный опыт, не учитывая ни собственной специфики, ни ошибок, которые были сделаны на федеральном уровне.

      Настоящее издание призвано оказать субъектам  Российской Федерации необходимую методологическую помощь в понимании целей и задач перехода к модели бюджетирования, ориентированного на результат, и тех шагов, которые необходимо предпринять для внедрения указанной модели.

      Материал  представлен в виде четырех основных блоков:

1. Идеология БОР. Данный раздел описывает основные различия между действующей системой бюджетирования и той моделью бюджетирования, которая внедряется в России в рамках бюджетной реформы. Раздел содержит взгляд авторов на взаимосвязь всего комплекса реформ системы государственного управления, реализуемого сегодня в России, включая административную реформу, реформу государственной гражданской службы, реформу местного самоуправления, реформу бюджетного сектора и т. д.

2. Федеральный и региональный опыт БОР в России. Материалы данного раздела позволят субъектам Российской Федерации сориентироваться в тех шагах, которые были предприняты на федеральном уровне, и тех ошибках, которые были сделаны. Важным элементом данного раздела является также обзор правового регулирования БОР на региональном уровне — данный обзор поможет субъектам Российской Федерации в налаживании межрегиональных связей и в выборе наи- более подходящего для каждого конкретного региона пути реализации реформы.

3. Региональное стратегическое планирование. Данная глава позволит субъектам Российской Федерации реформировать действующую систему стратегического планирования, повысив реалистичность и обоснованность региональных стратегических документов за счет усиления взаимосвязи стратегического планирования с новой моделью бюджетирования.

4. Технология внедрения БОР. Данный раздел носит рекомендательный характер и представляет субъектам Российской Федерации одну из возможных последовательностей действий, необходимых для внедрения новой системы бюджетирования. Кроме того, в разделе содержится информация о необходимом нормативном правовом регулировании.

 

2. Идеология бюджетирования ориентированного на результат

2.1. Необходимость изменения

существующей  системы бюджетирования

в Российской Федерации

 

      В последние десятилетия, как за рубежом, так и в России пришло понимание необходимости изменения концепции системы государственного управления и, в первую очередь — управления государственными финансами. Во многом это связано с тем, что дальнейшее развитие требует планомерного повышения эффективности расходования бюджетных средств, тогда как существующие подходы уже не позволяют отвечать возрастающим потребностям в более рациональном использовании бюджетных ресурсов.

      Для действующей — так называемой «затратной» — модели финансового планирования характерно планирование расходов вне их формализованной связи с результатами, как с фактическими, так и с ожидаемыми. В основном, базой для планирования является информация прошлых лет, планы строятся «от достигнутого». Лишь по узкому кругу расходов на сегодняшний день установлены нормативы для определения объемов финансирования. И если сравнительно понятно, хотя и не формализовано то, «как» планировать бюджетные расходы, ясности с тем, «зачем», для каких целей распределяются государственные ресурсы, нет. Нет полной ясности и с тем, каких результатов в масштабах деятельности отдельного органа исполнительной власти либо страны в целом удается добиться за счет бюджетного финансирования.

      Особенностью  затратной модели является чрезвычайно  детальное планирование направлений расходования бюджетных средств. Однако фактическая реализация такого подробного плана может негативно сказаться на социально-экономическом развитии Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), поскольку многие из запланированных изначально мероприятий, как правило, недостаточно обоснованы и нередко могут являться нерациональными. В результате на практике специалисты финансовых органов власти сталкиваются с необходимостью постоянной корректировки плана в целях повышения его рациональности и в пределах, допускаемых бюджетным законодательством, перераспределяют бюджетные ресурсы в течение финансового года. Такая ситуация дискредитирует саму процедуру планирования, показывая всю формальность высокой детализации расходов.

      Высокая детализация планирования ограничивает продолжительность планового периода. Если рамочные планы (например, с детализацией по разделам бюджетной классификации либо в разрезе главных распорядителей бюджетных средств) могут быть весьма точно составлены и на трехлетнюю перспективу, то приведение расходов в разрезе целевых статей и видов расходов, выделение экономических статей затрат с высоким уровнем точности сложно сделать даже на год. Детальные планы на большие сроки неоправданны, их исполнимость низка. Отсутствие же финансовых планов, по меньшей мере на среднесрочную перспективу, практически лишает возможности органы власти осуществлять стратегическое планирование целевых показателей своей деятельности.

      Ответственность распорядителей бюджетных средств в рамках затратной модели ограничена соблюдением требований по «правильному», т. е. своевременному и целевому использованию бюджетных ресурсов. Безусловно, бюджетные ресурсы не должны тратиться вразрез с первоначальным планом, финансовая дисциплина является необходимым элементом для любой модели. Однако в результате ее одностороннего применения «затратная» модель не стимулирует органы власти повышать результативность бюджетных расходов. Более того, существующая система дестимулирует экономическую активность каждого из участников бюджетного процесса, поскольку в существующей ситуации даже появление экономии в результате рационального хозяйствования, как правило, влечет за собой изъятие сэкономленных ресурсов. Нехватка же ресурсов, возникшая вследствие некачественного управления ими, как правило, компенсируется «сверху».

      Объектами контроля в существующей модели является целевое использование бюджетных средств, соответствие расходования средств детальному плану, тогда как эффективность, рациональность, результативность, целесообразность произведенных расходов не проверяются. При этом контрольные мероприятия осуществляются исключительно внешними по отношению к проверяемой организации органами (контрольно-ревизионными органами, счетными палатами и т. п.). Процедуры внутреннего контроля силами особых подразделений, созданных в структуре самих органов власти, практически не применяются.

2.2. Принципиальные отличия модели

бюджетирования, ориентированного на результат,

от  существующей модели бюджетирования

 

      Наиболее  прогрессивной, зарекомендовавшей  себя на практике в зарубежных странах принято считать модель бюджетирования, ориентированного на результат. Данная модель базируется на концепции четкой привязки бюджетных средств к планируемым результатам деятельности. Модель предполагает планирование и осуществление затрат исходя из желаемого результата.

      В отличие от «затратной» модели, для  модели БОР характерна меньшая детализация расходов при планировании. Во главу угла ставится не просто «правильное» расходование бюджетных ресурсов, а достижение запланированных результатов деятельности. И модель БОР создает необходимые для этого условия:

    • предоставляет определенную свободу действий органам власти по распоряжению бюджетными ресурсами;
    • снижает степень детальности планирования бюджетных расходов;
    • увеличивает временной горизонт планового периода.

      Ответственность органов власти смещается с целевого использования бюджетных средств в соответствии с установленными процедурами на достижение запланированных результатов деятельности. Требования к соблюдению финансовой дисциплины в данной модели сохраняются, заявленные планы должны исполняться. При исполнении бюджета аккумулируется вся необходимая подробная информация о направлениях расходования бюджетных средств. В связи с расширением полномочий органов власти по управлению бюджетными средствами контрольные мероприятия видоизменяются. Так, контрольными процедурами охватываются, помимо использования средств, фактические результаты, достигнутые за счет полученных бюджетных ресурсов. Кроме того, особая роль отводится внутреннему контролю, а именно отслеживанию специально созданным подразделением результатов деятельности других подразделений, оценка эффективности использования бюджетных средств.

      Сравнительная характеристика «затратной» модели и модели БОР

представлены  в таблице 1.

Таблица 1

Критерии  для сравнения «Затратная» модель Модель БОР
Объект  планирования Бюджетные расходы Бюджетные расходы  и результаты
Основной  принцип отбора «новых» расходов для финансирования политические  решения, вза-

имное согласование, проце-

дура  отбора непрозрачна

в зависимости  от ожидаемого

результата  и эффективности

Детальность планирования высокая сравнительно  невысокая
Период  планирования один год среднесрочный период

(3–5  лет)

Полномочия  главного распо-

рядителя  бюджетных средств (ГРБС) 

 
сравнительно  узкие — рас-

ходование средств в соот-

ветствии  с планом и уста-

новленными процедурами

более широкие  — управле-

ние ресурсами, в том числе

бюджетными, для достиже-

ния наилучшего результата

Ответственность ГРБС целевое использование

бюджетных ресурсов в со-

ответствии  с установлен-

ными  процедурами

результаты  деятельности
Экономическая заинтересованность ГРБС 
 
отсутствует ГРБС заинтересованы эф-

фективно  управлять бюджетными ресурсами 

Объект  контроля целевое использование

бюджетных средств

Результаты  деятельности

ГРБС, результативность,

эффективность расходования бюджетных средств 
 
 

Контролирующие органы внешние контролирующие органы 
внешние контролирующие

органы, внутренний контроль

Информация о работе Метод бюджетирования ориентированного на результат в управлении финансовыми ресурсами