Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:39, курсовая работа
местній бюджет
Значение
и роль местных бюджетов в социально-экономическом
развитии региона
Гармоничное
развитие Украины и ее регионов возможен
в условиях проведения эффективной бюджетной
политики, развития системы межбюджетных
отношений на основе повышения заинтересованности
и ответственности участников бюджетного
процесса в социально-экономическом развитии
страны и регионов, эффективном использовании
бюджетных средств, повышении уровня жизни
населения. Необходимо использовать опыт
развитых стран, которые прошли эволюционный
путь развития бюджетных отношений и решили
большинство проблем, возникших в Украине
в этой сфере. В этом направлении в нашей
стране сделаны важные шаги: принята новая
редакция Бюджетного кодекса Украины,
которым заложены основы организации
финансовой системы страны и регионов
на принципиально новых началах, концептуальные
основы реформирования межбюджетных отношений,
принципы построения и функционирования
бюджетной системы, соответствующие современной
европейской практике.Отечественными
законодателями принят ряд законов, необходимых
для успешного проведения бюджетной реформы,
в частности, по формированию региональной
политики, становление основ местного
самоуправления на основе внедрения принципов
Европейской Хартии самоуправления, стимулирование
развития регионов и социальной сферы.
Анализ нормативно-правовых актов в сфере
финансов подтвердил, что сегодня существует
неурегулированность и расхождение между
законодательной базой и практическим
решением вопроса о самостоятельности
местных бюджетов. Под самостоятельностью
местного бюджета в посткоммунистических
странах понимают право законодательных
(представительных) органов государственной
власти и органов местного самоуправления
на каждом уровне бюджетной системы страны
самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс, определять направления расходов
или наличие собственных источников доходов
бюджетов каждого уровня бюджетной системы
страны, обусловленных соответствии с
законодательством этой страны.
Анализ проблем местных бюджетов Украины,
а также теории и практики построения
многоуровневых бюджетных систем в странах
с рыночной экономикой позволяет сделать
вывод, что существующая система формирования
местных бюджетов имеет ряд серьезных
недостатков:
- Высокий уровень концентрации финансовых
ресурсов в государственном бюджете страны,
что снижает значение региональных и местных
бюджетов в решении жизненно важных для
населения задач;
- Регулировочные доходы играют доминирующую
роль в структуре поступлений в региональные
и местные бюджеты, тогда как доля закрепленных
за территориями налоговых платежей низкая;
- Практически ежегодная смена видов налогов,
зачисляемых в местные бюджеты;
- Отсутствие единых и достаточно стабильных
нормативов (например, на несколько лет)
отчислений от общегосударственных налогов
в местные бюджеты;
- Отсутствие единых правил увязки доходов
местных бюджетов и региональных налоговых
поступлений, а также научно обоснованной
методики межрегионального перераспределения
доходов.
Практика осуществления местного самоуправления
доказывает, что это самоуправление является
реальным только в случае владения необходимыми
финансовыми и материальными ресурсами
для принятия самостоятельных решений,
удовлетворения потребностей жителей,
выполнение поставленных задач.
Формирование бюджетной политики в Украине
на новых началах способствует обоснованности
и росту величины местных бюджетов, позволяет
усилить их социальную направленность,
увеличить капитальные расходы на развитие
региона, направить ресурсы на энергосбережении,
коммунальное хозяйство и другие важные
направления. Но в местных бюджетах остается
еще очень мала доля собственных источников
в бюджетном корзине, не устранены противоречивость
расчетов дотаций и субвенций. Это свидетельствует
о низком и имеющий тенденцию к уменьшению,
уровень финансовой автономии регионов,
составляющих основу децентрализации
управления.
Необходимо отметить, что последние годы
в связи с тем, что по местному уровню было
скреплено определенную часть платежей
и активной деятельностью органов местной
власти по наращиванию доходной базы,
их финансовое положение значительно
улучшилось. Если в части доходов местных
бюджетов ситуация несколько улучшилась,
то проведение трансфертной политики,
направленной на увеличение суммы средств,
которые должны перечисляться в государственный
бюджет, эту ситуацию значительно осложнило.
Реализация объективно существующей общественной
потребности в регулировании социально-экономического
развития органами местного самоуправления
находится в прямой зависимости от собственной
доходной базы местных бюджетов. Именно
доходы местных бюджетов является основой
для формирования финансовой устойчивости
регионов и обеспечивают финансовую базу
для выполнения возложенных на соответствующие
органы государственной власти функций.
Учитывая, что усиление финансовой автономии
местных бюджетов требует дальнейшей
систематизации и классификации доходов
и расходов местных бюджетов по разделам
бюджетной классификации для эффективного
контроля средств и усиление влияния органов
местного самоуправления на формирование
бюджета, предлагается классифицировать
доходы за разрешением местных властей
эффективно влиять на источники формирования
бюджета. Для различных классификаций
расходов местных бюджетов (функциональной,
экономической, ведомственной, кредитование
бюджета, программной) обобщены основные
характеристики (критерии, объекты, уровни
детализации). Составление характеристик
способствовать целевому использованию
средств на выполнение закрепленных за
органами местного самоуправления полномочий.
В основе возникновения проблем наполнения
и целевого использования бюджетных средств
находятся противоречия интересов различных
участников бюджетного процесса. Поэтому
он рассматривается как объективно существующий
процесс поиска путей решения этих противоречий. Для
Украины эффективны создание системы
общественного контроля за предоставлением
льгот и расходованием бюджетных средств,
системы правовых ограничений, применение
цивилизованных правил и процедур принятия
бюджетных решений.
Подытоживая изложенное, можно заключить,
что социально-экономический рост региона
напрямую зависит от активизации органов
местного самоуправления и местных органов
исполнительной власти в усилении их влияния
на устойчивое социально-экономическое
развитие регионов.Децентрализация финансовых
полномочий требует соответствующего
конструирования межбюджетных отношений. Это
касается, в первую очередь, распределения
расходов, назначение доходов, межбюджетных
трансфертов, административных аспектов
фискальной децентрализации и контроля
заимствований.
Список литературы:
1. Бадида М. П. Международные отношения
и социально-экономическое развитие местных
ромад / / Формирование рыночных отношений. -
2008. - № 7-8. - С. 46-51.
2. Мячний В. А. Активизация бюджетной политики
в обеспечении социально-экономического
развития регионов / / Научный вестник
Национального университета государственной
налоговой службы Украины (экономика,
право).- М.: НУДПСУ, 2008. - № 1. - С. 39-42.
3. Наенко О. Ю. Органы местного самоуправления
и расходы социального направления: проблемы
и меры их решения / / Экономика и государство. -
2010. - № 1. - С. 67-68.
4. Пихоцкий В. Ф. Государственное обеспечение
социальных потребностей регионов / / Региональная
экономика. - 2010. - № 1. - С. 107-114.
5. Прокопенко А. А. Фискальное обеспечения
социально-экономического развития регионов
/ / Экономика и государство. - 2009. - № 9. - С.
27-30.