Экономическое содержание и функции бюджета государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы: раскрыть экономическую сущность, содержание бюджета и его функций.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………3
1.Государственный бюджет как экономическая категория……………………4
2.Функции бюджета………………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………….10
Практическое задание…………………………………………………………....11
Список использованной литературы…………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ ГОТОВА.doc

— 555.00 Кб (Скачать)

              

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ (ВЗФЭИ)

ALL-RUSSIAN DISTANCE

INSTITUTE OF FINANCE

& ECONOMICS

Филиал  ВЗФЭИ в г. Архангельске
 
 
 

Кафедра Финансов и кредита 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Бюджетная система РФ»

Вариант № 1.2.

Тема «Экономическое содержание и функции бюджета государства» 

Специальность ФК, НиНО
Курс  5 курс
Группа  периферия
Форма обучения заочная
Руководитель Невзорова Т.В.
 
 
 
 
 
 

Архангельск - 2011 
 

Содержание 

Ведение……………………………………………………………………………3

1.Государственный  бюджет как экономическая категория……………………4

2.Функции  бюджета………………………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………….10

Практическое  задание…………………………………………………………....11

Список  использованной литературы…………………………………………...45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Он является важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка.

   Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику страны.

   Цель данной контрольной работы: раскрыть экономическую сущность, содержание бюджета и его функций.

   В ходе выполнения контрольной работы необходимо выполнить практическое задание, связанное с составлением проекта бюджета района. На основе представленных в методических указаниях исходных данных будут рассчитаны показатели проекта бюджета, рассчитан бюджет района и проанализирована структура и динамика его доходов и расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Государственный бюджет как экономическая категория 

   В  формировании  и  развитии  экономической  и  социальной  структуры общества большую роль играет государственное  регулирование,  осуществляемое в  рамках  принятой  на  каждом  историческом  этапе  политики.   Одним   из механизмов, позволяющих государству  проводить  экономическую  и  социальную политику, является финансовая система общества и  входящий  в  ее  состав  - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет реализуется направленное воздействие  на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

   В Бюджетном кодексе РФ (ст. 6 БК РФ) бюджет трактуется как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

   Содержание бюджета, как экономической категории, сводится к экономическим отношениям, связанным с распределением и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны. Централизация денежных ресурсов в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

   В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная наука и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.    

   Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.  Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций.

   Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

   Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.

   Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как  составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во-первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и,  во-вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.

   Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:

   1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

   2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством  и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;

   3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

   Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств.  

   Бюджетный фонд - это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

   Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны. 

2. Функции бюджета. 

   Как экономическая  категория  бюджетные  отношения  являются  составной частью финансовых отношений, следовательно,  им  присуща  денежная  форма  и основные функции финансов.

   Бюджет выполняет следующие основные задачи:

• перераспределение  ВВП;

• государственное  регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое  обеспечение  бюджетной  сферы  и   осуществления   социальной политики государства;

•  контроль  за  образованием  и  использованием   централизованных   фондов денежных средств.

   Распределительная  функция  бюджета  (основная)   проявляется   через формирование и использование централизованных  фондов  денежных  средств  по уровням государственной и территориальной власти и  управления.  В  развитых странах через бюджеты  разных  уровней  перераспределяется  до  50%  ВВП.  С помощью  бюджета  государство   регулирует   хозяйственную   жизнь   страны, экономические отношения,  направляя  бюджетные  средства  на  поддержку  или развитие  отраслей,  регионов.   Регулируя таким   образом   экономические отношения, государство способно  целенаправленно  усиливать  или  сдерживать темпы  производства,  ускорять  или  ослаблять  рост   капиталов  и  частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

   Перераспределение  ВВП  через  бюджет  имеет   две   взаимосвязанные,

проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование  доходов бюджета;

2) использование  бюджетных средств (расходы бюджета).

   Доходы бюджета - денежные  средства,  поступающие  в  безвозмездном  и безвозвратном  порядке  в  соответствии   с   законодательством   Российской Федерации  в  распоряжение   органов   государственной   власти   Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской  Федерации  и органов местного самоуправления.

   В процессе  образования доходов бюджета происходит  принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе  общественного воспроизводства.  На  этой основе  возникают   финансовые   взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

   Доходы  бюджета  имеют  существенные  различия  по  их   плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др.  Но  вместе  с  тем они отличаются единством,  так  как  преследуют  одну  цель  -  формирование доходной части бюджетов разных уровней.  Им  свойственны  денежная  форма  и обезличенность.

Информация о работе Экономическое содержание и функции бюджета государства