Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Бюджетны

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение, они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Величина бюджетного фонда отражает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от ряда факторов: уровня развития страны; методов хозяйствования на предприятиях, организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач; масштабов намечаемых структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п.

Содержание

1. Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Бюджетный дефицит и источники его покрытия …………………………………………… 3
2. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг России …………………………………………………………………….. 16
3. Из статистических сборников, периодической печати подобрать цифровой материал за два-три года, характеризующий динамику вкладов населения в Сберегательном банке России и выданных потребительских кредитов. Дать оценку сложившейся ситуации …………………………………..…………… 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………..….. 33

Работа содержит 1 файл

Финансы, денежное обращение и кредит Антона.docx

— 206.13 Кб (Скачать)

Кроме того, государственный  кредит играет важную роль:

— в перераспределении  финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем чаще всего в качестве заемщика, оказывает существенное влияние на уровень кредитной ставки, поскольку оказывается конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе;

— в повышении эффективности  использования средств, обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов;

— в ускорении концентрации финансовых ресурсов, позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время. Оценка воздействия государственного кредита на социально-экономические процессы в обществе и обеспечение на его основе сбалансированности бюджета как положительного в значительной степени преувеличена, поскольку средства, привлеченные в бюджет с помощью государственного кредита, используются не как капитал, приносящий доход, а как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.

Единственным реальным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги, а их увеличение, связанное с обслуживанием долга, угнетающе влияет на экономику. В этой связи нельзя забывать высказывание знаменитого министра финансов Франции Ж. Кольбера (1619—1683), к сожалению, очень современное для России: «...Дорога для займов открыта — что же теперь остановит короля в расходах? Расчеты по займам потребуют роста налогов, а если у займов не будет границ, то и у налогов их не будет». Очевидно, что далеко не все министры финансов современной России знали это высказывание своего великого французского коллеги, обеспечившего финансовую мощь средневековой Франции. [6; с. 229-233]

На внутреннем рынке ценных бумаг РФ является самым крупным заемщиком. Наибольший удельный вес в финансировании бюджетного дефицита занимают ГКО и ОФЗ. Задолженность РФ по выпущенным ГКО-ОФЗ на 1 июня 1998г. составила 435,3 млрд. руб.

1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) впервые были выпущены в 1993 г. Это краткосрочный заемный инструмент. Первоначально они выпускались на три месяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать месяцев.

Реализация ГКО осуществлялась со скидкой с номинала. Погашение  производилось Центральным банком РФ по номиналу. Таким образом, доход  инвестора складывался за счет разницы  между ценой реализации (или ценой  погашения) и ценой покупки.

ГКО пользовались большим  спросом у инвесторов и получили исключительно широкое распространение. Особенно большой удельный вес они занимали в активах коммерческих банков. Заинтересованность инвесторов в приобретении ГКО объяснялась следующими причинами: надежностью этого заемного инструмента, высокой доходностью, высокой ликвидностью, налоговыми льготами, поскольку налоговым законодательством доходы по государственным ценным бумагам сначала вообще не облагались налогом, позднее налог взимался по пониженной ставке.

2. 14 июня 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Это была вторая ценная бумага с плавающим процентом, выпускаемая в РФ. Первоначально ОФЗ выпускались на один год, позднее стали выпускаться на два года. В зависимости от выпусков они несли два или четыре купона. Несколько позднее появились ОФЗ с постоянным купоном.

ОФЗ являются купонными среднесрочными государственными бумагами. Как и  ГКО, ОФЗ не имеют бумажных носителей. Операции с ними осуществляются путем  записей на счетах «Депо».

3. В целях активного привлечения средств населения Правительство РФ приняло Постановление от 10 августа 1995 г. №812 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ». Размещение облигаций началось осенью 1995 г.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускались в документарной форме, первоначально сроком на один год, позднее — на два. Они являются ценными бумагами на предъявителя и предоставляют их владельцам право получения дохода раз в квартал или раз в полгода в зависимости от выпуска.

4. Внутренний валютный долг представлен облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Решение об их выпуске было принято в 1992 г. для оформления задолженности Внешэкономбанка по счетам юридических лиц. Валютой займа служат доллары США. По каждой облигации осуществляются ежегодные купонные выплаты в размере 3%.

Облигации были выпущены 14 мая 1993 г. пятью траншами со сроком обращения 1,3,6,10,15 лет. Выпуск осуществлен в  документарной форме в виде ценных бумаг на предъявителя.

В 1996 г. была проведена дополнительная эмиссия ОВВЗ в связи с необходимостью:

  • погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального объема эмиссии ОВВЗ;
  • урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР перед российскими предприятиями и организациями — владельцами балансовых счетов, на которых числились средства в клиринговых, замкнутых и специальных валютах по межправительственным договорам и платежным соглашениям;
  • погашения валютной коммерческой задолженности РФ.

Операции с государственными ценными бумагами осуществляются на рынке государственных ценных бумаг, который входит в состав фондового рынка. Особенностью отечественного рынка государственных ценных бумаг являлось значительное преобладание его размеров по сравнению с корпоративным.

Рынок государственных ценных бумаг позволяет решать следующие  задачи:

1) осуществлять заимствование  временно свободных денежных  средств юридических и физических  лиц в целях финансирования  бюджетного дефицита;

2) обеспечивать проведение  денежно-кредитной политики ЦБ  РФ;

3) осуществлять регулирование  ликвидности коммерческих банков  и финансовых институтов.

Быстрое наращивание объемов  государственных заимствований  на внутреннем рынке и рост расходов на обслуживание долга увеличивали неустойчивость рынка государственных ценных бумаг, чему способствовало преобладание на нем трех- и шести месячных ГКО. Росту неустойчивости способствовала также и высокая доля иностранных инвесторов, допущенных на внутренний рынок с целью снижения стоимости заимствований. Осенью 1997г. доля нерезидентов на рынке ГКО—ОФЗ, по оценкам ЦБ, достигла 15%, а к началу 1998 г. — уже 30%.

Высокая доля иностранных  инвесторов ослабила действенность  государственного контроля над фондовым рынком. Если ранее ЦБ РФ эффективно использовал такие рычаги, как изменения ставки рефинансирования (ее постоянное снижение влекло за собой снижение ставок по кредитам и депозитам, а вслед за этим и доходности ГКО), изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, операции репо (поддержание ликвидности дилеров рынка гособлигаций путем продажи ими ГКО Центральному банку с условием их последующего выкупа), а также ломбардное кредитование (ссуды ЦБ под залог ценных бумаг), то теперь такие меры становились все менее и менее эффективными. Воздействовать этими рычагами на иностранных инвесторов нельзя. Поведение нерезидентов определяется в первую очередь положением на мировом рынке долговых обязательств. Гораздо более остро, чем отечественные инвесторы, реагируют иностранные и на различные экономические и политические события внутри страны.

В качестве отрицательного примера либерализации доступа  иностранного капитала к государственным  ценным бумагам можно привести Мексику. Вначале это дало значительный приток зарубежных инвестиций. К 1994 г. доля иностранцев  на рынке государственных бумаг  в Мексике достигла 40%. Однако в связи с обострением политической ситуации в стране нерезиденты стали продавать ценные бумаги. Правительству пришлось прибегнуть к золотому запасу, но его оказалось недостаточно, и, когда он иссяк, начался массовый сброс нерезидентами ценных бумаг.

В конце 1997 г. положение на российском рынке ценных бумаг ухудшилось под влиянием мирового фондового  кризиса, и с этого времени  рынок ГКО—ОФЗ стало постоянно  лихорадить. В случае любого кризиса инвесторы отзывают свои капиталы с более рискованных рынков на более надежные с целью поддержать свою ликвидность, а отчасти и разместить свои ресурсы в надежных инструментах с высоким уровнем доходности (но такая возможность появляется редко).

Иностранные инвесторы стали  отзывать свои ресурсы сначала с  рынка корпоративных ценных бумаг, а потом и с рынка государственных  ценных бумаг. Правительство РФ неоднократно испытывало трудности с размещением  новых выпусков ценных бумаг, доходность по которым составляла 100% и выше.

В июле 1998 г. было принято  решение о прекращении новых  выпусков ГКО. Владельцам ГКО было предложено обменять их в добровольном порядке  на валютные обязательства Правительства  РФ со сроком 7 и 20 лет. Путем конвертации  ГКО в еврооблигации из краткосрочного и дорогого рублевого долга они  превращались в относительно дешевый и долгосрочный долларовый. Предполагалось, что конвертация позволит сэкономить правительству на обслуживании долга в 1999 г. 21 млрд. руб.

В августе 1998 г. Правительство  РФ впервые не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам. Погашение выпусков ГКО-ОФЗ было прекращено. Постановлением Правительства  РФ от 25 августа 1998г. №1007 был утвержден  Порядок погашения государственных  краткосрочных бескупонных облигаций  и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998г.

В соответствии с этим Порядком названные облигации погашаются путем зачисления средств на специальные  транзитные счета, с которых они  могут быть направлены на приобретение в равных долях трех новых выпусков государственных ценных бумаг:

  • со сроком погашения три года и купонным доходом 30% годовых;
  • со сроком погашения четыре года и купонным доходом в первые три года — 30%, четвертый — 25% годовых;
  • со сроком погашения 5 лет и купонным доходом в первые три года — 30%, четвертый — 25%., пятый — 20% годовых.

Распоряжением Правительства  РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р «О новации  по государственным ценным бумагам» определены основные условия осуществления  новации по ГКО и ОФЗ со сроками  погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенными  в обращение до Заявления Правительства  РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 г. путем  замены по согласованию с их владельцами  на новые обязательства по вновь выпускаемым облигациям федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств. В соответствии с этими условиями для подтверждения новых обязательств осуществляется выпуск следующих видов государственных ценных бумаг:

  • облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом со сроками обращения 4 и 5 лет;
  • облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом со сроком /обращения 3 года. По указанным облигациям устанавливается нулевой купонный доход, и они в установленном порядке могут быть использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшиеся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.

Сумма новых обязательств определяется путем дисконтирования  номинальной стоимости ГКО и  ОФЗ исходя из доходности 50% годовых  в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения, ранее объявленной в условиях выпуска. При этом по облигациям ОФЗ  в дисконтируемую величину включаются суммы невыплаченных купонных доходов. По необъявленным купонам ставка принимается равной 50% годовых.

По исполнению указаний Правительства  РФ Минфин РФ и ЦБ РФ приняли Положение  о порядке осуществления новации  по ГКО и ОФЗ (зарегистрировано в  Минюсте 28 декабря 1998 г. № 1670).

Цель заемной деятельности РФ на внешнем рынке — также покрытие дефицита федерального бюджета. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РФ. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти.

Наряду с Бразилией, Мексикой, Индией и Аргентиной Россия входит в пятерку стран с максимальной внешней задолженностью. Самый большой  внешний долг имеет Мексика —  примерно 166 млрд. долл., Бразилия — 160 млрд. долл.

Внешние долги РФ по группам  кредиторов (млрд. долл.) составляют:

 

 

1996

1997

август 1998

Весь внешний  долг РФ

125

123,5

141,9

  Долг Правительства  РФ, включая 

24,2

32,1

53,4

     Долг международным  организациям 

15,3

18,7

26,7

     Бонды 

1

4,5

15,8

     Кредиты по  правительственной

     

     линии 

7,9

7,6

9,6

     Коммерческие  кредиты 

0

1,3

1,3

  Долг бывшего СССР, включая 

100,8

91,4

88,5

     Долг международным  организациям 

0

0

0

    Фонды 

0,1

0,1

0,1

     Кредиты по  правительственной

     

     линии 

61,9

56,9

56,9

     Коммерческие  кредиты 

38,8

34,4

31,5

Информация о работе Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Бюджетны