Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. ………………..4
1. Государственный бюджет и его использование……………………..4
2. Уровни государственного бюджета………………………………….9
Глава 2. Анализ государственного бюджета в период с 2007 по 2010 годы………………………………………………………………………..13
Глава 3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их урегулирования. ………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………33

Работа содержит 1 файл

Курсовик по бюджету.docx

— 72.80 Кб (Скачать)
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные  статьи доходов и расходов государственного бюджета. ………………..4
    1. Государственный бюджет и его использование……………………..4
    2. Уровни  государственного бюджета………………………………….9
Глава 2. Анализ государственного бюджета в период с 2007 по 2010 годы………………………………………………………………………..13
Глава 3. Бюджетный дефицит. Государственный  долг, способы их урегулирования. ………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..31
Список  использованной литературы……………………………………33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

В любой  стране  государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых  категорий: налогов, государственных  расходов,  государственного  кредита   -   в   их действии. Тем не менее, являясь  частью финансов,  бюджет  можно  выделить  в отдельную   экономическую   категорию,   отражающую    денежные    отношения государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу  перераспределения  национального  дохода  (частично  и  национального  богатства)  в  связи   с образованием  и  использованием  бюджетного   фонда,   предназначенного   на финансирование народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления. Именно   с   помощью   бюджета   государство   имеет    возможность сосредоточивать  финансовые  ресурсы  на  решающих  участках  социального  и экономического развития,  с  помощью  бюджета  происходит  перераспределение национального  дохода между  отраслями,  территориями,  сферами  общественной деятельности.  Ни  одно  из  звеньев   финансов   не   осуществляет   такого многовидового  и  многоуровневого  перераспределения  средств,  как  бюджет. Вместе с  тем, отображая экономические процессы,  протекающие  в  структурных звеньях  экономики,  бюджет  дает  четкую  картину  того,  как  поступают  в распоряжение   государства   финансовые   ресурсы   от   разных    субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых  ресурсов государства  объему его потребностей.

  Цель  данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет. 
 
 

Глава 1

Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов  и расходов государственного бюджета.

1.1 Государственный  бюджет и его  использование.

Бюджет  – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ)

Основой современной теории государственных  финансов является положение о том, что доходы бюджета, получаемые преимущественно  от налогоплательщиков, являются своеобразной платой за оказываемые государством услуги и предоставление общественных благ. Предполагается, что государство  должно, прежде  всего, заниматься производством  тех благ, которые нерационально  (или невозможно) приобретать в  индивидуальном порядке. Целевые ориентиры  государства находят отражение  в бюджетной политике. Государство определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование государственного сектора экономики, науки, образования, всей системы государственного управления, здравоохранения, культуры, обороны, правоохранительных органов и т.п. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Например, в России, в соответствии с Конституцией РФ, Президент РФ, не позднее марта года, предшествующего бюджетному, обязан обратиться с бюджетным посланием к Федеральному Собранию, в котором определяются приоритеты бюджетной политики. Этот документ является основой для разработки правительством основных направлений бюджетной и налоговой политики, где определяются сферы приоритетного бюджетного финансирования. В последние годы особое внимание уделяется повышению доли инвестиционных расходов в структуре расходов бюджета, повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование государственных заказов для удовлетворения потребностей бюджетной сферы.

Бюджетная политика определяет также стратегию  в области доходов и расходов бюджетов. Существенный акцент в этой политике сместился в сторону роста доходов от продажи энергоресурсов, что отрицательно сказывается на развитии инвестиционного процесса в случае снижения цен на нефть. С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.  В рамках бюджетной системы государство реализует многие задачи управленческого характера применительно ко всей территории страны и с учетом возможностей всей бюджетной системы. Это достигается в процессе концентрации в централизованных фондах значительной доли национального дохода и последующего распределения бюджетных ресурсов. Составление   и   исполнение   бюджета   базируется    на    бюджетной классификации, в которой выделяются  целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Единая бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов  и обеспечивает  сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, она дает  возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов  бюджетов  РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. 
 

           Доходы бюджета РФ.

   Доходами бюджетов принято считать  установленные законодательством и решениями органов представительной власти обязательные поступления средств в распоряжение государства и органов местного самоуправления в виде налогов, сборов и других платежей. Бюджеты всех уровней бюджетной системы формируются на основе закрепления за ними доходов и расходов. В настоящее время в Российской Федерации доходы бюджетов всех уровней оставляют -30% от ВВП, из них федерального бюджета -16% от ВВП. Прослеживается тенденция абсолютного увеличения доходов всех уровней бюджетной системы, что связано с ростом ВВП. В условиях ускорения темпов роста ВВП те же и даже возрастающие доходы могут быть получены и при снижении налогового бремени.

Существенное  значение для повышения качества бюджетной политики имеют состав и структура доходов всех уровней  бюджетной системы. В случае закрепления за бюджетами определенных доходов их финансовая база становится надежной, из политики расходов исключается риск, поэтому в последнее время существенное значение придается обоснованному распределению (закреплению) доходов за соответствующими бюджетами, что находит свое отражение в главах 7 (доходы федерального бюджета), 8 (доходы субъектов федераций), 9 (доходы местных бюджетов) бюджетного кодекса Российской Федерации. Это важно из-за значительной дифференциации регионов страны по производству объема ВВП на душу населения.

   В  соответствии  с  бюджетной   классификацией   выделяются   следующие основные виды доходов:  1) налоговые доходы, неналоговые доходы и

2) безвозвратные безвозмездные перечисления.

 налоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

государственная пошлина; задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической  деятельности.

Из  неналоговых же доходов основными являются следующие виды: доходы от внешнеэкономической деятельности; собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет; прочие неналоговые доходы.

безвозмездные поступления:

безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные  поступления от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

      В настоящее время в структуре  доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные платежи, - неналоговые, в том числе  и от продажи государственного имущества (таблица 1), а факторами абсолютного роста доходов федерального бюджета является увеличение добычи и экспорта нефти и газа, а также рост мировых цен на экспортируемую нефть (таблица 2). Однако при замедлении темпов добычи и экспорта нефти в ближайшие годы возможно снижение поступлений налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин. Наиболее активный рост поступлений будет обеспечен за счет роста сборов НДС, в среднем за 2007-2009 гг. реальные темпы роста составят 17,9%. В результате доля НДС в структуре доходов федерального бюджета к 2009 г. возрастет до 40,5% (на 15,6 процентного пункта по сравнению с 2006 г.)

Расходы  бюджета РФ

 Расходы  бюджета  – денежные  средства,  направляемые  на  финансовое

обеспечение задач и функций государства  и местного самоуправления.

      Согласно  ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации основными видами расходов являются:

 Общегосударственные вопросы (содержит 14 подразделов, в том числе расходы на содержание главы государства, правительства, законодательной власти, расходы по обеспечению судебной системы, расходы на науку и на обслуживание государственного долга, расходы по созданию резервных фондов и др.).

   Национальная  оборона (содержит 9 подразделов, в том числе связанные с деятельностью Вооруженных Сил РФ, с функционированием ядерно -  оружейного комплекса, с реализацией международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества и т.п.).

   Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность (содержит 14 подразделов и включает расходы на содержание органов прокуратуры, внутренних дел, внутренних войск, органов пограничной службы, органов по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.).

   Национальная  экономика (содержит 12 подразделов, непосредственно связанных с финансированием отраслей реального сектора экономики - промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, связи, лесного хозяйства и др.).

   Жилищно-коммунальное хозяйство (содержит 5 подразделов, связанных с финансированием жилищного, коммунального хозяйства, прикладных исследований в этой области и т.п.).

   Охрана  окружающей среды (содержит 5 подразделов, которые связаны с финансированием сбора и удаления отходов и очисткой сточных вод, с охраной растительного и животного мира и среды обитания соответствующих видов, с прикладными исследованиями в этой области).

   Образование (содержит 9 подразделов, связанных с финансированием всех видов образования (дошкольное, общее, начальное, среднее и высшее профессиональное образование), молодежной политикой и оздоровлением детей, а также с прикладными исследованиями в области образования).

   Культура, кинематография, средства массовой информации (содержит 6 подразделов, связанных с финансированием кинематографии, телевидения и радиовещания, периодической печати и издательств и т.п.).

   Здравоохранение, физическая культура и спорт (содержит 10 подразделов, связанных с финансированием здравоохранения, физической культуры и спорта, а также прикладных исследований в названных областях).

Социальная  политика (включает 6 подразделов, связанных с финансированием мер в области пенсионной политики, с социальным обеспечением и обслуживанием населения).

      Сегодня в проекте федерального бюджета  на 2009-2010 годы прослеживается определенная тенденция к увеличению субсидирования вышеизложенных статей расходов. (Таблица 3) 

1.2 Уровни государственного  бюджета

В настоящее  время в России принята трехуровневая  бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). Ее структуру можно представить следующим образом:

бюджетная система (в соответствии со ст. 10 БК РФ)

Первый  уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ). До 2000 г. утверждался бюджет Фонда занятости населения, но он был упразднен, несмотря на высокий уровень безработицы (около 7 млн. чел.). Все расходы, связанные с централизованным управлением процесса реализации функций государства, финансируются за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет