Формула кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

Примерно полтора года назад (а эти строки написаны в августе 2005 г.) я беседовал с представителем одного популярного в Петербурге «глянцевого» издания, который специализируется на освещении различных вариантов проведения досуга и других подобных темах. Поводом для интервью послужил выпуск пилотного номера журнала «Наши деньги», главным редактором которого я стал. Довольно быстро мой визави предложил немного увести в сторону круг обсуждавшихся вопросов и сформулировал непосредственно свой интерес следующим образом: «Жизнь в кредит — это хорошо или плохо?» Тема массового потребительского кредитования была еще в новинку, и потому первый вопрос по «кредитной теме», который был задан, меня ничуть не удивил. Корреспондент издания, которое почти на каждой странице учит своих читателей, что сейчас модно, а что — нет, спросил: «Покупать в кредит — это просто модно или же действительно выгодно?».

Работа содержит 1 файл

Формула кредита.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Формула кредита

Примерно  полтора года назад (а эти строки написаны в августе 2005 г.) я беседовал  с представителем одного популярного  в Петербурге «глянцевого» издания, который специализируется на освещении  различных вариантов проведения досуга и других подобных темах. Поводом для интервью послужил выпуск пилотного номера журнала «Наши деньги», главным редактором которого я стал. Довольно быстро мой визави предложил немного увести в сторону круг обсуждавшихся вопросов и сформулировал непосредственно свой интерес следующим образом: «Жизнь в кредит — это хорошо или плохо?» Тема массового потребительского кредитования была еще в новинку, и потому первый вопрос по «кредитной теме», который был задан, меня ничуть не удивил. Корреспондент издания, которое почти на каждой странице учит своих читателей, что сейчас модно, а что — нет, спросил: «Покупать в кредит — это просто модно или же действительно выгодно?».

Все-таки время бежит очень быстро. Вдумайтесь: еще не так давно покупку чего-либо в кредит можно было смело считать «статусным» поступком. А человек, совершивший этот поступок, окружающими воспринимался как большой оригинал, не иначе. Потом оказалось, что все «продвинутые граждане» делают это. Но и этот период продлился недолго. Теперь покупка в кредит — банальное, рутинное мероприятие, ничего общего с «продвинутостью» не имеющее. Самые разные люди делают это, причем часто не задумываясь о последствиях.

Не  секрет: кредит берут тогда, когда  не хватает денег на то, чтобы  целиком оплатить нужную покупку (будь это стиральная машина, автомобиль или новая квартира). Так что с рациональной, практической точки зрения кредит — это прямая альтернатива накопительству. Причем во многих случаях к кредиту прибегают не потому, что нет возможности копить, а потому, что по каким-то своим соображениям хотят получить желанную вещь (или услугу) сразу, без томительного ожидания. И готовы переплатить за это «сразу».

Есть  также большое число людей, которые  патологически не склонны к накопительству — деньги у них всегда расходятся по мелочам, а что-то более важное откладывается на потом. Кредит меняет ситуацию с точностью до наоборот. Выражаясь научно, в данном случае кредит выступает в качестве «внешнего рационализатора». Постоянно помня о своих обязательствах перед банком и опасаясь возмездия за неаккуратное погашение долга, люди начинают по-другому строить свою жизнь, иначе расставляют приоритеты в тратах. Сначала — самое важное, потом — всякие мелочи. Так постепенно приучаются к финансовой дисциплине, начинают планировать будущее, а не пускать все на самотек.

«Но брать кредит без всякой видимой  надобности, просто потому, что так  делают все вокруг, — это что-то из области иррационального, какой-то финансовый мазохизм», — так я  закончил свой ответ на первый вопрос представителя «глянцевого» издания. Тогда он немедленно поинтересовался: «Насколько корректно сравнивать человека, взявшего кредит, с заложником?».

Это сложный вопрос. По большому счету, в этой жизни большинство из нас  — заложники потребительского отношения  к жизни. Мы хотим жить лучше и для этого перестаем стирать вручную и покупаем стиральную машину, меняем «Жигули» на Mitsubishi, маленькую квартиру на большую, «домик» на коттедж. Причем наши желания не выполняются по мановению волшебной палочки, позволить себе все и сразу мы не можем. И здесь помогает кредит. Но он — не самоцель, а лишь один из возможных способов решения задачи. Причем далеко не безобидный. У некоторых людей может наступить и так называемая кредитная эйфория — ощущение того, что все, ранее недоступное, теперь доступно с помощью денег, одолженных у банка. Они занимают все больше и больше, останавливаясь лишь тогда, когда ноша становится неподъемной, когда нужно отказать себе во всем, чтобы расплатиться с банком. Опьянение от доступности кредита проходит быстро. Наступает тяжелое похмелье.

Другая  крайность — стойкое нежелание  «попасть в кабалу». Иногда это нежелание  объясняется лишь иррациональными  психологическими факторами (предполагаемый душевный дискомфорт, отказ от переплаты  за товар и т. п.), иногда имеет  вполне рациональное объяснение. В отчете об одном довольно интересном социологическом исследовании я наткнулся на такой термин, как «укорененность». Термин этот обозначает привязанность человека к конкретному месту жизни (прежде всего населенному пункту), к конкретному окружению и т. п. Люди мобильные, пусть и хорошо зарабатывающие, избегают кредитных обязательств по единственной причине — не хотят потерять мобильность. Эти люди предпочитают находиться там, где они востребованы. Если это другой регион — без проблем, если это другая страна — пожалуйста. Лишние обязательства при таком образе жизни ни к чему. Но как только человек «укореняется», например у него появляются семья, дети, он начинает по-другому планировать свою жизнь. И в этом планировании кредит как способ приближения к каким-то целям воспринимается по-новому.

Повторюсь еще раз: кредит — это не самоцель, а один из возможных способов решения  разнообразных жизненных задач. Услуга, которая стоит денег. Услуга, привычная «у них» и становящаяся привычной «у нас». От одного американца я слышал, что для его окружения в порядке вещей три четверти зарплаты отдавать различным финансовым структурам в качестве платежей за кредит — за машину, за квартиру, за пользование кредитными карточками. Хорошо это или плохо — не мне судить. Я никогда не жил в Америке. Я живу в России и считаю, что в данный момент для нас с вами очень важно научиться грамотно пользоваться полезной услугой под названием «кредит» — уметь сравнивать доступные варианты и выбирать оптимальное предложение, разбираться в ценообразовании и не переплачивать лишнего. В общем, знать, с чем имеешь дело. И в этом вам должна помочь книга, которую вы начали читать. Потому что она «о том, как»…

Кредитная арифметика: вычисляем  стоимость кредитных  денег, или Как  самостоятельно рассчитать реальную цену, по которой банк предлагает купить деньги

Прочитав  эту главу, вы получите ответы на следующие  вопросы:

  • что входит в стоимость обслуживания кредита;
  • как определить реальную цену кредита;
  • как способ погашения кредита влияет на размер процентных выплат;
  • чем процентная ставка отличается от процента удорожания товара;
  • откуда берутся льготные процентные ставки;
  • что такое «тело кредита» и остаток задолженности;
  • чем отличается годовая процентная ставка от эффективной;
  • какие бывают типы банковских комиссий;
  • чем отличаются плавающие ставки от фиксированных;
  • как сказывается срок кредита на размере ежемесячных выплат;
  • чем отличается кредит от кредитной линии?

Если  помните, основная мысль первой главы  этой книги сводилась к тому, что деньги могут быть таким же товаром, как и то, что мы на них покупаем. А потому, утрируя, мы даже заявили, что такое солидное учреждение, как банк, есть не что иное, как «финансовая лавка». Его задача — подешевле купить деньги и подороже их продать.

Задача банка как продавца — преподнести свое кредитное предложение наиболее выигрышным способом. Одна из важнейших задач покупателей (то есть нас с вами) — очистить предложение банков от маркетинговой шелухи и выяснить истинную стоимость денег, которую предлагается заплатить. Только тогда можно будет принять правильное решение. В этой главе мы, собственно, будем учиться вычленять истинную стоимость денег.

38 попугаев

Справедливости  ради надо отметить, что в искусстве  «обертывания» кредитных предложений  банки, особенно специализирующиеся на так называемом розничном экспресс-кредитовании, преуспели. Их предложения психологически рассчитаны очень точно, и это большая победа банковских специалистов, но беда наиболее доверчивых потребителей. С другой стороны, раз мы постановили, что деньги — это тоже товар, то почему приемы стимулирования его продаж должны как-то радикально отличаться от приемов «впаривания» бытовой техники, одежды или косметики?

В частности, один из распространенных приемов  продавцов — использование специальной, непонятной покупателю, терминологии, которая должна, с одной стороны, убедить в серьезности предложения, а с другой — запутать. Отсюда частая «непрозрачность» кредитных предложений банков, не позволяющая напрямую сравнить цену денег, которые нам предлагают купить. Один банк называет «годовую процентную ставку», второй — «процент удорожания товара», третий рекламирует «эффективную процентную ставку», четвертый предлагает таблицу «коэффициентов ежемесячного платежа», пятый — «проценты в месяц». И так далее. Помните, как Слоненок, Удав, Мартышка и Попугай из известного мультфильма пытались найти универсальную единицу измерения? В конце концов, Удав, запутавшись в подсчетах, удивленно восклицал: «А в попугаях я значительно длиннее!». Вот так и с банковскими процентами: цифры в предложении вроде бы выгодные, а заплатишь в итоге по максимуму.

Цена  кредита

Первое  важное правило: сравнивать предложения  банков, беря за основу «проценты годовых», бессмысленно. Заявленная годовая процентная ставка почти никогда не отражает реальную стоимость кредита. Многие уже успели усвоить, что на нее помимо ставки влияют также различные комиссии и сборы, которые банки в рекламных проспектах не особо афишируют (времена меняются, и в некоторых случаях можно удовлетворенно сказать: не особо афишировали).

«Эффективная  процентная ставка», которая уже  включает в себя те самые комиссии и сборы и часто позиционируется  как «настоящий ориентир», таковым  является с натяжкой. Дело в том, что на стоимость кредита влияет еще, например, такая штука, как способ погашения, а также различные косвенные факторы, которые ни с именем банка, ни с кредитом напрямую не связаны. Например, специфические тарифы страхования или оценки залога (будь то автомобиль или квартира).

Можно смело утверждать: единственный универсальный показатель стоимости кредита — это выраженная в рублях, долларах или евро (в зависимости от того, в какой валюте кредит) абсолютная цифра, включающая в себя все издержки при выдаче и обслуживании ссуды, а также общую сумму процентных выплат за пользование заемными средствами. Но вывести эту цифру подчас очень трудно.

Еще раз повторимся: банки во всем мире жонглируют цифрами так, чтобы клиент на вскидку воспринимал его предложение как довольно выгодное. А способов жонглирования цифрами множество. Есть даже такая специальная наука — финансовая математика, один из разделов которой как раз занимается кредитами. В частности, только видов процентных ставок и способов начисления процентов можно насчитать не менее десятка.

Финансовая  математика — штука непростая. Разобраться  в ней досконально, вспомнив с  трудом школьный курс алгебры, не получится. Скорее придется вспоминать институтский курс высшей математики. Но нас интересуют ответы на простые вопросы, которые можно получить, и не будучи семи пядей во лбу. Нужно лишь разобраться в простейших алгоритмах, знать парочку нужных формул и по возможности применять смекалку. Давайте попробуем разобраться в азах, используя для иллюстрации разных утверждений конкретные примеры. В этих примерах мы будем рассматривать лишь те типы ставок и способы начисления процентов, которые в данный момент чаще всего используют российские банки.

Способы погашения кредита

Начнем, как многим может показаться, с  хвоста — с того, как банки  начисляют проценты и формируют  график погашения кредита. На самом  деле подобное знание поможет нам  в дальнейшем разобраться со всеми  другими премудростями кредитной арифметики.

Российские  банки применяют в настоящий  момент два способа погашения  долга — аннуитетными (равными) и  дифференцированными (уменьшающимися) платежами. Аннуитетные платежи  иногда еще называют рентными, а  способ погашения кредита дифференцированными платежами — коммерческим. Могут встречаться и другие определения.

Ежемесячный аннуитетный платеж — это постоянная сумма, которую заемщик каждый месяц  отдает банку. Он складывается из двух составляющих — возвращения основного  долга и начисленных процентов. (Отметим, что, строго говоря, понятие «аннуитет» применимо только к ежегодным выплатам, но на практике сложилось так, что его применяют к равным выплатам с любой периодичностью, в том числе и ежемесячным.)

Формула аннуитетного платежа выглядит следующим образом: 

где ЕП — размер ежемесячного платежа; СК — сумма кредита; ПС — годовая  процентная ставка; КМ — количество месяцев (срок, на который выдан кредит).

Как мы уже заметили, ежемесячный аннуитетный  платеж складывается из двух составляющих — возвращения основного долга и начисленных процентов: 

где ВОД — возврат основного долга; ЕПВ — ежемесячные процентные выплаты.

На  этом сходство в подходах банков заканчивается, и начинаются различия. Состоят они  в подходах к вычислению суммы причитающихся процентов. Основных подходов два, разница — в используемой временной базе. Часть банков исходят из того, что «в году 12 месяцев», и тогда размер ежемесячных процентных выплат определяется по формуле: 

Информация о работе Формула кредита