Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ финансового планирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты понятий «планирование», «финансовое планирование», определить их виды и значение, описать процесс финансового планирования.
2) Изучить, проанализировать и описать особенности бизнес-плана полиграфического предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Финансовое планирование: сущность, значение, виды 5
1.2 Разработка документов стратегического финансового планирования 14
1.3 Генеральный бюджет компании 17
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В КРИЗИС 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа содержит 1 файл

КР финпланирование.doc

— 299.50 Кб (Скачать)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Байкальский государственный университет

экономики и права в г. Братске

Кафедра финансы и кредит

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

 

 

 

 

Руководитель

курсовой работы:                                           О.В. Филиппова

 

Студент:                                                         гр.ФКус-08 А.Г. Шевченко

 

 

 

 

 

 

Братск, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ)

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Финансовое планирование: сущность, значение, виды

1.2 Разработка документов стратегического финансового планирования

1.3 Генеральный бюджет компании

2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ в кризис

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Кризис напомнил очевидную истину, подзабытую в предыдущие благополучные годы: планирование - одна из основных функций управления. Планировать поведение компании в разных внешних условиях нужно заранее, иначе в нужный момент может просто не оказаться под рукой необходимых для маневра ресурсов.

Для компаний любой кризис предполагает быстрое использование возможностей. Однако у многих руководителей нет опыта работы в условиях высокого уровня нестабильности, а прогнозирование и в обыденной ситуации не является сильной стороной большинства компаний. Прошедшие месяцы показали, что инертны не только коллективы, но и топ-менеджмент, многие теряют время, недооценивая реальность.

Многолетняя практика, а также опыт кризиса 1998 г. показывают, что есть несколько способов, позволяющих менеджменту превратить кризис из неуправляемого в управляемый. Вот некоторые из них:

- быстро принимать решения в условиях недостатка информации;

- работать согласованно, командой, доверяя друг другу;

- планировать действия для разных сценариев рынка и отрасли;

- проводить непопулярные решения;

- сплотить коллектив и минимизировать любые потери;

- повысить оборачиваемость денежных средств.

В современных условиях хозяйствования, непредсказуемости рыночных факторов и постоянно растущей конкуренции на первый план в управлении финансово-хозяйственной деятельностью выходит планирование вообще и финансовое в частности. Сегодня невозможно переоценить значимость этого элемента управления деятельностью компании.

Без составления финансового плана не обходится, пожалуй, ни одна компания. Вместе с тем не прекращаются споры экспертов на тему «А нуждается ли фирма в этих процессах?». Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует более детально проанализировать особенности планирования.

В экономической литературе в настоящее время в отношении понятия «планирование» имеется терминологическая неопределенность, и даже некоторая путаница. Многие считают, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений, а при планировании фиксируются показатели, к которым фирма стремится. Иногда планирование и прогнозирование разделяются по временному признаку и методам проведения (прогнозирование - долгосрочное, более сложные методы; планирование - краткосрочное, метод прямого счета). Еще один вариант разделения этих процессов: прогнозирование относится к внешним факторам (которые компания контролировать не может), планирование - к внутренним (которые целиком и полностью находятся под управлением компании).

Все вышесказанное о финансовом планировании и сложившаяся ситуация в связи с экономическим кризисом определили выбор темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является анализ финансового планирования на предприятии.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:

1) Рассмотреть теоретические аспекты понятий «планирование», «финансовое планирование», определить их виды и значение, описать процесс финансового планирования.

2) Изучить, проанализировать и описать особенности бизнес-плана полиграфического предприятия.

Объектом исследования является планирование деятельности предприятия.

В качестве предмета исследования выбрано финансовое планирование: сущность, значение, виды, процесс планирования.

Теоретическую и методическую основу данной работы составляют работы отечественных авторов в области теории и практики изучения финансов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1.                                   ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1                                     Финансовое планирование: сущность, значение, виды

Планирование является составным элементом процесса управления.

Планирование — это осознанное предвидение действий в будущем, моделирование результатов деятельности, поиск благоприятных возможностей, создание условий завтрашнего дня. Финансовое планирование является частью общего процесса планирования на предприятии, в нем используется информация маркетинговых исследований, организационного, производственного и других планов, при этом финансовое планирование подчиняется миссии предприятия и его общей стратегии. Планирование всегда ориентировано на данные прошлого, но направлено на определение и контроль за развитием предприятия в перспективе.

Одним из важнейших составных элементов управления финансами является финансовое планирование. Финансовое планирование, как и любой другой его вид — это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Последовательность планирования обычно такова:

- определение целей;

- моделирование будущего состояния предприятия;

- определение способов его достижения;

- декомпозиция заданных (желаемых) результатов в цели и постановка задачи исполнителям, которые сами определят способы их достижения.

Планирование, таким образом, представляет собой:

- систематическую постановку целей и разработку мероприятий по их достижению;

- моделирование (проектирование) основных параметров деятельности предприятия, взаимосвязей между ними и определение условий и сроков их достижения;

- систематическую подготовку управленческих решении, связанных с будущими событиями (подготовка к будущему) [25].

Процесс начинается с анализа сложившегося на последнюю отчетную дату финансового состояния предприятия. Основное назначение этого анализа состоит в том, чтобы:

- оценить по совокупности заранее определенных параметров сложившийся уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном временных разрезах на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости;

- выявить основные тенденции изменения финансовой устойчивости и их причины;

- определить приоритетные направления и задачи повышения финансовой устойчивости предприятия (нормализации его финансового состояния).

Качество планирования зависит от внешних и внутренних условий.

Внешние условия связаны с оценкой ситуации на товарных и финансовых рынках, с макроэкономической средой. Для финансового планирования необходима достоверная информация о следующих факторах:

- объем спроса и предложения товаров;

- цены на продукты и ресурсы;

- система расчетов;

- условия кредитования;

- порядок налогообложения и др.

Внутренние условия связаны с управленческими решениями, касающимися следующих параметров:

- масштаб бизнеса — объем выпуска товаров ограничивает производственная мощность предприятия;

- уровень технологии и организации операционных процессов — влияет на эффективность использования ресурсов, на качество изделий и услуг, а следовательно, на себестоимость и отпускные цены;

- уровень менеджмента - определяет качество планирования [16, с.15].

В ходе планирования уточняют цели и пути их достижения, устанавливают стратегические параметры, текущие задания и нормативы для оперативного контроля деятельности (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Содержание финансового планирования на различных уровнях

Уровень планирования

Содержание финансового 
планирования

Мониторинг

Стратегический — постановка стратегических целей      

Определение стратегических
финансовых параметров    
деятельности             

Анализ выполнения, корректировка 
целей и планов 

Тактический — проработка путей и средств реализации поставленных целей        

Определение текущих      
заданий, контрольных     
нормативов деятельности  

 

Процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление мероприятий, которые на каждом его этапе влияют на развитие компании. Точно предвидеть будущее практически невозможно, поэтому планирование должно быть непрерывным и итеративным (необходимо постоянно учитывать вновь поступающую информацию). Например, при финансовом планировании с периодом в один год в декабре утверждают планы на год с января по декабрь, через месяц - на год с февраля по январь, а в феврале — на год с марта по февраль следующего года и т.д.

При плановом подходе к управлению компанией можно выделить несколько уровней планирования, которые отличаются между собой горизонтом и степенью точности данных. Обычно выделяют три уровня: стратегический, тактический и оперативный [24].

Стратегический план является самым долгосрочным (5-7 лет) и наименее точным. При его подготовке используются гипотезы и экспертные оценки. Главной задачей такого плана является определение основных направлений развития компании. Этот документ носит индикативный характер.

В качестве тактического планирования выступает бизнес-план деятельности компании. Он разрабатывается на 3-5 лет и имеет более высокую точность расчетных данных. При их подготовке используются аналитический и статистический аппарат, экстраполяция фактических данных для подтверждения гипотез и экспертных оценок, заложенных при стратегическом планировании [24].

Под оперативным контуром планирования понимается бюджет компании. Это краткосрочный документ, который разрабатывается на один год с разбивкой по месяцам. Он имеет самую высокую точность плановых данных и формируется на основе актуальной информации.

В некоторых компаниях не выделяют стратегический план в отдельный документ, все его составляющие включаются в бизнес-план компании.

Наличие всех уровней планирования весьма важно для успешной деятельности компании, так как позволяет задавать вектор движения в долгосрочной перспективе и оперативно следить за его реализацией, а также в процессе бюджетирования (оперативного планирования) учитывать долгосрочные инвестиционные потребности компании.

Рекомендуется составлять несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. При подготовке плана нужно учитывать:

а) наличие ограничений, с которыми сталкивается компания (требования рынка по объему, структуре и качеству продукции, технические, технологические и кадровые особенности);

б) стимулирующую роль плана для работы финансового менеджера;

в) условность любых планов из-за неопределенности развития экономической ситуации в глобальном и локальных масштабах.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии