Финансово-бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Финансово-бюджетное планирование по сути своей является активным способом государственного регулирования экономики

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3

1.Финансовая система государства………………………………………………..…5

1.1 Сущность финансовой системы государства……………………………………5

1.2 Планирование как важнейшая часть построения финансовой системы……..12

2.Финансово-бюджетное планирование………………………………………........15

2.1 Типы планирования в системе государственного управления………………..15

2.2 Виды финансово-бюджетного планирования……………………………..…...21

2.3 Функции планирования в системе государственного управления…………...23

Заключение…………………………………………………………………………...26

Библиографический список…………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

курсак.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Хакасский государственный университет  им. Н. Ф. Катанова»

Институт  экономики и управления

кафедра финансов и кредита  
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

                             по дисциплине: Бюджетная система  РФ

на тему: Финансово-бюджетное планирование 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса

                                                                                                          группы ФК- 41

                                                                                                       Сугака Л. А.

                                                                                  Проверил: Кравченко П. В. 
 
 
 

Абакан, 2011 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….…3

1.Финансовая система государства………………………………………………..…5

1.1 Сущность финансовой системы государства……………………………………5

1.2 Планирование как важнейшая часть построения финансовой системы……..12

2.Финансово-бюджетное планирование………………………………………........15

2.1 Типы планирования в системе государственного управления………………..15

2.2 Виды финансово-бюджетного планирования……………………………..…...21

2.3 Функции планирования в системе государственного управления…………...23

Заключение…………………………………………………………………………...26

Библиографический список…………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Финансово-бюджетное планирование по сути своей является активным способом государственного регулирования экономики: с его помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние.

     Бюджет  и государственная бюджетная  система в целом являются совокупностью  экономических отношений, возникающих  в процессе распределения и перераспределения  ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов. Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею. В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

     Выполнение  государством возложенных на него функций  связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

     Важное  место в проведении грамотной  финансовой политики занимает бюджетное  планирование и прогнозирование. Поэтому  тема данной работы является актуальной.

     Целью данной курсовой работы является: определить сущность и значимость финансово-бюджетного планирования.

     В рамках данной работы были поставлены следующие задачи:

     1. Определить сущность и проанализировать методы финансово-бюджетного планирования, дать определение финансовой системы государства и бюджетной системы.

     2. Рассмотреть планирование как  важнейшую часть построения финансовой  системы. 

     3. Проанализировать финансово-бюджетное планирование на государственном уровне: рассмотреть типы планирования в системе государственного управления, виды финансово-бюджетного планирования, функции планирования в системе государственного управления.

     1.Финансовая система государства

     1.1. Сущность финансовой системы государства

     Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей.

     Финансы – это особая форма экономических  отношений по поводу образования  и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих  в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Финансы в государстве есть политическая форма совокупной экономической  категории, которая воплощает себе всеобщность существования денег, бюджета, налогов и кредита на всех стадиях воспроизводственного процесса. 

     Финансы – связывающее звено между  созданием и использованием национального  дохода. Они носят объективных  характер, выражают определенную сферу  производственных отношений и относятся  к базисной категории. По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны. Они имеют свое характеризующее свойство, отличающее их от других экономических категорий. Оно состоит в том, что финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости. Еще финансы во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.1

     Финансовая  политика играет в реализации поставленных целей существенную роль.

     Финансовая  политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

     Финансовая  политика как предмет призван  найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

     Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов.

     Цели  финансового управления на уровне государства  делятся на бюджетные и внебюджетные. Бюджетные цели связаны с формированием  и использованием бюджетов всех звеньев  бюджетной системы, а также бюджетных  фондов, входящих в состав бюджета  государства. Внебюджетные цели имеют ярко выраженную социальную направленность, или связаны с процессами создания и развития инфраструктуры экономики.

     Финансовые  ресурсы складываются из трех источников:

     1) средства, аккумулируемые в государственной  бюджетной системе;

     2) средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных;

     3) ресурсы, используемые самими  предприятиями (прибыль предприятий  и амортизация).

     Финансовые  ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной  системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.

     Задачи  финансовой политики:

     1) обеспечение условий для формирования  максимально возможных финансовых  ресурсов;

     2) установление рационального с  точки зрения государства распределения  и использования финансовых ресурсов;

     3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

     4) выработка финансового механизма  и его развитие в соответствии  с изменяющимися целями и задачами  стратегии;

     5) создание эффективной системы  управления финансами.

     В то же время финансовая политика –  относительно самостоятельная сфера  деятельности государства, важнейшее  средство реализации политики государства  в любой области деятельности.

     Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить все выше перечисленные задачи.

     Следует различать финансовую политику и  экономическую политику. Финансовая политика – самостоятельная сфера  деятельности государства в области финансовых отношений. Тем не менее, она является формой экономической политики и призвана, присущими её специфическими способами и методами, содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

     Финансовая  политика распространяет своё воздействие на экономическую политику. В то же время она является важнейшим средством реализации политики государства в любой общественной деятельности, например, социальной сфере или международных отношениях.

     При выработки и проведении финансовой политики необходимо соблюдение комплексного подхода, заключающегося в согласовании мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы страны, путём их ориентации на выполнение основной задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой политикой и основными составными частями экономической политики – кредитной, в области ценообразования, заработной платы.

     Содержание  финансовой политики достаточно сложное, т.к. широкий комплекс мероприятий. Оно определяется:

  • соответствующей теоретической и разработанной на её основе концепцией, определяющей роль государства в области финансов;
  • разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
  • осуществлением практических мер по реализации этих целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

     Следовательно, финансовая политика – определение  целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.

     Финансовая  политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. 

     Финансовая  стратегия – долговременный план. Финансовая тактика направлена на решение  задач конкретного этапа развития общества, отличающийся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс2

Информация о работе Финансово-бюджетное планирование