Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы по теме «Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования» – изучение источников финансирования здравоохранения в условиях действующего законодательства, а также поиск направлений их совершенствования.

Исходя из сформулированной цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть два основных источника финансирования здравоохранения РФ и внебюджетное поступление денежных средств в учреждения здравоохранения;
провести анализ и оценку действующей системы финансирования здравоохранения Российской Федерации;
дать рекомендации по совершенствованию системы финансирования здравоохранения и выявить новые источники финансирования для обеспечения результативности системы здравоохранения в России.

Содержание

Введение
1. Системы финансирования Здравоохранения
2. особенности финансирования здравоохранения в российской федерации
2.1 Законодательное регулирование и бюджетное финансирование здравоохранения в Российской Федерации
2.2 Принципы и сущность Обязательного Медицинского Страхования в Российской Федерации
2.3 Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы
3. Система финансирования Здравоохранения на примере ростовской области
3.1 Финансирование системы здравоохранения Ростовской области из областного бюджета
3.2 Финансирование системы здравоохранения Ростовской области через Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования
3.3 Программа модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы
3.4 Национальный проект «Здоровье»
3.5 Областная целевая программа «Развитие здравоохранения на Дону»
заключение
список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа бюджетная система РФ.doc

— 694.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа 
 

        По дисциплине: «Бюджетная система Российской Федерации»
  Вариант: «Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования»
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2011 г.

 

 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

Введение

     Длительное  время управление системой отечественного здравоохранения основывалось преимущественно  на прямом администрировании, а роль экономических регуляторов практически  игнорировалась. Финансирование отрасли  традиционно основывалось на показателях ресурсного обеспечения (коечный фонд, число медиков и прочее), а не конечных результатах работы медицинских работников. Лечебно-профилактические учреждения ориентировались только на систему нормативов, доводимых органами управления здравоохранением, и были лишены экономических стимулов к расширению объема деятельности и повышению качества медицинской помощи. Господство административных методов управления в сочетании с финансированием на основе ресурсных показателей стало основой экстенсивного развития здравоохранения. Переход к рыночной экономике, безусловно, сказался и на системе здравоохранения. Практически произошел переход от исключительно административного управления к экономическим методам управления. Для многих стран с различным уровнем экономического развития тем не менее типичным является тот факт, что реформирование системы становится составной частью более общего процесса структурной перестройки всей общественно-политической жизни. Реформирование тоталитарной жестко централизованной экономики в рыночную сталкивается с большими трудностями, имеющими различные причины и характер: от непонимания до желания и даже сопротивления. Важное значение имеет как и подготовленность общества в целом так и каждого индивидуального участника экономических процессов к работе в новых условиях.

     Финансирование  здравоохранения изменяется в соответствии с переменами технических и социально-экономических  условиях жизни общества. Управление здравоохранения должно осуществляться с учетом его взаимосвязей с экономикой и социальной структурой общества.

     Здоровье  как интегральный показатель зависит  от многих факторов «качества жизни», и вклад здравоохранения оценивается  в 10-15%. При этом не так важно, насколько  приведенная оценка вклада верна, важно, что он есть.

     Актуальность и значимость рассмотрения проблемы возникла в связи с тем, что в настоящее время состояние здоровья населения Российской Федерации  прогрессивно ухудшается по сравнению с таковым в РСФСР в 1990г. и в странах Европы. Смертность на 60-80% превышает европейские показатели, общая продолжительность жизни в Российской Федерации  на 16,4 года меньше, чем в Японии, на 14,3, чем в Канаде, на 12,9, чем в Финляндии, на 12,0 чем в США, и на 5,7 года меньше, чем в Китае. Прогрессивно растет смертность по основным классам болезней – сердечнососудистым заболеваниям, онкозаболеваниям,  неонатальной смертности.

     Государственное финансирование здравоохранения РФ в 2009-2010 гг. составило 3,5% и 3,7% ВВП соответственно, а в 2011 г. будет соответствовать 4% ВВП. Для сравнения общие расходы на здравоохранение в доле ВВП в странах Восточной Европы равны 6%, Западной Европы – 9%, США – 14%. При этом абсолютная величина ВВП в РФ почти в 20 раз меньше, чем в ЕС и США. В абсолютных цифрах расходы здравоохранения на душу населения в РФ в 40 раз ниже, чем в США, в 20-30 раз, чем в Западной Европе.

     Цель курсовой работы по теме «Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования» – изучение источников финансирования здравоохранения в условиях действующего законодательства, а также поиск направлений их совершенствования.

     Исходя  из сформулированной цели, были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть два основных источника финансирования здравоохранения РФ и внебюджетное поступление денежных средств в учреждения здравоохранения;
  • провести анализ и оценку действующей системы финансирования здравоохранения Российской Федерации;
  • дать рекомендации по совершенствованию системы финансирования здравоохранения и выявить новые источники финансирования для обеспечения результативности системы здравоохранения в России.

     В  главе 1 «Системы финансирования здравоохранения» рассмотрены системы и модели финансирования организации здравоохранения.

     Особенности финансирования здравоохранения в  Российской Федерации  раскрывается во  главе 2 «Особенности финансирование здравоохранения РФ». В данной главе дается подробное описание источников финансирования на современном этапе.

     В главе 3 «Особенности системы финансирования здравоохранения на примере ростовской области» отражены источники финансирования, региональные программы модернизации здравоохранения, национальный проект «Здоровье» и целевая региональная программа «Развитие здравоохранения на Дону».

 

  1. Системы финансирования Здравоохранения

     Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по двум признакам: по источнику формирования средств и по форме их распределения.

     Источники формирования средств не всегда влияют на формы их распределения, системы  с одним и тем же источником формирования средств могут иметь  разные характеристики распределения.  

     Источниками финансирования могут быть:

  • Общие налоговые доходы всех видов и уровней.
  • Целевые налоговые поступления.
  • Целевой взнос на обязательное медицинское страхование (или налог на заработную плату).
  • Личные средства граждан и иные источники.

     Общие налоговые доходы всех видов и  уровней. К ним относятся: налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость, подоходный налог и др. Они поступают  в государственный или муниципальный  бюджет, а затем распределяются по разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся бюджетные приоритеты.

     Система, базирующаяся на общих налоговых  доходах, называется бюджетной.

     Целевые налоговые поступления: к ним относятся налоги, устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему финансирования здравоохранения, поскольку является дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения незначительна.

     Целевой взнос на обязательное медицинское  страхование: взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда и в России выплачивается работодателями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами.

     Системы, основанные преимущественно на целевом  взносе на медицинское страхование, получили название систем обязательного  медицинского страхования.

     Личные  средства граждан и иные источники финансирования: средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг.

     В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные  фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы, пожертвования и альтернативные источники финансирования (ссуда, лизинг, факторинг).

     Бюджетная система является государственной  системой финансирования. В  таких  системах государство является собственником значительной части медицинских учреждений, органы управления осуществляют планирование здравоохранения и много других функций прямого управления отраслью.

     В системах ОМС участие государства  принимает более мягкие регулирующие формы, а медицинских организации не всегда принадлежат государству. Тем не менее, системы ОМС также являются государственными системами финансирования, поскольку:

     - во-первых, взносы работодателей  и работников носят обязательный  характер и принимают форму особого налога на заработную плату;

     - во-вторых, поступления от взносов  являются хотя и обособленной, но все же частью государственных  финансов, поэтому они контролируются  государством;

     - в-третьих, государство регулирует  многие элементы этой системы  – ставки взносов, цены на медицинские услуги, договорные отношения между страховщиком и медицинской организацией, размер гарантируемого объема медицинских услуг и т.д.

     Ни  в одной стране, в том числе  и в России, ни одна из этих моделей  не реализована в «чистом» виде, наблюдается их сочетание, или с преобладанием одной из них.. Многие национальные программы здравоохранения рассчитаны на определенную степень участия пациентов в расходах. Доля личных затрат пациентов в большинстве стран колеблется в пределах 10-30% от общей суммы затрат.

     Типы  систем финансирования по форме их распределения (по характеру взаимодействия с медицинскими организациями):

     1. интеграционная модель;

     2. контрактная модель.

     Их  называют экономическими моделями здравоохранения.

     Интеграционная модель предполагает слияние функций финансирования, управления и оказания медицинской помощи. Имущество медицинских организаций принадлежит государству или органам местной власти. В Российском здравоохранении подавляющая часть медицинских организаций имеет статус государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений и напрямую управляется органом управления здравоохранением, который одновременно является финансирующей стороной.

     Органы  управления не только определяют общую  стратегию и приоритеты развития отрасли, но и регламентируют основные стороны деятельности медицинских учреждений: определяют их мощность (например, число больничных коек, амбулаторных приемов), принимают решение о перераспределении ресурсов между отдельными учреждениями, назначают руководителей и прочее. В такой модели права медицинских учреждений ограничены.

     Теоретически  интеграционная модель экономических  отношений обеспечивает высокую  степень управляемости системой. На практике для этого требуется  множество условий, главные из которых – это высокий уровень планирования и готовность медиков работать в рамках командной системы.

     Недостатки  модели – это отсутствие возможности  для маневра ресурсами, бюрократизация отношений, слабая ориентация на потребительский  спрос, отсутствие экономической мотивации медиков.

     Поэтому интеграционную модель экономических  отношений стали преобразовывать  в контрактную модель на основе разделения функций финансирования и оказания медицинской помощи.

     Контрактная модель строится на экономических, а не на административных отношениях между финансирующей стороной и медиками. Основой этих отношений является разделение функций финансирования и оказания медицинской помощи.

     Контрактная модель предполагает выбор гражданами медицинской организации и врача. Утверждается принцип «деньги следуют за пациентом». В реальной жизни выбор места получения медицинской помощи зависит от организации оказания медицинской помощи. В многоуровневой системе выбор пациента чаще всего определяется решениями медиков более низкого звена первичной медико-санитарной помощи.

 

2. особенности финансирования здравоохранения в российской федерации

2.1 Законодательное  регулирование и  бюджетное финансирование  здравоохранения  в Российской Федерации

Информация о работе Финансирование здравоохранения: основные системы, проблемы, пути реформирования