Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Введение
Глава 1. Сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
1.3 Федеральный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства
Глава 2. Анализ Федерального бюджета РФ
2.1 Анализ доходов Федерального бюджета РФ
2.2 Анализ расходов Федерального бюджета РФ
2.3 Профицит и дефицит Федерального бюджета РФ
Глава 3.Цели и задачи бюджетной стратегии на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу
Заключение
Список литературы
федеральный бюджет дефицит доход
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
и т. д.
2.1 Анализ доходов Федерального бюджета РФ
Структура доходов Федерального бюджета РФ:
Наименование налогов и платежей | Структура доходов федерального бюджета | ||||||
Закон № 198-ФЗ (с изм.) | Законопроект | ||||||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2008 г.-ожидаемое | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ | 7,2% | 7,2% | 7,3% | 6,9% | 6,9% | 7,2% | 7,3% |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ | 5,6% | 6,2% | 6,7% | 5,0% | 5,6% | 6,1% | 6,5% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 14,9% | 20,3% | 20,9% | 13,5% | 18,4% | 19,6% | 20,7% |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 13,5% | 18,8% | 19,4% | 12,3% | 17,1% | 18,2% | 19,2% |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 1,3% | 1,4% | 1,5% | 1,2% | 1,3% | 1,4% | 1,5% |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 12,5% | 14,6% | 16,5% | 11,7% | 13,2% | 15,1% | 16,2% |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 12,2% | 14,2% | 16,0% | 11,4% | 12,8% | 14,7% | 15,8% |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации | 0,4% | 0,4% | 0,5% | 0,3% | 0,4% | 0,4% | 0,4% |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 16,6% | 12,7% | 11,5% | 18,3% | 13,5% | 12,5% | 11,8% |
Налог на добычу полезных ископаемых | 16,3% | 12,3% | 11,2% | 18,0% | 13,2% | 12,2% | 11,5% |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья | 16,2% | 12,2% | 11,1% | 17,9% | 13,1% | 12,1% | 11,4% |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА | 0,3% | 0,3% | 0,3% | 0,3% | 0,3% | 0,3% | 0,3% |
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% |
ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 39,6% | 35,5% | 33,8% | 40,4% | 38,8% | 36,2% | 34,5% |
Ввозные таможенные пошлины | 6,7% | 7,8% | 8,3% | 6,5% | 7,4% | 8,1% | 8,1% |
Вывозные таможенные пошлины | 31,9% | 26,7% | 24,3% | 32,9% | 30,5% | 27,0% | 25,3% |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ | 0,9% | 0,9% | 0,8% | 0,8% | 1,1% | 1,0% | 1,0% |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 0,5% | 0,6% | 0,6% | 1,2% | 0,5% | 0,5% | 0,5% |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА | 1,4% | 1,4% | 1,4% | 1,3% | 1,2% | 1,2% | 1,0% |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ | 0,0% | 0,1% | 0,1% | 0,1% | 0,2% | 0,1% | 0,1% |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА | 0,1% | 0,1% | 0,1% | 0,1% | 0,0% | 0,0% | 0,0% |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 0,3% | 0,0% | 0,0% | 0,3% | 0,0% | 0,0% | 0,0% |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% |
ИТОГО ДОХОДОВ | 100,0% | 100,0% | 100,0% | 100,0% | 100,0% | 100,0% | 100,0% |
Законопроектом за 2009-2011 годы прогнозируется увеличение общего объема доходов в реальном выражении на 2,0 %, или на 0,7 % в среднем за год (за 2006-2008 годы увеличение общего объема доходов в реальном выражении составило 18,5 %, или на 5,8 % в среднем за год).
Динамика поступления доходов в Федеральный бюджет в 2009 – 2011 годах представлена на следующей диаграмме:
Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС – 35 % (оценка 2008 года - 23,6 %), таможенных пошлин - 33,4 % (39,4 %), НДПИ – 11,5 % (18 %), налога на прибыль организаций – 7,3 % (6,9 %), акцизов – 2,0 % (1,5 %).
Нормативы распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, установленные частью первой статьи 2 законопроекта, соответствуют статьям 50, 51, 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2010–2011 годах частью второй статьи 2 законопроекта предусмотрено снижение до 60 % доли доходов от акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, распределяемой между бюджетами субъектов Российской Федерации (частью второй статьи 2 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ, указанная доля доходов на 2010 была установлена в размере 80 %).
Структура и динамика нефтегазовых доходов Федерального бюджета по видам доходов приведена в следующей таблице:
Наименование налогов и платежей | Оценка 2008 года, | Прогноз 2009 года, | Прогноз 2010 года, | Прогноз 2011 года, | Темп роста к предыдущему году, % | Темп роста 2011 года к оценке 2008 года, % | ||
|
|
|
| |||||
млрд. рублей | млрд. рублей | млрд. рублей | млрд. рублей | |||||
|
|
|
| 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||
НДПИ при добыче нефти | 1 674,90 | 1 330,60 | 1 314,30 | 1 350,90 | 79,4 | 98,8 | 102,8 | 80,7 |
НДПИ при добыче природного газа | 91,3 | 92,7 | 93,8 | 94,7 | 101,5 | 101,2 | 101 | 103,7 |
НДПИ при добыче газового конденсата | 8,7 | 10,1 | 11,8 | 13,5 | 116,1 | 116,8 | 114,4 | 155,2 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую | 2 102,90 | 2 089,60 | 1 997,90 | 2 039,30 | 99,4 | 95,6 | 102,1 | 97 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный | 481 | 596,4 | 560,5 | 580,6 | 124 | 94 | 103,6 | 120,7 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти | 585,8 | 573,1 | 547,9 | 558,4 | 97,8 | 95,6 | 101,9 | 95,3 |
ИТОГО доходов | 4 944,60 | 4 692,50 | 4 526,20 | 4 637,50 | 94,9 | 96,5 | 102,5 | 93,8 |
Наиболее значимым источником нефтегазовых доходов бюджета являются доходы, связанные с добычей и экспортом нефти, – их доля в 2008 году составит 76,4 % и сократится в 2011 году до 73,1 %. Доля доходов от добычи и экспорта газа в структуре нефтегазовых доходов в 2011 году прогнозируется в размере 14,6 % и увеличится по сравнению с 2008 годом на 3 процентного пункта.
Снижение доли нефтегазовых доходов в ВВП к 2011 году до 6,9 % свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации в 2009 – 2011 годах прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты.
Использование нефтегазовых доходов в 2009 - 2011 годах приведено в следующей таблице:
Показатели проекта федерального бюджета | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |||
млрд. рублей | % ВВП | млрд. рублей | % ВВП | млрд. рублей | % ВВП | |
Нефтегазовые доходы | 4 692,50 | 9,1 | 4 526,20 | 7,7 | 4 637,50 | 6,9 |
Нефтегазовый трансферт | 2 531,10 | 4,9 | 2 661,60 | 4,5 | 2 501,60 | 3,7 |
Пополнение Резервного фонда | 1 587,20 | 3,1 | 678,1 | 1,2 | 718 | 1,1 |
Пополнение Фонда национального благосостояния | 197,8 | 0,4 | 809,6 | 1,4 | 1 027,30 | 1,5 |
Остаток нефтегазовых доходов, поступивших в декабре | 376,4 | 0,7 | 376,9 | 0,6 | 390,6 | 0,6 |
Начиная с 2010 года, предусмотрено снижение доли нефтегазового трансферта в ВВП, что ведет к увеличению источников финансирования дефицита федерального бюджета, используемых для финансирования не нефтегазового дефицита. Так, в 2011 году объем привлеченных средств составит 614,6 млрд. рублей, или 0,9 % ВВП, что близко к предельной величине (1 % ВВП), определенной в пункте 3 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.2 Анализ расходов Федерального бюджета РФ
Объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличится в 1,6 раза в номинальном и в 1,3 раза в реальном выражении при тенденции к сокращению их доли в ВВП начиная с 2009 года.
Среднегодовой темп прироста расходов федерального бюджета по отношению к предыдущему году в 2009 – 2011 годах составит 6,3 %, что на 0,2 процентных пункта ниже темпов прироста ВВП (6,5 %).
Структура расходов Федерального бюджета на 2008 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в следующей таблице (млрд. рублей):
Наименование | 2008 год | в % к итогу | 2009 год | в % к итогу | 2010 год | в % к итогу | 2011 год | в % к итогу |
Расходы, всего (без учета условно утвержденных расходов) | 7 021, 9 | 100 | 9 024,70 | 100 | 10 062,30 | 100 | 10 751,80 | 100 |
Общегосударственные вопросы (без процентных расходов) | 690,4 | 9,8 | 1 119,50 | 12,4 | 1 002,80 | 10 | 895,8 | 8,3 |
Национальная оборона | 1 016,70 | 14,5 | 1 277,50 | 14,2 | 1 390,70 | 13,8 | 1 480,50 | 13,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 827,2 | 11,8 | 1 085,90 | 12 | 1 198,30 | 11,9 | 1 266,10 | 11,8 |
Национальная экономика | 771,3 | 11 | 1 039,70 | 11,5 | 1 181,20 | 11,7 | 1 384,80 | 12,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 64 | 0,9 | 107,7 | 1,2 | 118,3 | 1,2 | 110,3 | 1 |
Охрана окружающей среды | 9,9 | 0,1 | 13,8 | 0,1 | 14,7 | 0,1 | 15,1 | 0,1 |
Образование | 336,1 | 4,8 | 423,1 | 4,7 | 468,8 | 4,7 | 484,9 | 4,5 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 93,7 | 1,3 | 113,9 | 1,3 | 114,4 | 1,1 | 114,4 | 1,1 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 229,9 | 3,3 | 365, 8 | 4,1 | 379,4 | 3,8 | 382,2 | 3,6 |
Социальная политика | 275,6 | 3,9 | 297,7 | 3,3 | 338,6 | 3,4 | 307,9 | 2,9 |
Межбюджетные трансферты | 2 527,30 | 36 | 2 982,00 | 33 | 3 621, 1 | 36 | 4 001, 7 | 37,2 |
Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы остается достаточно стабильной. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам: 33,0 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов) - в 2009 году, 36,0 % - в 2010 году и 37,2 % - в 2011 году; на втором месте - бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной обороны, соответственно 14,2 % в 2009 году, 13,8 % в 2010 - 2011 годах, на третьем месте – бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, - соответственно 12,0 % в 2009 году, 11,9 % в 2010 году, 11,8 % в 2011 году. На исполнение расходных обязательств в области национальной экономики предусмотрены бюджетные ассигнования в 2009 году 11,5 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов), в 2010 году – 11,7 %, в 2011 году – 12,9 %.
В реальном выражении непроцентные расходы по сравнению с темпами роста ВВП соответственно установлены: в 2009 году по сравнению с предыдущим годом выше на 11,1 процентного пункта, в 2010 году - ниже темпов роста ВВП на 0,6 процентного пункта, в 2011 году - ниже на 4,9 процентного пункта.
Таким образом, начиная с 2010 года, темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении предусматриваются ниже темпов роста экономики (ВВП).
В 2011 году наибольший прирост непроцентных расходов в номинальном выражении по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2008 год предусматривается по разделам «Национальная экономика» (на 79,5 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 72,2 %), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» (на 66,2 %), «Межбюджетные трансферты» (на 58,3 %), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 53,1 %), «Охрана окружающей среды» (на 52,3 %).
Более чем на 40 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Национальная оборона» и «Образование», ниже среднего уровня увеличиваются расходы по разделам «Культура, кинематография, средства массовой информации» и «Социальная политика», «Общегосударственные вопросы» (без учета процентных расходов).
Объем условно утверждаемых расходов (не распределяемых в текущем бюджетном периоде) предусмотрен в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации - он составил не менее 2,5 % общего объема расходов в 2010 году и не менее 5 % - в 2011 году.
Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общей сумме расходов (без учета условно утвержденных расходов) на 2009–2011 годы ежегодно составит 2,6 %, показатель, характеризующий отношение объема указанных бюджетных ассигнований к ВВП, несколько снижается - от 0,45 % в 2009 году до 0,42 % в 2011 году.