Федеральный бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение Федерального бюджета, его роли в экономике и пути сокращения дефицита. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
* дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
* рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета;
* рассмотреть принципы исполнения бюджета;
* дать общую характеристику Федерального бюджета;
* проанализировать состав и структуру федерального бюджета на 2008 и 2010 , то есть рассмотреть его доходы и расходы;
* рассмотреть проблемы формирования и использования нефтегазовых доходов Федерального бюджета;
* выявить пути укрепления доходной базы Федерального бюджета

Содержание

Введение…………………………………………………...…3
Глава 1.Социально – экономическое значение и природа Федерального бюджета
1.1.Сущность, функции и роль Федерального бюджета………..5
1.2.Состав доходов Федерального бюджета………………..…13
1.3.Классификация расходов Федерального бюджета………...18
1.4. Принципы исполнения Федерального бюджета …………24
Глава 2. Анализ Федерального бюджета на 2008 - 2010 годы
2.1.Общая характеристика Федерального бюджета…………27
2.2. Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета………………………………………………………..28
2.3. Анализ состава и структуры расходов Федерального бюджета…………………………………………………...........35
Глава 3. Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета
3.1. Проблемы формирования и использования нефтегазовых доходов Федерального бюджета…………………………………40
3.2. Пути укрепления доходной части базы Федерального бюджета…………………………………………………...........43
Заключение………………………………………………....44
Список использованной литературы………………………...46

Работа содержит 1 файл

курсовая фб.doc

— 507.00 Кб (Скачать)

    - расходы по статье  социальная политика уменьшаются в 2010 году на 2,6 млрд. рублей. Пенсионное обеспечение увеличивается на 7,9 %. На 7,4 % сокращаются средства на социальное обслуживание, на 21,5 % сокращается финансирование на социальное обеспечение.

    -межбюджетные трансферты

    Статья  межбюджетных трансфертов увеличилась  на 174,8 млрд.руб., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

    Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д. 
 
 
 
 

    Глава 3. Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета

    3.1. Формирование и использование нефтегазовых доходов Федерального бюджета

    Нефтегазовые  доходы федерального бюджета

      Нефтегазовые доходы федерального  бюджета используются для финансового  обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного  фонда и Фонда национального благосостояния.

    Нефтегазовые  доходы федерального бюджета формируются  за счет:

    - налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный,  газовый конденсат);

    - вывозных таможенных пошлин на  нефть сырую;

    - вывозных таможенных пошлин на  газ природный;

    - вывозных таможенных пошлин на  товары, выработанные из нефти.

    Определенная  часть указанных нефтегазовых доходов  в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

    После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

    Средства  нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния учитываются  на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

    Расчеты и перечисления средств в связи  с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Постановлением  правительства от 21 апреля 2010 года приостанавливается действие актов по вопросам формирования и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Отныне Министерство финансов РФ вплоть до 1 февраля 2012 года не будет публиковать информацию об объемах и размещении средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, и до 1 января 2013 года - информацию о нефтегазовых доходах бюджета, которые используются для финансирования нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

    До  указанных дат пополнения Резервного фонда и ФНБ Минфин не ждет, а, значит, и публиковать нечего. Но это отнюдь не первое утаивание информации министерством. Некоторое время назад Минфин уже прекратил публикацию данных о расходовании федерального бюджета в постатейной разбивке. Мало того, что качество и доступность статистики снижается, это еще и прямое нарушение Конституции РФ

    Оба фонда являются национальным достоянием России, и отказ правительства публиковать сведения об их состоянии ничем не отличается от отказа банка сообщить клиенту о состоянии его счета. И если в гипотетическом случае с банком сразу же возникают самые плохие предположения, то с национальными фондами вопрос еще более животрепещущий и актуальный. Недавно президент упоминал в одном из своих выступлений фразу Никиты Хрущева - "Куда идут народные деньги?" Здесь тоже можно его процитировать. А ведь тогда речь шла всего только о проекте районного дома культуры, объекта по стоимости не сопоставимого с резервным фондом.

    Не  пойдет на пользу и искусственное  создание властями атмосферы секретности. Уровень доверия к правительству будет падать, что станет закономерной реакцией на снижение доступности информации, которая к тому же касается эффективности антикризисных госрасходов. Да и зачем засекречивать сведения о том, чего скоро не будет? Скорее всего, до 2012 года все средства фондов уйдут на финансирование дефицита бюджета, который будет только расти[15].

    Публикация  хотя бы оценочных данных с периодичностью раз в квартал была бы намного лучшим решением, считает эксперт. Если же говорить о среднесрочных последствиях принятого решения, то нельзя исключать того, что к вопросу о заимствованиях придется вернуться уже ближайшее время. "Тогда на рынках еще будет свежа память о не совсем нормальном обращении с отчетностью правительства Греции. И принятое сейчас решение об отказе от публикации данных может отразиться в более высоких ставках по займам", - прогнозирует экономист.

    3.2. Пути укрепления  доходной части базы Федерального бюджета

    Доходы  бюджета России в 2010 году могут на 700 миллиардов рублей превысить ранее  запланированный уровень. Такое  заявление сделала заместитель  министра финансов страны Татьяна Нестеренко.

    По  словам Нестеренко, дополнительные доходы поступят в бюджет, в частности, в результате повышения прогнозной цены на нефть. В конце апреля Минэкономразвития повысило прогноз по средней стоимости барреля нефти марки Urals с 70 до 76 долларов.

    Кроме того, замминистра финансов сообщила, что дополнительный приток средств в бюджет может быть получен за счет "нового прогноза перечисления прибыли Центробанка в бюджет".

    Согласно  бюджету России на текущий год, одобренному  правительством и президентом, доходы страны должны составить 6,95 триллиона рублей, а расходы - 9,886 триллиона рублей. Дефицит, как ожидается, составит 6,8 процента ВВП, или 2,937 триллиона рублей.

    В середине мая министр финансов Алексей  Кудрин понизил прогноз по дефициту бюджета России до 5,4 процента ВВП. При  этом Кудрин отметил, что бюджет может стать бездефицитным, если цены на российскую нефть установятся в районе 95 долларов за баррель[14].

    В связи с сокращением поступления  в федеральный бюджет нефтегазовых доходов на фоне падения цен и  объемов экспорта природных ресурсов, а также необходимостью привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет, направляемых на финансирование нефтегазового дефицита федерального бюджета, законом, проект которого внесен правительством РФ, устанавливается в Бюджетном кодексе норма о зачислении в федеральный бюджет 100 проц доходов от налога на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ в виде углеводородного сырья /за исключением газа горючего природного/.

    Централизация в федеральном бюджете доходов  от уплаты НДПИ в виде углеводородного  сырья /нефти и газового конденсата/ приведет к увеличению доходов федерального бюджета следующим образом: в 2010 г- не менее чем на 46,5 млрд. руб, в 2011 г - не менее чем на 50,9 млрд. руб, в 2012 г - не менее чем на 55 млрд. руб.

    В целях оптимизации доходов федерального бюджета приостанавливается с 1 января 2010 г до 1 февраля 2012 г направление доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на формирование соответствующих фондов.

    В настоящее время в Банке России размещаются средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а во Внешэкономбанке - средства Фонда национального благосостояния. В соответствии с договорами с этими банками, доходы от управления средствами Банк России перечисляет в федеральный бюджет ежегодно, в размере, фиксируемом по состоянию на 15 января года, следующего за годом размещения. Внешэкономбанк доходы от управления средствами перечисляет в федеральный бюджет ежеквартально, в квартале, следующем за кварталом размещения. Затем эти доходы направляются на формирование соответствующих Фондов.

    В этой связи действие норм Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми происходит направление доходов  от управления средствами на формирование соответствующих Фондов, приостанавливается с 1 января 2010 г до момента, следующего за поступлением доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния, размещаемыми во Внешэкономбанке, за IV квартал 2011 г, а доходов от управления средствами Фондов, размещаемых в Банке России, за 2011 г.

    Данные меры, по оценке правительства, позволят увеличить доходы федерального бюджета в 2010 г - на 77,9 млрд. руб, в 2011 г - на 86,4 млрд. руб, в 2012 г - на 25,6 млрд. руб.

    В целях привлечения дополнительных доходов в федеральный бюджет законом предусмотрено в 2010-2012 гг. увеличить с 50 до 75 проц размер прибыли, перечисляемой Банком России в федеральный бюджет, что позволит дополнительно привлекать в федеральный бюджет не менее 20 млрд. руб. ежегодно[13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В данной курсовой работе были рассмотрены сущность федерального бюджета, его функции, были показаны принципы исполнения федерального бюджета. Проанализирован Федеральный бюджет на 2008-2010 г.г., т.е. рассмотрены состав и структура доходов и расходов федерального бюджета, дана общая характеристика бюджета. Также был затронут вопрос о проблеме формирования нефтегазовых доходов федерального бюджета и путей укрепления доходной части базы бюджета.

    Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

        В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

    Главные функции Федерального бюджета –  перераспределение национального  дохода и ВВП, государственное регулирование  экономики, финансовое обеспечение  социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.

    Роль  Федерального бюджета заключается  в том, что по своей внешней  форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его  доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

Информация о работе Федеральный бюджет РФ