Федеральный бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:03, реферат

Описание работы

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Работа содержит 1 файл

Федеральный бюджет РФ.docx

— 28.85 Кб (Скачать)

Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения. 
 
 

1.2 Порядок формирования, рассмотрения и утверждения бюджета.

Бюджетное устройство нашей  страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь  бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации  и местных).

Государственная бюджетная система  РФ (далее по тексту - ГБС РФ, Бюджетная  система субъектов  РФ - БСС РФ) состоит  из 21 республиканского бюджета, 55 краевых  и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных  бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских) Родионова  В.М. Современные  требования к бюджетному законодательству //Финансы. - 2006. - №7. - с. 8-11..

Вообще  принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней  одинаковы:

- принцип единства  выражает необходимость  согласования бюджетов  с единой правовой  и документарной  политикой, единым  бюджетным процессом;

- принцип гласности  требует обязательного  опубликования утвержденных  бюджетов в СМИ;

- принцип реальности  утверждает необходимость  правдивости всех  бюджетных показателей;

- принцип самостоятельности  определяется наличием  у бюджетов всех  уровней собственных  источников доходов  и правом самовольного  их расходования (в  рамках действующего  законодательства). Бюджеты нижестоящих  органов самоуправления  не входят своими  доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих  уровней Пронина  Л.И. Законодательная  основа местных  финансов //Финансы. - 2006. - №1. - с. 7-11..

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень  бюджетной системы  Российской Федерации.

Бюджет  субъекта Российской федерации - это форма  образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения  задач и функций, отнесенных к предметам  ведения субъекта Российской федерации.

Федеральный Закон о федеральном  бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов  Российской Федерации. Например, ст. 32 Федерального закона «О федеральном  бюджете на 2008 год» установлено, что  в бюджеты субъектов  Российской Федерации  в 2008 г. зачисляются  поступления от следующих  федеральных налогов:

- налога на прибыль  (доход) предприятий  и организаций  - в размере 19 % доходов;

- НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые  указываемые) на  территории Российской  Федерации, за  исключением налога  на добавленную  стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации - в размере 15 % доходов;

- акцизов на спирт  этиловый из пищевого  сырья, водку и  ликероводочные изделия,  спиртосодержащие  растворы, производимые  на территории  Российской Федерации  - в размере 50% доходов;

- акцизов на остальные  товары, производимые  на территории  Российской Федерации,  за исключение  акцизов на нефть  (включая стабилизированный  газовый конденсат), природный газ,  легковые автомобили, бензин автомобильный,  спирт этиловый  из всех видов  сырья (за исключением  пищевого), - в размере  100 % доходов;

- лицензионных и  регистрационных  сборов - в соответствии  с законодательством  РФ;

- подоходного налога  с физических лиц  - в размере 84 % доходов;

- налога на покупку  иностранных денежных  знаков и платежных  документов, выраженных  в иностранной  валюте - в размере  40 % доходов;

- платежей за пользование  недрами - по нормативам, установленным законодательством  РФ;

- единого налога  на вмененный доход  для определенных  видов деятельности - по нормативам, установленным  законодательством  РФ;

- налога на игорный  бизнес - в размерах  сверх минимальных  ставок, установленных  законодательством  РФ;

- платежей за пользование  лесным фондом - в  размере 100% доходов;

- платы за пользование  водными объектами  - в размере 60% доходов;

- прочих налогов,  сборов, пошлин и  других платежей, подлежащих зачислению  в бюджеты субъектов  Российской Федерации,  в соответствии  с законодательством  Федоткин В. Н.  Финансово-бюджетные  основы местного  самоуправления в  Российской Федерации.  Рязань: РГРТА, 2001..

Основные  функции государственного бюджета

Федеральный бюджет служит орудием претворения  в жизнь намеченных правительством финансовых мероприятий. Основные функции бюджета заключаются в следующем:

  • перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП);
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств.

Сегодня в  России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения. Через расходы и налоги государственный бюджет РФ выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.  
 
 
 

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также составлению и утверждению  отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • Федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
  • бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы  бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр. 
 
 

5  РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ПОПОЛНЕНИИ   ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА  РФ

Одним из основных направлений деятельности Бурятской таможни в 2010 году оставалось пополнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации. В  федеральный бюджет перечислено 1 млрд. 654 млн. руб., что на 304 млн. руб. больше, чем в 2009 году. По итогам 2010 года внешняя  торговля в зоне деятельности Бурятской  таможни отмечена увеличением товарооборота (на 12,9 %) за счет увеличения экспортного  оборота на 9,2 %, импортного - на 36,7 %. Общий товарооборот составил 978 млн.$, 84 % от общего товарооборота или 821,7 млн.$ приходится на экспорт, 16 % или 156,3 млн.$ – на импорт.  
 
 
Внешнеторговые операции осуществляли 354 участника ВЭД, в том числе 79, не зарегистрированных в зоне ответственности Бурятской таможни, с партнерами из 41 страны дальнего и ближнего зарубежья. Крупнейшие страны-контрагенты: Китай (41,5 % от общего товарооборота) и Япония (19,6 %). На долю стран СНГ приходится 8,1 % товарооборота. Наибольший удельный вес в товарной структуре экспорта – 45,4 % - занимает оформление за счет поставок угля каменного в Японию, Китай, Республику Корея, 25,8 % занимает оформление за счет поставок вертолетов гражданской авиации и их частей, 21,3 % оформление за счет поставок лесо- и пиломатериалов в Китай.

Федеральная таможенная служба на сегодняшний день перечислила в российский бюджет 4,5 трлн рублей. Данный показатель на 4,2% больше показателя за весь предыдущий год. Об этом сообщил на пресс-конференции  руководитель ведомства Андрей Бельянинов (источник - ИА «Банки.ру»). 
 
По словам А. Бельянинова, служба выходит на плановые показатели, которые ей были установлены. «У нас сначала было 5,4 трлн рублей, сейчас нам скорректировали. Цифра приближается к 6 трлн», — сказал он. 
 
Глава ФТС также напомнил, что правительство приняло решение о сбалансированном бюджете, и отметил, что служба является одним из основных звеньев формирования доходной части бюджета. По его словам, таможня намерена выполнить поставленные задачи. 
 
По итогам минувшего года ФТС собрала для бюджета 4,3 трлн рублей. Таможенные пошлины наряду с налогами являются основными статьями пополнения федерального бюджета РФ. 
 
Справка: 
 
Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Важнейшим направлением деятельности таможенных органов, как известно, является пополнение доходной части федерального бюджета. 484 млн. 254 тыс. рублей было перечислено  Сочинской таможней в бюджет Российской Федерации за 1 квартал 2011 года. Установленное  плановое задание по взысканию таможенных и иных платежей выполнено на 248%, т.е. план перевыполнен почти в 2,5 раза. Во многом это стало возможным  благодаря таможенному оформлению турбогенераторных энергетических установок для строительства  Адлерской ТЭС.  
 
В то же время стоит отметить, что за аналогичный период прошлого года было перечислено 862,5 млн. рублей. Снижение объемов взысканных платежей вызвано прекращением поставок плодоовощной продукции через Сочинский центральный таможенный пост в связи с реконструкцией Морского порта Сочи.  
 
В Сочинской таможне продолжается работа по реализации программы электронного декларирования через Интернет.  
 
За 3 месяца 2011 года оформлено 705 деклараций на товары, из них почти 70% - в электронной форме.  
 
Грузооборот составил свыше 1 млн. 290 тыс. тонн, общее количество оформленных грузов, по сравнению с 1 кварталом 2010 года, увеличилось более чем в 15 раз. Это связано с увеличением ввоза из-за рубежа тяжелых, в прямом смысле, товаров «олимпийской» категории: песчано-гравийной смеси, гравия, базальта, т.е. материалов, используемых для строительства олимпийских объектов. 
 
В товарообороте также прослеживается динамика роста. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года статистическая стоимость товаров увеличилась более чем на 52,6% и составила в 1 квартале текущего года 109,647 млн. долларов США. При этом соотношение импорта и экспорта в общем объеме товарооборота немного сместилось в сторону экспорта: в I квартале импорт составил 81,3 % и экспорт 18,7%, против 90,0% импорта и 10,0% экспорта в I квартале 2010 года.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ