Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:17, реферат

Описание работы

Бюджетный процесс — это регламентируемая правовыми нормами деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением

Работа содержит 1 файл

бюджетный процесс и основы бюджетного планирования.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

1.1 Понятие бюджетного  планирования: сущность, субъекты, принципы 
 

Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. «Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчётов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.)»1. 

По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов. 

Во временном аспекте прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15-20 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (от одного месяца – на каждый день, неделю, декаду). 

Планирование  – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. 

К планированию относятся2: 

общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.); 

оценка состояния  экономики на конкретный момент времени; 

оценка спонтанных тенденций развития; 

проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения намеченных целей. 

Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой  системой, с последующим формулированием  комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана. 

Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике и  многолетнем опыте сбора и  распределения финансовых средств  в целях выполнения своих функций  перед обществом. Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. 

Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях  территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению. Целями такого планирования на всех уровнях власти являются: 

• обеспечение  координации социального и экономического развития государства и его территорий на основе бюджетной политики; 

• прогнозирование  объектов финансовых ресурсов, необходимых  для обеспечения планируемых  мероприятий; 

• прогнозирование  финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ; 

• определение  возможностей по реализации различных  мер в области финансово-бюджетной  системы. 

Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. В целях качественного и своевременного составления проектов бюджетов необходимы сведения о: 

• налоговом  законодательстве; 

• предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой нижестоящим уровням бюджетной системы; 

• видах и  объемах расходов всех уровней бюджетной  системы (иногда передаваемых с одного уровня на другой); 

• нормативах финансовых затрат и др. 

Проект бюджета  основывается на: 

• бюджетном  послании Президента РФ; 

• прогнозе социально-экономического развития соответствующего территориального образования; 

• направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующего территориального образования; 

•плане развития сектора экономики соответствующего территориального образования. 

«Перспективный  финансовый план разрабатывается на основе данных и показателей прогноза социально-экономического развития государства. В плане содержатся данные о возможностях бюджетов по мобилизации доходов  и финансированию расходов по статьям бюджета. План составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется с учетом реального и прогнозного социально-экономического развития государства. Перспективный финансовый план как документ составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе данных прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и заимствований»3. 

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях  информирования законодательных и  представительных органов власти о  предполагаемых направлениях социально-экономического развития, выявления возможностей в  перспективе реализации мер в области финансовой политики, отслеживания долгосрочных целевых программ и своевременного контроля мер в определенных ситуациях. План разрабатывается на три года и ежегодно корректируется со сдвигом на один год вперед с учетом социально-экономического развития. 

План состоит  из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед государством в  области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства. 

Все вышеизложенное относится к макроэкономическому  планированию, которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического планирования – привести по истечению определенного срока к желаемому результату национальную экономику в целом. Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования. 

Планирование  в рыночной экономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики. 

Методология прогнозирования  и планирования развития экономики  определяет основные принципы, подходы, методы проведения прогнозных и плановых расчётов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления. В качестве инструмента, позволяющего реализовать методологические принципы прогнозирования и планирования, выступают методы. 

Методология планирования опирается на четыре уровня знаний: 

Общефилософский уровень – совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, Культурология, математика; теория систем; теория организации; политология); 

Общенаучный уровень, который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации, систем (кибернетика; теория организации, теория систем и др.); 

Конкретная методология  наук – образует совокупные знания об управлении в социально-экономических  системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.); 

Методология, методика и технология стратегического планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать  достижения других наук. 

Классификация прогнозов различается: 

по способу  описания тенденций изменения объекта  или процесса (трендовый и факторный  подходы); 

по способу  формирования параметров, характеризующих  объект или процесс (генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы). 

Трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого  показателя. 

Факторный подход в прогнозировании предусматривает  определение круга воздействующих на прогнозируемый показатель (индикатор), процесс факторов (регуляторов) и формы их взаимосвязи. 

Генетический  подход основывается на прогнозировании  устойчивых тенденций и сводится к перенесению зависимостей, характерных  для прошлого и настоящего, на будущее. Он позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без воздействия на этот предмет. 

Нормативный подход состоит в определении параметров воспроизводства для достижения заданных целей экономического роста, т.е. развитие объекта рассматривается от будущего к настоящему. 

Генетический  и нормативный подходы должны использоваться во взаимосвязи, в прогнозировании  они выступают альтернативными  способами выявления параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс. Главной задачей прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов. 

Прогнозирование и планирование осуществляется с  соблюдением конкретных принципов. Основными из них являются: альтернативность, научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей. 

Принцип альтернативности требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив). 

Принцип научности  реализуется в том, что плановые документы должны разрабатываться  с использованием законов общественного  развития, анализа тенденций и  прогнозов социально-экономического функционирования общества, НТП. 

Принцип социальной направленности планирования подразумевает  первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей. 

Принцип повышения  эффективности производства требует, чтобы результаты выполнения планов достигались максимальной экономией труда и ресурсов на единицу продукции. Важны при планировании такие показатели эффективности, как рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и т.д. 

Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается  в том, что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры  хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и др. При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющей максимальный спрос на мировом рынке, главным образом, товаров с большей долей добавленной стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам. 

Приоритет общественного  развития должен господствовать при  составлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период. 

Информация о работе Бюджетный процесс