Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Работа содержит 1 файл

К.Р Просвирнина Яна.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

           Бюджет  государства играет значительную роль в политической и хозяйственной  жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным  государством, под бюджетом государства  понимается бюджет России (федеральный  бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. 
    Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.    Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его, например, средства федерального бюджета на 2000 год должны направляться в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 год” на:

            -         государственное управление и местное самоуправление; -         судебную власть;

            -         международную деятельность (в том числе на международное сотрудничество);

           -         правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

            -         фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу;

           -         промышленность, энергетику и строительство;

           -         сельское хозяйство и рыболовство;

            -         охрану окружающей природной среды и природных ресурсов;

            -         транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;

           -         образование;

           -         здравоохранение и физическую культуру;

           -         иные расходы. 
     
    На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.                          
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 1. Понятие и принципы бюджетного процесса.  

 Бюджетный  процесс – это регламентируемая  нормами права деятельность органов  государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов, а также составлению и утверждению отчета об его исполнении.    Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря).    Впервые в дореволюционной России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с первого января 1700 года, что в последствии было подтверждено постановлением СНК от двадцать третьего декабря 1919 года. 
И лишь с 1922 года по 1930 год бюджетный год в России приравнивался к сельскохозяйственному (с первого октября по тридцатое сентября).    В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов…    Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы.    Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.    Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. 
Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.    Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 2 Участники бюджетного  процесса.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс  представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.    Участниками бюджетного процесса являются:

-         Президент страны;

-         органы законодательной (представительной) власти;

-         органы исполнительной власти;

-         органы денежно – кредитного регулирования;

-         органы государственного и муниципального финансового контроля;

-         государственные внебюджетные фонды;

-         главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

-         иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

-         бюджетные учреждения;

-         государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

-         кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

-         Президент Российской Федерации;

-         Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

-         Правительство Российской Федерации,

-         Министерство финансов Российской Федерации;

-         Федеральное казначейство;

-         органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

-         Банк России;

-         Счетная палата Российской Федерации;

-         государственные внебюджетные фонды;

-         главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

-         иные органы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3  Органы, обладающие  бюджетными полномочиями. 

 В систему  органов, обладающих бюджетными  полномочиями входят: 1.    финансовые органы, определяемые указом Президента страны; 2.    органы денежно – кредитного регулирования, то есть Банк России; 3.    органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:

-         Счетная палата Российской Федерации;

-         контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

-         контрольные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления. Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.    Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны:

-         с составлением проекта бюджета;

-         с внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение на утверждение законодательного органа;

-         с исполнением бюджета;

-         с управлением государственным, муниципальным долгом;

-         с ведомственным контролем за исполнением бюджета;

-         с представлением отчета об исполнении бюджета с другими полномочиями. 
Бюджетные полномочия Банка России направлены: на совместную с Правительством страны разработку и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно – кредитной политики; на обслуживание счетов бюджетов; на осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.    Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они могут обслуживать счета бюджетов, то есть выполнять некоторые функции Банка России, только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.    Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. 
Полномочия главных распорядителей предусмотрены статьей 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.    Помимо понятия главного распорядителя бюджетных средств, Бюджетный Кодекс Российской Федерации ввел понятие “распорядитель бюджетных средств”, к которому относится орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Полномочия участников бюджетного процесса Федерального уровня.    В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

-         Президент Российской Федерации;

-    Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

-         Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

-         Министерство финансов Российской Федерации;

-         Федеральное казначейство;

-         органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

-         Банк России;

-         Счетная палата Российской Федерации;

-         государственные внебюджетные фонды;

-         главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. 
Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:

-         составляет проекты федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-         осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

-         получает от федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации; 
 

2. ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ  И КРЕДИТОВАНИЯ  КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Капитальные вложения представляют собой использование  обществом валового национального  продукта на воспроизводство основных фондов. По форме они выступают как совокупность затрат на создание новых, а также техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и воспроизводственного назначения. Капитальные вложения имеют важное народнохозяйственное значение, определяемое ролью, которую выполняют вновь созданные или модернизированные средства труда в процессе производства материальных благ. Как важный фактор расширенного общественного воспроизводства достижений научно-технического прогресса, что создает материальные условия для роста и совершенствования общественного производства и повышения материального благосостояния народа. 
Капитальные вложения различаются по формам собственности отраслевому и территориальному признаку, назначению сооруженных объектов, формам воспроизводства основных фондов, составу затрат, способу строительства, источникам финансирования. Эффективность капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают отраслевую, территориальную, воспроизводственную и технологическую структуры капитальных вложений, которые определяют их соотношения в различных отраслях, регионах, формах воспроизводства основных фондов и отдельных затратах. Современная инвестиционная политика направлена на обеспечение социальной направленности и высокой народнохозяйственной эффективности капитальных вложений, а также на использование их преимущественно на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий. Важное значение капитальных вложений и необходимость более полного использования товарно-денежных отношений в условиях перехода к рынку объективно требуют государственного регулирования (прямого и косвенного) финансово-кредитных отношений между субъектами инвестиционной деятельности. 
Эти отношения складываются на основе социально ориентированной рыночной экономики, которая построена на функционировании различных форм собственности. Совокупность основных правил и рекомендаций, которые определяют состав источников денежных средств для капитальных вложений, порядок их мобилизации банками и предоставления субъектам инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования капитальных вложений. Особенности воспроизводства основных фондов, строительного производства и его продукции обуславливают относительную самостоятельность и специфические черты этой системы. Различают два основных метода обеспечения капитальных вложений денежными средствами: безвозвратный, или финансирование, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставление средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. 
В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов. Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства на капитальные вложения предоставляются предприятия и организациям непосредственно. Планово-целевой характер финансирования заключается в том, что средства выдаются только на те стройки, которые обеспечены утвержденной проектно-сметной документацией и принято соответствующее решение об их сооружении. Важным принципом финансирования капитальных вложений является предоставление средств подрядным и другим организациям в соответствии с выполнением плана (контракта). 
Так, проектные работы оплачиваются после окончания всех работ или их этапа, а также другого показателя объема этих работ, а при поступлении "россыпью" - по мере его поступления на стройку. Необходимость непрерывного финансирования обусловлена непрерывностью самого строительства. Неотъемлемой чертой финансирования является контроль денежной единицей за целевым и эффективным использованием средств на капитальные вложения со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое значение он имеет при финансировании капитальных вложений за счет бюджетных и других централизованных средств. При финансировании их за счет собственных средств инвесторов последние сами заинтересованы в эффективности капитальных вложений, поэтому банки могут не контролировать такие вложения. 
Только по просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации или проводить контрольные обмеры оплаченных строительно-монтажных и других работ. Возвратное предоставление средств, или кредитование, производится на условиях возвратности предоставленных средств в конкретные сроки и определенных размерах. Банки предоставляют долгосрочный кредит на капитальные вложения в основном на тех же принципах, на которых производится финансирование. Кроме того, кредитование является возвратным, срочным, платным и обеспеченным. Долгосрочное кредитование более полно, чем безвозвратное финансирование, отвечает условиям перехода к рынку. 
Необходимость погашения кредита и уплаты процентов за пользование им больше заинтересовывает заемщиков в рациональном технико-экономическом обосновании направления и размера кредита, содействует усилению режима экономии в процессе его использования, а также является средством контроля за окупаемостью капитальных вложений.

Информация о работе Бюджетный процесс