Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и принципы бюджетного процесса………...............4
Глава 2. Бюджетная классификация и ее структура.……………….....9
Глава 3. Стадии бюджетного процесса………………………………..12
Заключение……………………………………………………………....24
Список использованных источников ……………………………….…25

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс.docx

— 48.12 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

  Введение…………………………………………………………………...3

  Глава 1. Понятие и принципы бюджетного процесса………...............4

  Глава 2. Бюджетная классификация и ее структура.……………….....9

  Глава 3. Стадии бюджетного процесса………………………………..12

  Заключение……………………………………………………………....24

  Список  использованных источников ……………………………….…25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Государственный бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.  
 
 
 

  ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 

     Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.

     В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее  определение: «Бюджетный процесс –  регламентируемая нормами права  деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

     В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были  использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

     Бюджетный процесс представляет собой сложный  комплекс последовательных действий участников бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ), направленных на достижение основной цели – получение оптимального бюджета для конкретной территории и корректного его исполнения.

     Участниками бюджетного процесса являются:

  1. Президент Российской Федерации.
  2. Органы законодательной (представительной) власти.
  3. Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы).
  4. Органы денежно-кредитного регулирования.
  5. Органы государственного и муниципального финансового контроля.
  6. Государственные внебюджетные фонды.
  7. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
  8. Иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

     Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

     Задачами  бюджетного процесса являются:

  • максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитию рыночному хозяйству;
  • определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  • установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
  • согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
  • осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
  • повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
  • усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

     Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней  закрепления за бюджетами доходов  и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов проявляется в  том, что органы законодательной  и исполнительной власти трех уровней государственного устройства разрабатывают и исполняют каждый свой бюджет.

     Принцип равенства бюджетных прав субъектов  РФ и муниципальных образований означает одинаковые бюджетные полномочия органов власти соответствующих уровней.

     Принцип единства бюджетной системы означает, что:

  - в основе  разработки и исполнения бюджетов  всех уровней лежит единая система бухгалтерского учета и отчетности;

  - бюджеты  всех уровней исполняются на  основе единого измерителя (национальная  денежная единица, т.е. рубль), используется единая методология разработки и исполнения бюджета всех уровней;

  - используется  единая классификация доходов  и расходов бюджета.

     Принцип сбалансированности бюджета реализуется  так, что расходы любого бюджета  должны совпадать с доходами бюджета, т.е. формируются по средствам.    

     Возможна  реализация принципа сбалансированности бюджета по трем схемам:

    1. Доходы равны расходам. Если нет, вносятся изменения в закон о бюджете.

    2. Расходы превышают доходы, образуется дефицит бюджета, для покрытия которого необходимо изыскивать дополнительные средства, чаще всего это займы.

    3. Расходы сознательно устанавливаются ниже доходов, формируется профицит (начиная с 2000 г. Федеральный бюджет России – профицитный). Накопленная за ряд лет сумма профицита бюджета РФ превысила в 2006 г. 2,5 трлн. руб.

     Принцип общего покрытия расходов поступающими доходами означает использование «котлового» метода формирования доходов для финансирования расходов. Т.е. расходы не привязываются к каким-то определенным доходным источникам.

     Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Все расходы бюджета должны иметь строго адресный характер. Расходы  бюджета строго распределены по главным распорядителям и получателям бюджетных средств, причем определяется их целевое назначение.

     Принцип полноты отражения в бюджете  доходов, расходов и источников финансирования бюджетов. В новой редакции БК РФ этот принцип дополнен принципом поведомвстенности расходов бюджетов. Получателям бюджетных средств полагаются ассигнования только от главных распорядителей, в ведении которых они находятся.

     Принцип достоверности бюджета. Означает, что  при определении доходов и  расходов бюджета любого уровня бюджетной  системы должны быть учтены все реальные изменения, которые повлияют на доходы и расходы бюджета.

     Принцип эффективного и экономического использования  бюджетных средств. Это означает, чтобы все мобилизуемые доходы расходовались с максимальным эффектом. В новой редакции этот принцип сформулирован как принцип  результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 28).

     Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат  с единого счета бюджета.

     Вообще  принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

  - принцип единства выражает необходимость  согласования бюджетов с единой  правовой и документарной политикой,  единым бюджетным процессом;

  - принцип гласности требует обязательного  опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

  - принцип реальности утверждает  необходимость правдивости всех  бюджетных показателей;

  - принцип  самостоятельности определяется  наличием у бюджетов всех уровней  собственных источников доходов  и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления  не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Реализация этих принципов прослеживается и в  бюджетной системе субъектов РФ. 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ  И ЕЕ СТРУКТУРА 

     Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

     Согласно  БК РФ бюджетная классификация включает:

  - классификацию доходов бюджетов РФ;

  - классификацию расходов бюджетов РФ;

  - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

  - классификацию операций публично-правовых образований. 

     Законодательные (представительные) органы государственной  власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

     Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     Виды  доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:

  - от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

  - от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

  - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

  - финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

     Помимо  собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней  выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные  или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды  и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

Информация о работе Бюджетный процесс