Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).

Содержание

Введение
Бюджетный процесс
Понятие, стадии и участники бюджетного процесса
Характеристика отдельных стадий бюджетного процесса
Современные тенденции совершенствования бюджетного процесса
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.docx

— 51.72 Кб (Скачать)

 В случае  отклонения в первом чтении  проекта федерального бюджета  Государственная Дума может:

-          передать указанный законопроект  в Согласительную комиссию (состоит  из представителей Государственной  Думы, Совета Федерации и Правительства  РФ) по уточнению основных характеристик  федерального бюджета,

-          вернуть проект федерального  бюджета в Правительство РФ  на доработку,

-          поставить вопрос о доверии  Правительству РФ.

       Во втором чтении (в течении 15 дней со дня принятия федерального бюджета в первом чтении) утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

 В третьем чтении (в течение 25 дней со дня принятия федерального бюджета во втором чтении) утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств федерального бюджета, распределение средств  Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, основные показатели государственного оборонного заказа, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, государственная программа вооружения, программа предоставления гарантий Правительства РФ, Программа государственных внешних заимствований и др.

 В течение  10 дней Комитет по бюджету проводит  экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок  по разделам функциональной классификации  расходов и главным распорядителям  бюджетных средств, а затем  направляет указанные таблицы  в профильные комитеты.

 В четвертом  чтении (в течении 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении) проект федерального закона о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

 Принятый  Государственной Думой федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  в течении 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает указанный законопроект в течении 15 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете в течении 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

     Третья  стадия бюджетного процесса – исполнение бюджета.

  В Российской  Федерации устанавливается казначейское  исполнение бюджетов. Принцип единства  кассы предусматривает зачисление  всех поступающих доходов бюджета,  привлечение и погашение источников  финансирования дефицита бюджета  и осуществление всех расходов  бюджета с единого счета бюджета.

 Исполнение  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации  осуществляется уполномоченными  исполнительными органами на  основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов  с поквартальной разбивкой и предоставляется в орган исполнительной власти, ответственный за исполнение бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

 Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета,
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов,
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов,
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

 По расходам  бюджеты исполняются в пределах  фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением обязательных последовательно  осуществляемых процедур санкционирования  и финансирования.

 Основными  этапами санкционирования являются:

  1. составление и утверждение бюджетной росписи,
  2. утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям и бюджетным учреждениям,
  3. утверждение и доведение уведомления о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей, принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств,
  4. подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

     Процедура финансирования – это  процесс расходования бюджетных  средств.

 Орган,  исполняющий бюджет, доводит показатели  сводной бюджетной росписи до  всех нижестоящих распорядителей  и получателей бюджетных средств в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях.

 Бюджетное  учреждение на основании уведомления  составляет и предоставляет на  утверждение вышестоящего распорядителя  бюджетных средств смету доходов  и расходов. После утверждения  смета передается в орган, исполняющий  бюджет.

 Бюджетное  обязательство – признанная органом,  исполняющим бюджет, обязанность  совершить расходование средств  соответствующего бюджета в течение  определенного срока, возникающего  в соответствии с законом о  бюджете и со сводной  бюджетной  росписью.

 Лимит  бюджетных обязательств – объем  бюджетных обязательств, определяемый  и утверждаемый для распорядителя  и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающим три месяца.

Четвертая стадия – составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

 В конце  каждого финансового года министр  финансов издает распоряжение  о закрытии года и подготовки  отчета об исполнении федерального  бюджета в целом и бюджета  каждого государственного внебюджетного  фонда в отдельности.

 На основании  распоряжения министра финансов  все получатели бюджетных средств  готовят годовые отчеты по  доходам и расходам.

 Ежегодно  не позднее 1 июня текущего  года Правительство Российской  Федерации представляет в Государственную  Думу и Счетную палату Российской  Федерации отчет об исполнении  федерального бюджета за отчетный  финансовый год в форме федерального  закона.

 Одновременно  с отчетом об исполнении федерального  бюджета носятся отчеты об  исполнении бюджетов федеральных  целевых бюджетных фондов, а также  другие материалы и документы,  предусмотренные ст. 276 Бюджетного  Кодекса РФ.

 Счетная  палата Российской Федерации  проводит проверку отчета об  исполнении федерального бюджета  за отчетный финансовый год  и готовит заключение по отчету  Правительства Российской Федерации  об исполнении федерального бюджета  в течение 4,5 месяца после предоставления  Правительством Российской Федерации  указанного отчета в Государственную  Думу.

 Государственная  Дума рассматривает отчет об  исполнении федерального бюджета  в течении 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты Российской Федерации, в соответствии со ст. 279 Бюджетного Кодекса РФ. 
 
 
 
 

     Современные тенденции совершенствования  бюджетного процесса

     В экономике РФ в настоящее время  проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют  финансовая и банковская системы.

     Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики. В итоге, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических  условиях реальный рост объемов государственной  поддержки наименее защищенных категорий  граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать  уровень безработицы.

     Кризис  высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к  колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической  конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия  и стимулы для внедрения и  развития современных технологий, повышения  энергетической и экологической  эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики  и производств, выпускающих продукцию  с высокой долей добавленной  стоимости, для реализации инновационных  проектов, и в целом – для  модернизации социально-экономической  системы страны.

     Эти особенности российской экономики  обусловливают широкий спектр вызовов  и рисков для ее дальнейшего развития.

     Для выявления основных статей поступления  и выбытия денежных средств из федерального бюджета, проанализируем сводную таблицу основных статей отчета о движении денежных средств  федерального бюджета за 01.01.2009-2010гг.

     Таблица 1- Отчет о движении денежных средств (федеральный бюджет) на 01.01.2009 – 2010гг 
 

Наименование  показателя Итого на 01.01.09 Итого на 01.01.10  Суммарная разница  между

 итогами на 01.01. 2009 и 2010

ПОСТУПЛЕНИЯ 12 555 679 478 872,01 9 614 166 247 599,19 -2 941 513 231 272,81
Поступления по текущим операциям -всего 10 401 374 523 629,54 8 120 343 653 209,20 -2 281 030 870 420,30
  в том числе: по налоговым доходам 5 232 572 965 498,55 3 896 417 771 354,82 -1 336 155 194 143,73
  по доходам от собственности 262 487 005 400,42 484 917 119 731,78 222 430 114 331,36
  по доходам от оказания платных  услуг 464 498 421 863,21 473 860 228 440,23 9 361 806 577,02
  по суммам принудительного изъятия 12 804 352 982,92 14 433 935 188,78 1 629 582 205,86
  по безвозмездным поступлениям  от бюджетов  6 499 861 996,49 33 279 180 325,73 26 779 318 329,24
  от переоценки активов 723 014 732 813,42   -723 014 732 813,42
  по прочим доходам 3 699 497 183 074,53   -3 699 497 183 074,53
Поступления от инвестиционных операций - всего 56 239 935 235,10 79 704 557 174,91 23 464 621 939,81
  в том числе: от реализации нефинансовых активов: 56 239 935 235,10 79 704 557 174,91 23 464 621 939,81
Поступления от финансовых операций - всего 2 098 065 020 007,37 1 414 118 037 215,08 -683 946 982 792,29
  в том числе: с финансовыми активами: 1 825 614 999 182,74 895 206 156 429,03 -930 408 842 753,71
  от осуществления заимствований 272 450 020 824,63 518 911 880 786,05 246 461 859 961,42
ВЫБЫТИЯ 10 551 767 215 198,29 11 630 694 821 146,58 1 078 927 605 948,30
Выбытия по текущим операциям - всего 6 479 459 076 243,24 8 074 538 821 177,06 1 595 079 744 933,82
  в том числе: за счет оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда 1 577 157 593 912,57 1 914 835 748 979,52 337 678 155 066,95
за  счет приобретения работ, услуг  1 064 084 067 640,63 1 196 598 509 453,97 132 514 441 813,34
за  счет обслуживания долговых обязательств 153 340 197 124,88 176 155 551 507,16 22 815 354 382,28
за  счет безвозмездных перечислений организациям 460 836 387 649,07 580 096 407 546,90 119 260 019 897,83
за  счет безвозмездных перечислений бюджетам 2 711 402 564 137,02 3 660 631 287 805,13 949 228 723 668,11
за  счет социального обеспечения 313 066 015 786,44 350 079 110 420,05 37 013 094 633,61
за  счет прочих расходов 199 572 249 992,63 196 142 205 464,33 -3 430 044 528,30
Выбытия по инвестиционным операциям - всего 1 283 996 619 003,57 1 484 190 211 751,50 200 193 592 747,93
  в том числе: на приобретение нефинансовых активов: 1 283 996 619 003,57 1 484 190 211 751,50 200 193 592 747,93
Выбытия по финансовым операциям - всего 2 788 311 519 951,48 2 071 965 788 218,02 -716 345 731 733,46
  в том числе: на приобретение  финансовых активов: 2 518 289 744 251,00 1 802 897 236 491,96 -715 392 507 759,04
  на погашение долговых обязательств 270 021 775 700,48 269 068 551 726,06 -953 223 974,42
Изменение остатков средств - всего -2 003 912 263 673,72 2 016 528 573 547,39 4 020 440 837 221,11
  в том числе: поступление денежных средств -44 916 280 345 272,06 -32 121 614 863 720,39 12 794 665 481 551,70
  выбытие денежных средств 42 912 368 081 598,34 34 138 143 437 267,78 -8 774 224 644 330,60
 

     На  основании таблицы, можно сделать  вывод, что поступления на 01.01.10 уменьшились  по сравнению с предыдущим годом  на 2 941 513 231 272,81 рублей. Т.ж. изменились доходы по разным статьям, самые большие поступления были по доходам от собственности и от оказания платных услуг. Значительно изменилась сумма от инвестиционных операций, за счет реализации нефинансовых активов.

     Почти вдвое изменились поступления от финансовых операций, четко видно, что  это произошло за счет резкого  уменьшения суммы от операций с финансовыми  активами, и в тоже время возросла сумма финансовых заимствований.

     Анализируя  произошедшие выбытия, видно, что, изменения  по статьям в 2009 и 2010 году носят плавный  характер. Не наблюдается резкого  скачка каких-либо сумм. Но в совокупности выбытий произошло за 2010 год больше на 1 595 079 744 933,82 рублей. Это можно  объяснить активной деятельностью  государства по поддержанию бюджетов субъектов федерации, поддержания  отечественного производителя, социального  сектора и пр.

     В общем, по отчету о движении денежных средств, можно сделать вывод, что  структура статей выбытия денежных средств, остается без существенных изменений, это говорит о том, что государство продолжает осуществление  намеченных целей, ведется активная работа по формирования доходной части  бюджета.

     Бюджетная политика как составная часть  экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

     В 2011-2013 гг. планируются новые расходные  обязательства принимать только на основе тщательной оценки их эффективности  и при наличии ресурсов для  их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

     Подразумевается решение следующих задач:

• обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции;

• в среднесрочной перспективе ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти;

Информация о работе Бюджетный процесс