Бюджетный процесс в Российской Федерации, его этапы и участники

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
Обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия.
Рассмотреть этапы бюджетного процесса
В практической части курсовой работы попытаться в соответствии с действующими положениями рассмотреть состав доходов и расходов бюджета Республики Карелия на 2009 год

Содержание

Ведение 2
Основная часть 5
1. Бюджетный процесс, его принципы и задачи 5
1.1. Понятие бюджетного процесса 5
1.2. Принципы бюджетного процесса 7
1.3. Задачи бюджетного процесса 8
2. Участники бюджетного процесса; органы, обладающие бюджетными полномочиями 9
2.1. Участники бюджетного процесса 9
2.2. Органы, обладающие бюджетными полномочиями 9
2.3. Распорядители и получатели бюджетных средств 12
3. Сведения необходимые для составление бюджета. Характеристика бюджета 16
3.1. Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов 16
3.2. Основные характеристики бюджета: 16
4. Стадии бюджетной деятельности 19
4.1. Первая стадия бюджетного процесса 19
4.2. Рассмотрение и утверждения бюджета 22
4.3.Исполнение бюджета 27
5. Отчет об исполнении бюджета 30
6. Контроль исполнения бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Обязательное задание

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - копия.docx

— 81.27 Кб (Скачать)
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
по курсу «Бюджетная система РФ»
 
 

ТЕМА: Бюджетный процесс в Российской Федерации, его этапы и участники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание 

Ведение 2
Основная  часть 5
1. Бюджетный процесс,  его принципы и  задачи 5
1.1. Понятие бюджетного процесса 5
1.2. Принципы бюджетного процесса 7
1.3. Задачи бюджетного процесса 8
2. Участники бюджетного  процесса; органы, обладающие  бюджетными полномочиями 9
2.1. Участники бюджетного процесса 9
2.2. Органы, обладающие бюджетными полномочиями 9
2.3. Распорядители и получатели бюджетных средств 12
3. Сведения необходимые для составление бюджета. Характеристика бюджета 16
3.1. Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов 16
3.2. Основные характеристики бюджета: 16
4. Стадии бюджетной  деятельности 19
4.1.  Первая  стадия бюджетного процесса 19
4.2. Рассмотрение  и утверждения бюджета 22
4.3.Исполнение  бюджета 27
5. Отчет об исполнении  бюджета 30
6. Контроль исполнения  бюджета 33
Заключение 35
Список  используемой литературы 36
Обязательное  задание 38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  ВВЕДЕНИЕ

  В условиях рыночной экономики государственные  финансы выполняют своё общественное назначение – перераспределение  ограниченных финансовых ресурсов с  помощью государственного посредника – бюджетной системы. Определение понятия бюджетной системы установлено в действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) ст. 6:

  Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

  И, соответственно, бюджетный процесс Российской Федерации – это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и уровне муниципальных образований.

  Центральным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

  Особенности бюджетного процесса определяются формами  правления и государственного устройства. Для России как федеративного государства характерны единство бюджетного процесса и одновременно его децентрализация. При этом единство определяется общностью принципов и конституционно-законодательной базы организации бюджетного процесса. Децентрализация проявляется в вертикальном изменении бюджета, т.е. на каждом бюджетном уровне бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме. Горизонтальное изменение состоит в том, что бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих таких структур, каждая из которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.  
В главном законе страны Конституции РФ, закреплены принципиальные нормативно-правовые основы бюджетного процесса, определены главные участники бюджетного процесса (ст. 106, ст. 114, ст. 105) и их полномочия. В ст. 132 Конституции РФ закреплены полномочия местного самоуправления по формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов.

  Курсовая  работа посвящена изложению основ  бюджетного процесса. В ней рассматривается научное содержание темы на основе обобщения литературных источников и практики, дается описание  всех  процедур бюджетного  процесса (составление, рассмотрение, исполнение, контроль и отчет об исполнении).

   
Цель курсовой работы:

  1. Обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия.
  2. Рассмотреть этапы бюджетного процесса
  3. В практической части курсовой работы попытаться в соответствии с действующими положениями рассмотреть состав доходов и расходов бюджета Республики Карелия на 2009 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ 
 

  1. Бюджетный процесс,  его принципы и задачи

  1.1 Понятие  бюджетного процесса

  Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многочисленные параметры ее развития на предстоящий год и ближайшую перспективу. Разработке показателей бюджета уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

  Выполнение  государством возложенных на него функций  связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует сосредоточения в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе поступления в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает в себя действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других финансовых областях.

  Финансово-бюджетная  политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

  Финансово-бюджетная  политика предполагает определение  целей и задач в области  финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

  Финансово-бюджетная  политика осуществляется главным образом  в ходе работ, производимых органами власти по поступлению, накоплению и использованию бюджетных средств, т. е. в ходе бюджетного процесса.

  Совокупность  действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению  финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

  Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.(статья 6 БК РФ)

  Бюджет  государства играет значительную роль в политической и хозяйственной  жизни страны. Россия является федеральным  государством, под бюджетом государства  понимается бюджет России (федеральный  бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием  социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства  осуществляется на основе прогноза социально  – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

  На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные  бюджеты.

  Основные  положения формирования бюджетов установлены Конституцией Российской Федерации. Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).

  Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом или бюджетным  периодом. В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. (статья 5 БК РФ) Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

  В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный  бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая  сила, он утверждается в форме федерального закона.

     Средства  федерального бюджета должны  использоваться с соблюдением  норм федерального закона, утвердившего  его, например, средства федерального бюджета на 2005 год должны направляться в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2005 год” на:

  • государственное управление и местное самоуправление;
  • судебную власть;
  • международную деятельность (в том числе на международное сотрудничество);
  • правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно – техническому прогрессу;
  • промышленность, энергетику и строительство;
  • сельское хозяйство и рыболовство;
  • охрану окружающей природной среды и природных ресурсов;
  • транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
  • образование;
  • здравоохранение и физическую культуру;
  • иные расходы.
 
 

    1.2 Принципы бюджетного процесса

    В  основе бюджетного процесса лежат  принципы, характерные для бюджетного  устройства Российской Федерации:  единства, полноты, реальности, гласности,  достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов.

     Вместе  с тем для бюджетного процесса  характерны и некоторые другие  принципы.

     Так,  распределение полномочий в бюджетном  процессе основано на принципе  разграничения компетенции между  органами представительной и  исполнительной властей. В соответствии  с этим принципом составление  и исполнение бюджетов относится  к функциям органов исполнительной  власти, а рассмотрение, утверждение  и контроль за исполнением  бюджетов к функциям органов  представительной власти.

     Всем  без исключения стадиям бюджетного  процесса свойственен принцип  специализации бюджетных показателей.  Он выражается в конкретизации  доходов бюджетной системы по  источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации, его этапы и участники