Бюджетный процесс в РФ, его назначение и правовое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является подробное изучение бюджетного процесса в РФ, рассмотрение его стадий.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- понять содержание бюджетного процесса;
- усвоить основные положения формирования бюджетов в РФ;
- разобраться в механизме рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.

Содержание

Введение
Сущность и содержание бюджетного процесса
Стадии бюджетного процесса
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 31.49 Кб (Скачать)

Доработанный законопроект со всеми  необходимыми документами и материалами  должен быть представлен в Государственную  Думу Правительством Российской Федерации  в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы или  в период парламентских каникул  Председателем Государственной  Думы в установленном законом порядке.

Следующей стадией бюджетного процесса является рассмотрения и утверждения бюджета. Характерная отличительная черта второй стадии бюджетного процесса - это фактическое общественное признание представительными органами власти предлагаемых проектов бюджетов.

Порядок рассмотрения и утверждения бюджета - один из наиболее социальных значимых процессов в жизнедеятельности общества и особенно государственных структур. Поскольку бюджет - главный финансовый план страны, его принятие непосредственно затрагивает экономическую политику государства и интересы должностных лиц.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. При  этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные  акты РФ, о тарифах страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год  должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, минимальном размере оплаты труда и пенсий, размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий должны быть приняты Госдумой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в первом чтении в  течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении проекта закона о  федеральном бюджете в первом чтении Госдума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного  комитета, а также доклад Счетной  палаты РФ и принимает решение  о его принятии. В случае принятия законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета. При отклонении Госдума  может:

  • передать законопроект в трехстороннюю согласительную комиссию представителей Госдуму, Совета Федерации и Правительства РФ для уточнения основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете принимается  постановление Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете  и об основных характеристиках федерального бюджета.

Во втором чтении, занимающем 15 дней, утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов РФ. Субъекты права законодательной  инициативы направляют в Комитет  по бюджету поправки по расходам федерального бюджета, в соответствии с которыми Комитет по бюджету разрабатывает  и вносит в Госдуму проект постановления  о принятии федерального закона о  федеральном бюджете во втором чтении. Если Госдума отклоняет законопроект во втором чтении, то он передается в  согласительную комиссию.

Государственная Дума рассматривает проект закона о  бюджете в третьем чтении в  течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

В четвертом чтении Госдума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете в течении 15 дней и принимает  его в целом. Принятый Госдумой законопроект о федеральном бюджете в течении  пяти дней передается Совету Федерации, который рассматривает его 14 дней.

После одобрения Советом Федерации  федеральный закон о федеральном  бюджете в течении пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент имеет право сразу  подписать федеральный закон  или отклонить его. При отклонении закон передается для устранения разногласий в согласительную комиссию с участием представителя Президента РФ, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный закон. Госдума повторно рассматривает федеральный закон в одном чтении.

При существенных отклонениях фактических  параметров исполнения бюджета от плановых, возникающих в результате нестабильности экономики и недостаточно хорошего качества формирования бюджета, появляется необходимость внесения изменений  в Закон о бюджете. Тогда Правительство  РФ разрабатывает и представляет в Госдуму проекты федеральных  законов о внесении изменений  в федеральный закон о федеральном  бюджете. В случае снижения ожидаемых  поступлений в федеральный бюджет, что может привести к изменению  финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем  на 10% годовых назначений, Правительство  РФ вносит в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений в  Федеральный закон о федеральном  бюджете со следующими документами: - отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего года, включая  последний месяц, предшествующий тому месяцу, в течение которого вносится указанный проект; - отчетами федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета  за период текущего года, включая последний  месяц, предшествующий месяцу, в течение  которого вносится указанный проект; - отчетом об использовании средств  резервных фондов Правительства  РФ и Президента РФ; - отчетами Минфина  РФ и иных уполномоченных органов  о предоставлении и погашении  бюджетных ссуд и кредитов; - анализом причин, обусловивших внесение изменений  в федеральный закон. Госдума  рассматривает данный законопроект в четырех чтениях в течение 15 дней.

Следующая стадия бюджетного процесса – стадия исполнения бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются органами Казначейства на основе принципа единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета.

Исполнение бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными  органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

На основании  бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный  за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную  роспись в течение 15 дней после  утверждения бюджета. Сводная бюджетная  роспись утверждается руководителем  указанного органа в установленном  порядке и не позднее 17 дней после  утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие  представительный и контрольные  органы.

Исполнение бюджетов по доходам. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает  перечисление и зачисление доходов  на единый счет бюджета; распределение  в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне  уплаченных в бюджет сумм доходов (в  частности налогов); учет доходов  бюджета и составление отчетных документов о доходах соответствующего бюджета. Исполнением доходной части  бюджета занимаются непосредственно  Государственная налоговая служба и налоговые инспекции, а также  Государственный таможенный комитет  и его органы - они осуществляют сбор налогов и иных платежей в  бюджет.

Исполнение бюджетов по расходам. Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим  финансовым органом, с соблюдением  требований Бюджетного кодекса.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

· принятие бюджетных обязательств;

· подтверждение денежных обязательств;

· санкционирование оплаты денежных обязательств; 

· подтверждение  исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств  принимает бюджетные обязательства  в пределах доведенных до него в  текущем финансовом году (текущем  финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает  бюджетные обязательства путем  заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими  и юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств  бюджета денежные обязательства  в соответствии с платежными и  иными документами, необходимыми для  санкционирования их оплаты, а в  случаях, связанных с выполнением  оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств  с единого счета бюджета в  пользу физических или юридических  лиц, бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Четвертой завершающей стадией  бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных учреждений.

В отличие от действующего бюджетного законодательства, Бюджетный Кодекс Российской Федерации закрепил положение  о том, что ежегодно не позднее 15 июня текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством отчет после получения заключения Счетной палаты Российской Федерации. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета; доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты Российской Федерации на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

Наряду с указанными лицами на заседании  Государственной Думы могут выступить  либо представить доклады с анализом рассмотренных в течении года дел, связанных с бюджетными спорами  и нарушениями бюджетного законодательства, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ. По итогам рассмотрение отчета и  заключения Счетной палаты РФ Государственная  Дума принимает одно из следующих  решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе в соответствие с  ее целями и задачами были рассмотрены:

1. понятие бюджетного процесса, а именно общая характеристика  бюджетного процесса в РФ;

2. основные стадии бюджетного  процесса.

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ раскрывается понятие бюджетного процесса. Бюджет показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Ознакомившись с процессом формирования бюджета мы можем сделать вывод, что это сложный многоуровневый процесс, который задействует все  органы власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Москва: Омега-Л - 2006г.
  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2004.
  3. Бюджетная система РФ: Уч./Под. ред. О. Врублевской, М. Романовского - М.: Юрайт - 2003г.
  4. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» - 2004г.
  5. Сорокина Т.В. Государственный бюджет - Учебное пособие 2-е изд., перераб./Т.В. Сорокиной - М.: БГЭУ - 2004г.
  6. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г.

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ, его назначение и правовое обеспечение