Бюджетный процесс РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В бюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
1.1. Понятие бюджетного процесса 4
1.2. Участники бюджетного процесса
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………….......…………………………….……………………
2.1. Сущность, задачи и этапы бюджетного процесса
2.2. Формирование проекта бюджета
2.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
2.4. Организация исполнения бюджета
2.5. Отчет об исполнении бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…39

Работа содержит 1 файл

Курсовий,.doc

— 1.71 Мб (Скачать)


-  -

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ              4

          1.1. Понятие бюджетного процесса              4

          1.2. Участники бюджетного процесса

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………….......…………………………….……………………

           2.1. Сущность, задачи и этапы бюджетного процесса

           2.2. Формирование проекта бюджета

           2.3. Рассмотрение и утверждение бюджета

           2.4. Организация исполнения бюджета

           2.5. Отчет об исполнении бюджета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…39

 

 


ВВЕДЕНИЕ

    

Государственный бюджет является важным звеном финансовой системы страны и выступает как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Это форма образования и расходования денежных средств,  предназначенных для финансового обеспечения деятельности  государства  и  органов местного самоуправления.

Государственный бюджет занимает важное место в составе финансовой системы.  Он объединяет доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий  (налогов, государственного кредита,  государственных расходов) в их действии. Посредством бюджета государством осуществляются мобилизация денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП. Через государственный бюджет в настоящее время в промышленно развитых странах перераспределяется до 40 % национального дохода.

В бюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства,      социально-культурных  мероприятий, укрепление обороноспособности страны,  на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели,  определенные в расходной части бюджета.

Подготовка бюджета на предстоящий год начинается с составления прогноза социально-экономического развития страны и в дальнейшем опирается на показатели этого прогноза. Это в полной мере относится к подготовке бюджета РФ как финансового плана правительства.


ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

1.1. Понятие бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс — важнейшая составная часть бюджетного устройства страны. В Бюджетном кодексе РФ под ним понимается «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

В материальном аспекте бюджет, как государственный, так и местный, в масштабах определенного образования (государственного или муниципального) - это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. Материальное содержание бюджета очень подвижно, в нем постоянно меняются объемы концентрируемых денежных средств, направления расходов, виды поступлений. Но сущность бюджета все же проявляется только в тех общественных взаимоотношениях, которые тесно связаны с использованием и концентрацией его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В таком аспекте бюджет это совокупность экономических (денежных отношений), возникших в связи с образованием, использованием и распределением централизованных денежных фондов, которые предназначены для осуществления общих для государственных и муниципальных образований задач, а также  выполнения функций соответствующих органов власти[1].

Еще одна важная роль бюджета заключается в том, что он создает финансовую базу для функционирования и развития государства и органов местного самоуправления, правоохранительных органов[2].

Сконцентрированные в государственном бюджете средства предназначены для обеспечения обороны и безопасности страны, осуществления социально-экономической политики. При помощи бюджета происходит реализация государственных расходов разных уровней и местных программ.

Из-за аккумуляции в бюджетной системе Российской Федерации различных крупных денежных фондов создается возможность для обеспечения более равномерного развития культуры и экономики на всей территории нашей страны, а также более целесообразного размещения в пределах страны производительных сил. Бюджет – это мощный управляющий механизм в распоряжении государства.

Значимость государственного бюджета обуславливается не только величиной концентрируемых в нем денежных средств. В непосредственной связи с бюджетом и под его воздействием функционируют также все остальные звенья финансовой системы. Он является проводником финансовой политики государства.

Таким образом, в бюджетной системе РФ концентрируется часть национального дохода, которая должна быть направлена на потребности общего значения: социальные и экономические программы, обеспечение обороны и безопасности страны.

Помимо бюджета утверждаемого представительными органами власти в обычном порядке, законодательство предусматривает возможность введения чрезвычайного бюджета. Чрезвычайный бюджет – это бюджет с особым более жестким правовым режимом использования средств, основанием для установления которого, является введение чрезвычайного положения.

В настоящее время все бюджеты существуют как самостоятельные денежные фонды. Однако для управления делами каждой территории, прогнозирования ее развития важно знать, какие средства сосредотачиваются в бюджете всех уровней, функционирующих в ее рамках. Это необходимо также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти.

Поэтому законодательством предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах Российской Федерации в целом, а также субъектов Федерации и муниципальных образований.

Согласно Бюджетному кодексу консолидированный бюджет – это свод бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, используемый для расчетов и анализа. В законодательстве Российской Федерации определяется и состав бюджетов разных уровне[3].

Сущность государственного бюджета отражает:

-   базовые функции финансов;

-   текущую финансовую политику государства.

Цели и функции государственного бюджета:

-   ресурсное обеспечение функций государства;

-   регулирование экономических процессов внутри государства.

Общая структура государственного бюджета:

1.      По направлениям:

-   доходная часть;

-   расходная часть.

2.      По уровням управления:

-   федеральный бюджет;

-   бюджеты субъектов Федерации;

-   местные (муниципальные) бюджеты.

Соответственно принципам финансового менеджмента любая управленческая финансовая деятельность складывается из организации, прогнозирования, планирования, оперативного регулирования, мотивации, разработки целевых программ, учета, отчетности и контроля. Бюджетный процесс не просто сумма четырех стадий, а сложный многоплановый механизм социально-экономической жизнедеятельности физических, юридических лиц и государства.

Механизм бюджетного процесса в РФ строится на принципах существующего бюджетного устройства и бюджетных правах различных уровней власти. Именно бюджетные права определяют полномочия представительных и исполнительных органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Свое отражение они находят в законах соответствующих органов власти о бюджетном процессе.

По действующему законодательству РФ управление формированием и исполнением бюджетов является функцией исполнительных органов власти, а рассмотрение и утверждение — представительных. На практике данные процессы осуществляются при сотрудничестве обеих ветвей власти. Причем выполнение такой функции, как контроль исполнения бюджетов, в большей степени ложится на исполнительные органы. Так, основные положения относительно составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета устанавливаются Федеральным Собранием РФ, а конкретные сроки и формы бюджетной отчетности — Минфином РФ. В хронологическом аспекте бюджетный процесс развивается сверху вниз, от федерального бюджета к местным. Такая система обусловлена многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций.

Общая официальная продолжительность бюджетного процесса применительно к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: формирование, рассмотрение и утверждение — 10 месяцев, исполнение — один год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета — до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше.

 

1.2. Участники бюджетного процесса

 

В бюджетном процессе принимают участие все субъекты страны (физические, юридические лица, государственные структуры), а также ряд аналогичных зарубежных субъектов. В целом их можно разделить на две группы:

-         пассивную — поставщики бюджетных ресурсов (физические и юридические налогоплательщики, кредиторы и т.д.) и конечные потребители денежных средств (физические и юридические лица). Однако, данные субъекты пока не получили отражения в Бюджетном кодексе РФ;

-         активную — органы, наделенные бюджетными полномочиями, к которым относятся органы государственного управления, финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля.

Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах за крепленных полномочий.

Активными участниками бюджетного процесса в РФ являются:

-         Президент РФ;

-         органы законодательной власти;

-         органы исполнительной власти;

-         органы денежно-кредитного регулирования;

-         органы государственного и муниципального финансового контроля;

-         государственные внебюджетные фонды;

-         главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

-         иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

К участникам бюджетного процесса также относятся бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Президент — определяет основы бюджетной политики и общее руководство.

Представительные органы — рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль исполнения бюджетов, формируют и определяют правовой статус контролирующих органов, осуществляют другие полномочия. Они не могут создавать свои резервные фонды и выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (кроме органов местного самоуправления).

Органы исполнительной власти — осуществляют составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, ведомственный контроль исполнения бюджетов, представляют отчет об исполнении бюджетов.

Банк России — совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Госдумы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации — могут привлекаться для проведения операций по предоставлению бюджетных средств на возвратной основе, а также для выполнения функции Банка России при отсутствии его учреждений.

Субъекты РФ, муниципальные образования — вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами.

Органы финансового контроля — осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ и других правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Важное место в организации бюджетного процесса отводится четкому определению распорядителей и получателей бюджетных средств. Различают главных распорядителей федерального, региональных и местных бюджетов, просто распорядителей и получателей бюджетных средств.

Информация о работе Бюджетный процесс РФ