Бюджетный процесс и его этапы в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – методика составления, рассмотрения и утверждения бюджета республики.
Цель работы: исследование бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.

Содержание

Введение 4
1 Основы организации бюджетного процесса 6
1.1 Сущность бюджетного процесса, его задачи 6
1.2 Принципы бюджетного процесса и бюджетная классификация 7
2 Составление, рассмотрение и утверждение бюджета 11
2.1 Значение государственного бюджета 11
2.2 Составление проекта республиканского бюджета 13
2.3 Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета 16
3 Организация исполнения бюджета 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Курсовая - бюджетный процесс и его этапы в РБ.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих местных бюджетов.

     Министерство  финансов определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам, порядок оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, устанавливает порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов областей и бюджета г. Минска для составления сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов, устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения бюджета, а также осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов распорядителями и получателями бюджетных средств.

     Органы  государственного казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов, и включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства.

    Управление  денежными средствами республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иными средствами в соответствии с настоящим Кодексом осуществляется со счетов по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных средств, открытых Министерству финансов и его территориальным органам, которые в совокупности составляют единый казначейский счет.

    Учет  всех операций с денежными средствами республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иными средствами в соответствии с настоящим Кодексом осуществляется отдельно.

    Внебюджетные  средства бюджетных организаций  учитываются на едином казначейском счете.

    Открытие  и закрытие счетов распорядителей и  получателей бюджетных средств  по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных  организаций, иных государственных  средств, предусмотренных законодательством, осуществляются по распоряжению органов государственного казначейства.

     Казначейское  исполнение республиканского бюджета  предусматривает:

  • осуществление операций со средствами республиканского бюджета через единый казначейский счет;
  • распределение в установленных порядке и размерах регулирующих доходов между бюджетами различных уровней;
  • возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;
  • осуществление операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами;
  • обеспечение контроля бюджетных полномочий и обязательств;
  • осуществление платежей от имени распорядителей (получателей) средств республиканского бюджета;
  • учет всех операций и составление отчетности по исполнению республиканского бюджета[12].

     Исполнение  республиканского бюджета по доходам  предусматривает:

     1. зачисление доходов бюджета на единый казначейский счет;

     2. проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом);

     3. распределение в соответствии с законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год регулирующих доходов республиканского бюджета, зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов;

     4. возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;

     5. учет и отчетность по исполнению доходной части республиканского бюджета;

     6. анализ выполнения доходов.

     Республиканский бюджет по расходам исполняется через  автоматизированную систему государственного казначейства в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином казначейском счете с обязательным соблюдением основных этапов, которыми являются:

     1. установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;

     2. доведение бюджетных назначений до распорядителей бюджетных средств, а также утверждение бюджетных смет получателям бюджетных средств;

     3. принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

     4. подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;

     5. осуществление платежей (расходование бюджетных средств);

     6. использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функций распорядителями бюджетных средств и реализации государственных программ.

       Следует отметить, что по данными  Министерства финансов Республики Беларусь доходы республиканского бюджета за январь-август 2010 года сложились в сумме 18,7 трлн. рублей, или 52,8 процента годового плана.

     Налога  на прибыль поступило 2,2 трлн. рублей, или 61,1 процента годового плана. За январь-август 2010 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 6,9 трлн. рублей, или 54,8 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 3,5 трлн. рублей, или 34,4 процента годового плана.

     По  состоянию на 1 сентября 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 62,0 млрд. рублей и увеличилась с начала года на 3,3 млрд. рублей.

     Расходы республиканского бюджета за январь-август 2010 года составили 20,9 трлн. рублей, или 53,2 процента годового плана.

     Из  них расходы на общегосударственную деятельность составили 8,4 трлн. рублей (52,9 процента), национальной экономики – 5,9 трлн. рублей (45,3 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 4,0 трлн. рублей (64,1 процента).

     Дефицит республиканского бюджета за январь-август 2010 года составил – 2,2 трлн. рублей.

     Рассмотрим  данные об исполнении республиканского бюджета на 2010 год.

Таблица 1 – Данные об исполнении республиканского бюджета январь-август 2010 г.

Показатели  План 2010 года Исполнено за январь-август 2010 г В % к годовому плану
Всего доходов  

из них:

35523,8 18741,5 52,8
- налог на прибыль   3550,7 2171,2 61,1
- налог  на добавленную стоимость   12581,4 6897,9 54,8
- акцизы    4562,1 2756,3 60,4
Всего расходов               из них:  39409,2 20948,5 53,2
- общегосударственная  деятельность   15816,0 8361,8 52,9
- национальная  экономика   13016,3 5894,3 45,3
- расходы  на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации)   6294,5 4035,1 64,1
Превышение  доходов над расходами (+),

Дефицит (-)

- 3885,4 -2207,0  

Примечание –  Источник: [2]

     Следует отметить, что нецелевое использование средств бюджета влечет приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату взыскания.

заключение

 
 

     Бюджет Республики Беларусь - основной финансовый план государства, утверждаемым в форме закона. Государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны.

     Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством  Республики Беларусь деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению проектов бюджетов, исполнению бюджетов и контролю за их исполнением.

     Бюджетный процесс в Республике Беларусь строится в соответствии с законодательством Республики Беларусь - Бюджетным Кодексом.

     В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет.

     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы финансово-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет определенные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Бюджетные полномочия - права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.

     Бюджетный процесс состоит из составления  и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов и контроля за исполнением бюджетов.

     Составление проектов бюджетов - обязанность соответствующих  органов исполнительной власти и  органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов.

     Исполнение  республиканского бюджета обеспечивается Правительством Республики Беларусь, а организация исполнения бюджета возлагается на Министерство финансов Республики Беларусь. В соответствии с кодексом в Республики Беларусь устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

     Для кассового обслуживания исполнения бюджетов казначейство открывает счета в Национальном банке Республики Беларусь. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются казначейством.

     Отчеты  об исполнении бюджетов всех уровней  составляются по единой методике и  на основе единой бюджетной классификации, на основании данных бухгалтерского учета органов казначейства и отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Список  использованной литературы

 
     
  1. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь 16 июля 2008 г. № 412-З
  2. Данные об исполнении республиканского бюджета январь-август 2010 – www.minsk.gov.by
  3. Закон Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на 2010г.
  4. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учебник. Мн.; БГЭУ, 2002.
  5. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. М., 2002.
  6. Мушовец А.А. Теория финансов. Мн., 2003.
  7. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / Под ред. В.Н. Гюрджан. Мн., 2002.
  8. Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. М., 1998.
  9. Родионова В.М. Финансы: Учебник для вузов. М, 2000.
  10. Сабанти Б.Н. Теория финансов: Учебное пособие. М., 1998.
  11. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Мн.: БГЭУ, 2000.
  12. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учебное пособие Мн., 2003.
  13. Теория финансов: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. Мн., 1998.
  14. Финансы / Под ред. A.M. Ковалевой. М., 1999.
  15. Финансы / Под ред. Л.И. Романовского. - М.: Перспектива, 2000. - 518с.
  16. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, Г.Н.Белоглазовой; СПб. гос. ун-т экон. и финансов. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 576с.
  17. Финансы: Учебник для вузов / Г.Б.Поляк, О.И.Пилипенко, Н.Д.Эриашвили и др.; Под ред. Г.Б.Поляка. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 607с.
  18. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. M., 2000.
  19. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Ромашевского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М., 2000.
  20. Ханкевич Л.А. Финансовое право Беларуси. - Мн.: Молодежное научное общество, 2000. - 221с.
  21. Цырин И.Ф., Шихаев К.Н., Фатеев Д.А. Финансовый механизм в микроэкономической политике, его направленность и социальные последствия // Технологическое оборудование и материалы. - 1997. - №4. - C.15-17.
  22. Щуляк Н.П. Финансы предприятий. М., 2000.

Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы в РБ