Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования – проблема бюджетного финансирования экономики муниципального образования обусловлена тем, что в ходе реализации ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия местного самоуправления. Сегодня бюджеты МСУ в основной массе формируются от достигнутого уровня, исходя из субъективных факторов. Созданная система межбюджетных отношений не стимулирует муниципалитеты ни к развитию производств на своей территории, ни к наращиванию налоговой базы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.….5
1.1Экономическое содержание и функции бюджета государства……….…....5
1.2Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации...11
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях…………………………………………………………..15
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………………..21
2.1 Бюджетное финансирование: понятие и принципы……………………….21
2.2 Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования……….24
2.3 Реализация финансовых основ Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»……………….…..30
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ……………………………………………………………………..35
3.1 Особенности формирования и исполнения местных бюджетов в 2005 – 2009 годах………………………………………………………………………...35
3.2 Экономическая основа местного самоуправления г.Брянска…………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..44
Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Кейнсианская  стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е годы) превратили концепцию  «функциональных финансов» в  реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону дела. Причем последней отдается предпочтение. Главное - сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии. Согласно концепции «функциональных финансов» решить проблему дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике государства. 

Тенденции и противоречия бюджетной политики. 

     В рамках задач, которые решает бюджетная  политика, можно говорить о ее эффективности. Если бюджетная политика решает финансовые проблемы, показателями оценки ее эффективности являются бюджетный дефицит и государственный долг, отражающие состояние государственных финансов. Если бюджетная политика направлена на решение экономической задачи — макроэкономической сбалансированности, используются такие показатели, как рост ВНП и совокупных частных инвестиций, уровень безработицы и инфляции. Финансовые показатели дополняют характеристику эффективности бюджетной политики.

     Но, как отмечает американский экономист  А. Лаффер, «дефицит сам по себе не является проблемой. Он барометр того, что происходит». При определенных условиях бюджетный дефицит может превратиться в катализатор ухудшения экономического положения. Не менее важно также, как финансируется дефицит. Существует два способа его финансирования: выпуск и размещение государственных ценных бумаг среди населения и продажа облигаций частным банкам.

     В первом случае государство получает заем у населения, что вызывает дополнительный спрос, а следовательно, и стимулирование производства. Во втором случае продаваемые государством облигации на частном рынке скупает центральный банк. Появляется дополнительный стимул для роста государственных расходов. Следовательно, заем государства за счет банковской системы оборачивается дополнительными деньгами - монетизацией части государственного долга. Отсюда инфляция и падение процентных ставок [7. с. 48-55].

     Таким образом, эффективная бюджетная  политика предполагает регулирование  бюджетного дефицита и государственного долга. 

Бюджетная политика России. 

Начало XXI в. для бюджетной политики России знаменовалось положительными тенденциями: доходы как консолидированного, так  и федерального бюджета стабильно  превышали расходы, обеспечивая  профицит бюджета на уровне 2-3% к  ВВП.

     При этом, помимо количественных улучшений показателей бюджета, положительным является тот факт, что прирост доходов был достигнут за счет не только налогообложения экспортно-импортных операций, но и увеличения налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих на внутреннем рынке. Большая часть профицита была использована на погашение государственного долга, в основном внешнего. 

В начале 2003 г. была разработана правительственная  Программа бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие годы. Направленность на достижение сбалансированности государственных финансов в среднесрочной перспективе, превышение доходов бюджета над расходами предполагают использовать больше половины ожидаемого профицита на формирование финансового резерва.

     Фактически  речь идет о резервном бюджетном  фонде стабилизационного характера, нормальное функционирование которого повысит устойчивость бюджетной системы в целом, так как зависимость доходной части бюджета от ситуации на мировых рынках не должна кардинально влиять на уровень расходов бюджета. 

Резервный бюджетный фонд может выполнять две цели. 

1. сбережение  для будущих поколений. Оно  связано с долгосрочной задачей  создания механизма перераспределения  существующих ресурсов между  текущим моментом и будущим.

2. стабилизация. Она связана с задачей выравнивания в краткосрочном периоде государственных расходов и в целом экономического развития страны при резких колебаниях конъюнктуры на мировых товарных рынках. Сегодня стабилизационная направленность бюджетного резервного фонда является для России наиболее актуальной. 

Сберегательная  составляющая также может рассматриваться  в долгосрочном периоде, но до тех  пор, пока Россия вынуждена ежегодно выплачивать значительные суммы  в качестве внешнего долга. В целом  основные принципы современной бюджетной  политики нашего государства: 

- недопущение  опережающего роста государственных  расходов над темпами роста  экономики;

-безусловное исполнение принятых сектором государственного и муниципального управления обязательств; 

- приоритет  среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления развития экономики;

- конкурсные  принципы распределения бюджетных  ресурсов:

- открытость  и доступность информации по  расходам государственного бюджета  на всех уровнях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСОБЕННОСТИ  БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 

2.1 Бюджетное  финансирование: понятие и принципы 

Основная  часть расходов на народное хозяйство  направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей.

     Центральное место в расходах государства  занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств (инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями.

     Инвестиции  в создание и воспроизводство  основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

     Приоритетные  направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ, Министерством  финансов Российской Федерации с  учетом интересов других федеральных  органов исполнительной власти.

     Бюджетное финансирование - это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Сущность  сметно-бюджетного финансирования состоит  в том, что государственные и  муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. 

Смета - это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.

     Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и  утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных  ассигнований.

     Таким образом, сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. 

Однако  ему свойственны и специфические  принципы, а именно: 

- отпуск  средств на обеспечение деятельности  учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;

- отпуск  средств в соответствии с программами  и планами экономического и  социального развития на каждый  бюджетный год и в меру их  выполнения;

- планирование  и финансирование на основе  научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии. 

На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные [7. с. 48-55].

Индивидуальная  смета - это смета, отражающая особенности  отдельного учреждения. 

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия. 

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются  в централизованном порядке Министерством  финансов РФ. В практике бюджетного финансирования используются два его способа: 

1) по  системе «нетто-бюджет» - бюджетные  ассигнования выделяются на довольно  ограниченный круг затрат, предусмотренных  бюджетом;

2) по  системе «брутто-бюджет» (для  предприятий и организаций, полностью  состоящих на бюджетном финансировании) - бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, связанные и с текущим содержанием, и с расширением деятельности бюджетных учреждений. 

В области  расходов бюджета выделяются следующие  основные задачи: 

1) обеспечение  приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;

2) расширение  государственного финансирования  инвестиций в приоритетных областях  экономики;

3) сокращение  расходов на содержание государственного  аппарата и расходов по управлению государственным долгом;

4) повышение  эффективности использования бюджетных  средств на национальную оборону  на основе постепенного проведения  военной реформы;

5) уменьшение  дотации на покрытие убытков  отдельных отраслей;

6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;

7) концентрация  расходов бюджета на наиболее  эффективных затратах;

8) усиление  контроля за использованием бюджетных  средств;

9) ускоренное  завершение перехода к казначейской  системе финансирования расходов бюджета. 
 

2.2 Местный  бюджет: понятие, структура, принципы  формирования 

     Муниципальные органы власти в целях выполнения ими своих функций наделяются определенными имущественными и  финансово-бюджетными правами. Ресурсным  обеспечением этих прав являются муниципальные финансы. Муниципальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, муниципальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых для экономического и социального развития территории муниципального образования. Муниципальные финансы состоят из: 

1. муниципальные бюджеты;

2. средства субъектов хозяйствования: финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности; финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов;

Информация о работе Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации