Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная процесс Российской Федерации – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
В теоретической части работы мы постараемся раскрыть суть бюджетной процесса, его содержание, задачи и принципы организации.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и содержание бюджетного процесса 2
2. Организация бюджетного процесса 2
3. Основы составления проектов бюджетов 2
4. Рассмотрение и утверждение бюджетов 2
5. Исполнение бюджетов 2
6. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение 2
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 2
Список использованной литературы 2

Работа содержит 1 файл

контрольная БС РФ.doc

— 509.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

       Дисциплина: «Бюджетная система РФ»

       Тема  № 3

       «Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации»

 

        Содержание

 

Введение

      Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет.

      Бюджет  – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

      Федеральный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Он отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

      Бюджетная процесс Российской Федерации – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

      В теоретической части работы мы постараемся  раскрыть суть бюджетной процесса, его содержание, задачи и принципы организации.

      В практическом задании – составим бюджет района по предоставленным нам  данным.

 

      1. Сущность  и содержание бюджетного процесса

      В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением» [2].

      Задачами  бюджетного процесса являются:

  • максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;
  • определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  • установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
  • согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
  • осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
  • повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
  • усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
  • автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов широким использованием электронно-вычислительной техники. [4, 303]

  Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями, а также бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

  В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

  1. Органы законодательной (представительной) власти соответствующего уровня. Они рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль исполнения бюджета соответствующего уровня, определяют порядок исполнения бюджета соответствующего уровня, осуществляют иные полномочия.
  2. Органы исполнительной власти. Они осуществляют составление проектов бюджетов, внесение проекта бюджета на рассмотрение представительного органа с необходимыми документами и материалами, исполнение бюджета, в том числе, сбор доходов бюджета, размещение и обслуживание займов, составление росписи бюджетных расходов и доведение бюджетных уведомлений до бюджетополучателей, другие полномочия.

  В число участников бюджетного процесса со стороны органов исполнительной власти входят:

    • финансовые органы (федеральные финансовые органы – Министерство финансов РФ, в том числе Федеральное казначейство, финансовые органы и органы финансового контроля субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);
    • органы, осуществляющие сбор доходов бюджета (Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по недропользованию, и т. д., и аналогичные органы субъектов Федерации и муниципальных образований);
    • органы, осуществляющие исполнение бюджета (Федеральное казначейство и соответствующие финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований);
    • органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; Счетная палата РФ и соответствующие контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований);
    • распорядители бюджетных средств (главный распорядитель бюджетных средств - государственный орган, орган местного самоуправления, предусмотренный в ведомственной классификации соответствующего бюджета или уполномоченный Правительством РФ на представление стороны государства в договорах о представлении средств бюджета на возвратной основе; и распорядитель бюджетных средств - государственный орган, орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства между бюджетополучателями);
    • иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

  Обособленное место в этой системе занимает орган денежно-кредитного регулирования – Центральный банк (Банк России), на него возлагается осуществление денежно-кредитной политики.

  Каждый  орган имеет собственные задачи и действует в пределах, закрепленных за ним полномочий.

 

      1. Организация бюджетного процесса

  Организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы включает в себя следующие этапы:

  • составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в соответствующие законодательные органы;
  • рассмотрение бюджетов органами законодательной (представительной) власти и их утверждение в форме принятия соответствующего законодательного акта;
  • исполнение утвержденных бюджетов;
  • составление отчетов об исполнении бюджетов;
  • утверждение отчетов об исполнении бюджетов в форме принятия соответствующих законодательных актов;
  • составление сводов об исполнении консолидированных бюджетов и представление их в вышестоящие органы исполнительной государственной власти (Министерство финансов РФ, Федеральная служба государственной статистики) для последующего представления в Правительство РФ.

  Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об их исполнении, а также составление консолидированных  бюджетов относится к компетенции  Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. Рассмотрение и утверждение бюджетов, а также утверждение отчетов об их исполнении - это прерогатива органов государственной законодательной власти и представительных органов местного самоуправления.

  Все элементы бюджетного процесса взаимообусловлены  и взаимосвязаны и являются прямым отображением не только экономической  жизни общества, но и политической культуры. [4, 312]

 

      1. Основы составления проектов бюджетов

  Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней. Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти, уполномоченными законом. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод.

  Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственных услуг.

  Непосредственную  подготовку проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований [5, 176].

  Основой при составлении проектов бюджетов служат [5, 177]:

  • Бюджетное послание Президента РФ;
  • прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

  На  сегодняшний день в России действует следующий порядок составления проекта бюджета[4, 314].

  Первый  этап формирования бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и одобрение Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики страны на очередной финансовый год, содержащих основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, а также материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ.

  Президент РФ не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год.

  Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала финансового года.

  До 1 апреля Правительство РФ:

  • рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, в том числе предварительный объем бюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств;
  • утверждает принципы и основные подходы к уточнению распределения бюджета «действующих» обязательств по субъектам бюджетного планирования на предстоящие 3 года;
  • определяет приоритетные направления использования средств бюджета «принимаемых» обязательств в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе, в том числе критерии их распределения между субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год;
  • формирует поручения по подготовке проектов нормативных актов, влияющих на расходные обязательства Российской Федерации, а также проектов новых федеральных целевых программ.

Информация о работе Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации