Бюджетный процесс, бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:40, реферат

Описание работы

В настоящее время бюджетная система России находится в стадии реформирования - отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральными и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления, принимаются правительственные документы, направленные на совершенствование бюджетного процесса бюджетной классификации. В настоящее время актуальность приобретает изучение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, обеспечение снижения социальной напряженности в стране. К числу наиболее актуальных проблем относится организация бюджетного процесса в государстве.
Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

Содержание

Введение………………………………………………………………... 3
1. Бюджетный процесс………………………………………………… 4
1.1 Основные задачи и принципы бюджетного процесса…………… 5
1.2 Стадии бюджетного процесса…………………………………..... 6
2. Бюджетное планирование, понятия и виды………………………..11
2.1 Место бюджетного планирования в системе управления общественными финансами............................................................................ 12
2.2 Этапы бюджетного планирования………………………………. 14
2.3 Задачи и принципы бюджетного планирования……………….. 15
Заключение …………………………………………………………… 18
Список используемой литературы………………………………….. 20

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

      Вторая стадия. Финансовый орган вырабатывает перспективный финансовый план и контрольные цифры для проекта бюджета на следующий год. Высший орган исполнительной власти утверждает основные направления налоговой и долговой политики, сценарные условия и перспективный финансовый план.

      Третья стадия. Разработка проекта бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на основе утвержденного финансового плана (с участием главных распорядителей бюджетных средств - субъектов бюджетного планирования).

      Внесение  поправок в перспективный финансовый план, учитывающих последние прогнозы развития территории и учитывающих  основные показатели проекта бюджета  на очередной год.

      Четвертая стадия. Проект бюджета вместе с программой действий администрации и финансовым планом рассматриваются органом исполнительной власти (перед передачей на рассмотрение представительному органу власти).

      Пятая стадия. С учетом утвержденного бюджета, уточнения показателей прогноза социально-экономического развития и иных факторов осуществляется уточнение перспективного финансового плана.

      Таким образом, в результате последовательного  выполнения указанных стадий перспективный  финансовый план встраивается в бюджетный  процесс в качестве самостоятельного звена, выполняя, в том числе, роль утвержденных на уровне исполнительной власти (после завершения бюджетной реформы - на уровне представительной власти) ориентиров для разработки проекта бюджета.

      Объединение в рамках единой стадии цикла бюджетного планирования разработки основных направлений бюджетной (налоговой, долговой) политики, сценарных условий и перспективного финансового плана означает необходимость более тесной координации действий финансовых и экономических органов и повышает значимость и обоснованность финансового плана. Кроме того, промежуточные результаты разработки перспективного финансового плана могут являться основанием для корректировки основных направлений бюджетной политики.8

      Вместе  с тем в случае наличия объективных  причин, затрудняющих внедрение указанной схемы бюджетного планирования, в качестве промежуточных вариантов возможно совмещение по времени процессов разработки перспективного финансового плана и проекта бюджета с утверждением финансового плана одновременно с внесением проекта бюджета на рассмотрение законодательного (представительного) органа власти.

      2.3  Задачи и принципы бюджетного планирования.

      Необходимость развития бюджетного планирования в  субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях связана  с реформированием финансовых основ федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации, в результате которого были созданы предпосылки для перехода к перспективному бюджетному планированию. Стабилизация финансовой системы и межбюджетных отношений позволяют планировать будущие поступления на основе четко сформулированных и не подлежащих ежегодному пересмотру правил. Возникла потребность в создании перспективных программ наращивания собственных доходных источников в условиях увеличения зависимости обеспеченности бюджетов необходимыми средствами от качества разрабатываемой и реализуемой на местах налоговой и экономической политики. Наблюдается тенденция к повышению прозрачности финансовых потоков между федеральным центром и территориями, улучшающих перспективы эффективного менеджмента в области общественных финансов.

      Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, обусловливает необходимость  выхода за рамки годового горизонта  планирования в части достижения всех поставленных целей. Потребности в среднесрочном бюджетировании связаны с необходимостью иметь четко заявленные цели налогово-бюджетной политики на более продолжительный период времени. В бюджетной документации должно быть отражено, как годовой бюджет согласуется с долгосрочными целями государства в области общественных финансов, а также с целевыми показателями дефицита и долга на многолетнюю перспективу.

      Кроме того, повышается актуальность содействия лучшему пониманию избирателями реальных возможностей органов власти региона (муниципального образования) и распределения ответственности между региональными и муниципальными властями.9

      Перспективное бюджетное планирование позволяет  решать следующие задачи:

  • обеспечение среднесрочной сбалансированности доходов и расходов;
  • определение приоритетов развития территории и их отражение в перспективном финансовом плане, а через него в бюджетах, с учетом ограничений по доходам;
  • формирование обоснованных и реалистичных программ по реализации приоритетов развития территории;
  • осуществление мониторинга и анализа степени достижения поставленных целей и качества прогнозов;
  • повышение обоснованности стратегических решений;
  • повышение эффективности использования бюджетных ресурсов;

      Система бюджетного планирования должна строиться  на следующих принципах:

  • прозрачности и предсказуемости финансовой политики, проводимой субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием), обеспечиваемых путем максимальной формализации действий исполнительных органов власти;
  • расширения доступности соответствующей информации для заинтересованных лиц;
  • реалистичности экономических прогнозов, лежащих в основе бюджетного планирования, обеспечиваемой расширением круга используемых данных и регулярным анализом причин нарушения прогноза по результатам отчетного периода;
  • учета циклических факторов экономического развития, обеспечиваемого за счет использования прогнозных моделей, с целью обеспечения стабильности бюджетной политики в условиях дефицита или избыточности финансовых ресурсов;
  • обязательного резервирования средств под непредвиденное снижение доходных источников путем обособления части финансовых ресурсов в периоды благоприятной экономической конъюнктуры, которые могут быть использованы в периоды ухудшения финансового положения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
  • вариантности прогнозирования и планирования.

      Учитывая  сложность точного прогнозирования  макроэкономических показателей, не зависящих  от налогово-бюджетной политики, проводимой органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), прогнозные и плановые документы в рамках бюджетного планирования рекомендуется разрабатывать в различных вариантах, соответствующих консервативному, оптимистическому и пессимистическому сценариям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Масштабы задач по модернизации экономики России и совершенствованию общественных отношений требуют разработки новых механизмов системы управления государством. В том числе и в бюджетном процессе, межбюджетных отношениях между центром и субъектами Федерации.

      За  прошедшее десятилетие бюджетная  система была основательно усовершенствована  применительно к новым экономическим  и социальным условиям развития страны. Это позволило преодолеть кризисный  характер переходного периода. Принятие в конце девяностых годов прошлого века Бюджетного и Налогового кодексов ввело в правовое поле соответствующую периоду систему межбюджетных отношений.

      Разграничение полномочий между уровнями управления (центр – субъекты Федерации –  местное самоуправление) выявило  реальную потребность в финансовых ресурсах для производства бюджетных услуг населению в соответствии с Конституцией РФ. Начатые попытки сбалансировать консолидированный бюджет государства между этими уровнями позволили обеспечить устойчивость на этапе развернувшегося мирового финансово-экономического кризиса. И, тем не менее, проблема обеспечения бюджетными ресурсами социально-экономических программ остается. Зададимся вопросами: может ли существующая бюджетная система обеспечить предстоящие преобразования в России? Удалось ли нам за прошедшее время достичь целей, обозначенных Программой (Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 года № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года») развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года, Концепцией (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года № 467-р «Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах») повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 года?10

      Вполне  закономерен вопрос: способна ли нынешняя бюджетная система вывести Россию на качественно новый уровень общественного и экономического развития? Основа её формирования была заложена более чем десятилетие назад. Нынешний Бюджетный кодекс РФ действует с 1 января 2000 года. За это время было принято 25 федеральных законов, которыми введены более 900 изменений и дополнений в его содержание. За счет внесения частых и многочисленных поправок целостность этого важного документа разрушена.

      Необходимость формирования новой бюджетной системы  объективно назрела. Какой ей быть? Несомненно, в основу должны быть положены принципы федерализма и консолидации усилий органов власти и центра, и субъектов Российской Федерации, и органов местного самоуправления. При этом бюджетный процесс, межбюджетные отношения мы должны рассматривать как объект управления. Следовательно, и бюджетная система должна быть построена на новой управленческой технологии, основой которой являются информационно-коммуникационные системы на каждом бюджетном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы 

      1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации 

      2. Конституция Российской Федерации 

      3. Бюджетная система России: учебник / Под ред. Г.Б. Поляк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-703 с.  

      4. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / Н.В. Орлова. - М., РИОР, 2004 - 96 с. 

      5. Бюджетная система РФ: учебное пособие / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. - М.: КНОРУС, 2008. - 256 с.

    6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 486 с. 

      7. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт, 2000. - 615 с.

      8. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ: Экономико-правовые проблемы совершенствования бюджетной системы Российской Федерации - №13(399), 2010

      9. http://www.nuru.ru/fin/032.htm 

      10. http://www.economica-upravlenie.ru/content/section/83/162/ 

      11. http://geoims.com/osnovy-byudzhetnogo-planirovaniya 
 

Информация о работе Бюджетный процесс, бюджетное планирование