Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Работа содержит 1 файл

основа.docx

— 77.58 Кб (Скачать)

а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);

в) выпуска новых денег в обращение.

Задолженность правительственных  органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные  займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату  государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов  не удается выплачивать полностью  проценты и в срок погашать государственные  займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных  дефицитов.

В странах с твердой и свободно конвертируемой валютой нет деления  на внешние и внутренние долги. В  этих странах существует понятие  национальный долг. Так, государственный  долг США накапливался в течение  нескольких десятилетий бюджетного дефицита, и в 1999 г. он составил 5,76 трлн дол. На его обслуживание США ежегодно расходует от 15 до 20% бюджета. Национальный долг Великобритании равен 337 млрд фунтов стерлингов, на его обслуживание расходуется 7% бюджета.

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Предметом особого внимания правительств стран является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.

Обычно правительства стран-должников  принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение  безнадежных должников, так как  это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников  об отсрочке выплат, а в ряде случаев  – частично списывали долги.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в  страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

2.1Способы сокращения  государственного долга 

Управление государственным  долгом - это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом включает в  себя 3 этапа: 

1. Определение потребности  в дополнительных финансовых  ресурсах (определение предельных  размеров государственных заимствований  и гарантий на очередной бюджетный  год, выбор инструментов привлечения  ресурсов и повышения их использования) 

2. Привлечение финансовых  ресурсов (выпуск и размещение  государственных ценных бумаг,  получение кредита и предоставление  государственных гарантий) 

3. Погашение и  обслуживание долговых обязательств (поиск источников финансирования  для погашения и обслуживания  государственного долга, снижения  общих издержек, своевременного  выполнения долговых обязательств) 

Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник  оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом. 

При управлении государственным  долгом могут использоваться следующие  методы: 

  • Рефинансирование - это погашение старой задолженности  путём принятия новых обязательств.  
  • Реструктуризация - пересмотр первоначального графика  погашения и обслуживания государственного долга.  
  • Конверсия - это изменение  условий государственных займов в интересах должника.  
  • Консолидация - это  изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путём перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией. 

Аннулирование государственного долга представляет собой отказ  государства от обязательств по выпущенным займам. 

Для того чтобы последствия  роста внутреннего долга для  страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать  определенные меры по управлению долгом.   

Это могут быть: 

1) инфляция,  

2) введение специальных  налогов, 

3) секвестрование  бюджета. 

Правительство предпринимает  определенные меры, чтобы уменьшить  внешний долг, если он превышает  приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга  золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность  или отсрочить выплату внешнего долга.

2.2Социально-экономические последствия бюджетного дефицита

 

Современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может  привести к росту государственного долга. Государственный долг- это  общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом  всех дефицитов, которые имели место  в стране. Увеличивающийся государственный  долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Как государственный долг и его  рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный  долг в какой-то момент привести к  банкротству нации? Накладывает  ли долг бремя на будущие поколения? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть две составляющие общего государственного долга - внутренний и  внешний.

Внутренний долг - долг государства  населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный  долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных  облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций. Может ли внутренний долг каким-то образом привести к банкротству правительства, лишив его возможности выполнять финансовые обязательства? Ответ - «тоже нет». Во-первых, нужно отметить, нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать внутренний долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям долга, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Кроме этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение и эмиссия денег. Увеличение налогов является тем способом, который есть у государства для получения достаточных доходов для выплат процентов по долгу. Банкротство правительства также сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно оплатить не только проценты по долгу, но и погасить всю сумму долга. Конечно, это будет иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства точно не будет.

Внешний долг - задолженность государства  гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга  экономика страны не должна «сама  себе» - выплата процентов и суммы  основного долга требует в  данном случае передачи части реального  выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство  может перенести реальное экономическое  бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных  инвестиций. “Эффект вытеснения”  связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и  выпуск государственных займов. Что  касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в  сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных  займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного  процесса. Каким образом? Выпуск государственных  ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок  отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности  частных лиц, вытесняя часть потенциальных  инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие  поколения унаследуют экономику  с уменьшенным производственным потенциалом . Однако надо отметить, что «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Рост процентных ставок имеет, в  свою очередь, следующие последствия. Так, высокий ссудный процент, установленный  в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталов  из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время  США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира. Таким образом, растет внешний долг США. Плюс к этому  рост спроса на высокодоходные американские ценные бумаги вызвал рост общемирового спроса на доллары. Подобный рост международной ценности доллара оказывает значительное депрессивное воздействие на экспорт США: американские товары становятся слишком дорогими для иностранных покупателей. Сокращение же чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику, увеличивает уровень безработицы.

Информация о работе Бюджетный дефицит