Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и деятельности.
Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие и виды бюджетного дефицита
2.Меры по покрытию бюджетного дефицита
3.Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 54.52 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что в силу действия различных  факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает  ситуация, когда доходы бюджета (налоговые  и неналоговые) не покрывают все  необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает  в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого  роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать  дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики  и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим  экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

     Современные зарубежные исследования дефицита/профицита и их влияния на экономическое развитие нашли отражение в работах С.Л. Брю, Р. Дорнбуш, Я. Корнай, K.P. Макконнелла, П. Самуэльсона, Фишера, Р. Шмалензи и др. Российская школа, изучавшая влияние дефицита/профицита на экономическое развитие в дорыночный период, представлена работами М.И. Боголепова, Г.И. Болдырева, С.Ю. Витте, Г.Я. Сокольникова, М.М. Сперанского, М.И. Фридмана и др.

     Объектом  исследования является дефицит бюджета  как экономическое явление. В  качестве предмета исследования выступают  экономические отношения, складывающиеся в процессе исполнения бюджета.

     Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию  бюджетной политики страны.

     В соответствии с намеченной целью  в работе были поставлены следующие  задачи:

     1.  Изучить сущность бюджетного  дефицита, главные причины его  возникновения, а также социально-экономические  последствия;

     2.  Раскрыть механизм финансирования  бюджетного дефицита в современных  условиях;

     3.  Рассмотреть проблемы управления  бюджетным дефицитом и методы  их устранения в контексте  зарубежной практики.

     Курсовая  работа содержит три главы. Первая глава  рассказывает о сущности дефицита государственного бюджета, причинах его возникновения, экономических теориях его трактовки, а также социально-экономических  последствиях дефицита бюджета.

     Вторая  глава посвящена изучению способов финансирования дефицита государственного бюджета, их главных преимуществ  и недостатков.

     В третьей главе предложено методы устранения проблем управления бюджетного дефицита на основе изучения практики зарубежных стран.

     Теоретической основой исследования явились труды  отечественных и зарубежных ученых экономистов в области бюджета  и бюджетного дефицита. В работе использованы федеральные законы и  нормативно-правовые акты РФ, регулирующие бюджетные правоотношения, материалы, опубликованные в периодических  изданиях, а также интернет-ресурсы. 

     1.1. Понятие и виды  бюджетного дефицита

          Существует  множество определений  бюджетного дефицита. Рассмотрим  несколько из них. Сначала обратимся  за понятием бюджет к Толковому  словарю Ожегова, чтобы, исходя  из него, можно было понимать  определение бюджетного дефицита.

          Бюджет - роспись доходов и расходов  государства, предприятия или   отдельного лица на определённый  срок.

          Опираясь  на это определение,  можно понять смысл словосочетания  бюджетный  дефицит.

          Бюджетный дефицит - превышение  расходов государства над его  доходами в данном финансовом  году. Используется как инструмент  фискальной политики государства  для повышения совокупного спроса  и деятельности.

          Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит.

          По  видам возникновения бюджетный   дефицит можно разделить на  следующие категории:

  • циклический  
  • структурный
  • операционный
  • первичный
  • квазифискальный

           Дефицит бюджета, возникающий  в результате спада производства, называется циклическим дефицитом.  Дефицит, возникающий в результате  сознательно принимаемых правительством  мер по увеличению государственных  расходов и снижению налогов  с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

           Операционный  дефицит - общий  дефицит государственного бюджета  за вычетом инфляционной части  процентных платежей по обслуживанию  государственного долга.

           Обслуживание  задолженности (т.е.  выплата процентов  по ней  и постепенное погашение  основной  суммы долга - его амортизация)  является важной статьей государственных  расходов.

           Нередко объявленный в отчетах  бюджетный  дефицит завышается  на основе преувеличения  объема  государственных расходов за  счет инфляционных процентных  выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

       Возможны  ситуации, когда номинальный  официальный  дефицит государственного  бюджета и номинальный долг  растут, а реальный дефицит и  долг снижаются, что затрудняет  оценку эффективности фискальной  политики правительства.

           Поэтому при измерении бюджетного  дефицита необходима поправка  на инфляцию: реальный бюджетный  дефицит представляет собой разность  между номинальным дефицитом  и величиной государственного  долга на начало года, умноженной  на темп инфляции.

           Первичный дефицит (излишек) государственного  бюджета - разность между величиной  общего дефицита и всей суммой  выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

           У различных стран с переходной  экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.

           В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где  к началу переходного периода  не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.

           Однако  для более точной оценки  возможностей долгового финансирования  бюджетного дефицита целесообразно  сравнивать общие размеры государственного  долга не только с ВВП, но  и с объемом денежной массы.

          Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным), скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

           Квазифискальные операции включают следующие:

  • финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  • накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  • отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.);
  • кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам, деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.   
 
 
 

     1.2. Причины возникновения  бюджетного  дефицита 

          Возникновение бюджетного дефицита  обусловливается  многими причинами,  среди которых  можно выделить  следующие:

  • спад общественного производства;
  • завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;
  • возросшие затраты на оборону;
  • рост теневого сектора экономики.

     Особое  значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль  и, следовательно, уменьшаются поступления  в бюджет. В результате план поступления  в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают  платить налоги. Теневая экономика  отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов  не платят.

          Что касается данного периода,  то рост теневого сектора экономики  обусловлен несовершенством   законодательных и налоговых   органов. Вследствие этого денежные  средства свободно проходят через  слабые системы налогообложения. 

          А что касается бюджетной политики, то она характеризуется бессистемностью и безответственностью, произвольным нарушением законодательно установленных нормативов ради обслуживания интересов иностранных кредиторов, что, разумеется, исключает нормальный процесс бюджетного планирования, который должен быть ориентирован на выполнение основных функции и обязанностей государства перед обществом, включая обеспечение социальных гарантий и поддержание национальной безопасности, создание благо приятных условий социально - экономического и научно-технического развития.

          Обратимся к цифрам, которые наглядно  показывают возникновение бюджетного  дефицита. За пример возьмём консолидированный  бюджет 2002 года. Так, Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды; образования в размере не менее 10% национального дохода, а согласно проекту консолидированного бюджета-2002, это - около 4%; Федеральным законом «Основы законодательства о культуре» предусматривается ежегодное ее финансирование в размере не менее 2% расходов федерального бюджета, а по проекту федерального бюджета на 2002 г. - 0,53%.

       Эти реальные цифры свидетельствуют  о несовершенстве законодательного  органа нашей страны, что приводит  к бюджетному дефициту.

          Но  иногда само государство  создаёт  бюджетный дефицит,  это приводит к стимулированию  экономического роста, особенно  в период кризисов. Действительно,  если государство выплачивает  денег больше, чем получает, то  это повышает покупательную способность  в обществе - люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая  занятость ресурсов. Поэтому дефицит  полезен в период безработицы,  но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной  способности не сопровождается  адекватным увеличением производства  из-за исчерпания ресурсов.

     1.4. Социально-экономические  последствия бюджетного  дефицита.

     Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3% ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.

Информация о работе Бюджетный дефицит