Бюджетный дефицит. Способы финансирования бюджетного дефицита

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:11, реферат

Описание работы

Главным звеном в финансовой системы является государственный бюджет (от англ. budget –чемодан, мешок с деньгами). Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти. Бюджет утверждается законодательными органами власти, парламентами, а в России – Федеральным Собранием. По материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства; по социально-экономической сущности – это основное средство перераспределения дохода и других макроэкономических результатов производства для реализации социальных задач общества.

Содержание

Бюджет - стр.3
Сбалансированность государственного бюджета – стр.4
Бюджетный дефицит – стр. 4
Финансирование бюджетного дефицита – стр.5
Источники финансирования бюджетного дефицита – стр. 6
Социально экономические последствия – стр.7
Список литературы – стр. 9

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 36.67 Кб (Скачать)

 

 

 

Бюджетный дефицит. Способы финансирования бюджетного дефицита.

 

 

 

 

 

 

Подготовила Саттарова Н.Р.

 студентка  1 курса группа Э1421

 

 

 

План доклада

 

  1. Бюджет - стр.3

 

  1. Сбалансированность государственного бюджета – стр.4

 

  1. Бюджетный дефицит – стр. 4

 

  1. Финансирование бюджетного дефицита – стр.5

 

  1. Источники финансирования бюджетного дефицита – стр. 6

 

  1. Социально экономические последствия – стр.7

 

  1. Список литературы – стр. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджет

 

Главным звеном в финансовой системы является государственный  бюджет (от англ. budget –чемодан, мешок  с деньгами).

 

Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти. Бюджет утверждается законодательными органами власти, парламентами, а в России – Федеральным Собранием. По материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства; по социально-экономической сущности – это основное средство перераспределения дохода и других макроэкономических результатов производства для реализации социальных задач общества.1

 

Сбалансированность  государственного бюджета

 

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с  профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета  станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства  и его административно-территориальных  образований. Если же хотя бы небольшая  часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в  деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматриваетконтроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективнымхозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.2

Бюджетный дефицит

Превышение размера государственных  расходов (G) над величиной бюджетных поступлений (Т) в текущем году составляет бюджетный дефицит (G - Т). Наличие дефицита бюджета означает, что расходы правительства выше доходов. По международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5 % суммы валового внутреннего продукта. Рассмотрим причины бюджетного дефицита.

  • Низкий уровень доходов в стране. Поскольку налоги устанавливаются пропорционально доходам, то уменьшение налоговых поступлений вследствие понижения доходов при относительно постоянной величине государственных расходов (государственных закупок и социальных выплат) ведет к росту бюджетного дефицита. Следовательно, спады деловой активности вызывают увеличение дефицита госбюджета.
  • Рост государственных закупок. Хотя увеличение закупок повышает уровень доходов и, соответственно, налогов, однако сумма налоговых поступлений всегда оказывается меньше, чем прирост закупок.
  • Превышение сбережений над инвестициями. Бюджетный дефицит зависит от разницы между сбережениями (S) и инвестициями (I). Данная зависимость обусловлена ролью государственных расходов и налогов в кругообороте товаров и доходов. Сумма утечки денежных средств из кругооборота равна сумме денежных притоков. Утечка представляет собой чистые налоги (T) и сбережения (S), т.е. Т + S, а приток — это государственные закупки (G) и инвестиции (I), т.е. G+I. Если уровень доходов соответствует величине совокупного спроса (S + Т = G + I), то бюджетный дефицит равен S - I.3

 

Бюджетный дефицит бывает двух видов — циклический и структурный.

Циклические колебания совокупного  дохода приводят в действие встроенные стабилизаторы экономики, в результате автоматически возникают бюджетный  дефицит или излишек. Фискальная политика, предполагающая автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода, называется недискреционной фискальной политикой. Она подразумевает увеличение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста валового национального продукта (ВНП) и их снижение в условиях спада, что оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Финансирование  бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплатуналогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения  на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран  кредитование правительства центральным  банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются  следующие источники долгового  финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты получаемые от других уровней бюджетной системы(Как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности:
    • акции и доли участия в предприятиях,
    • земельные участки и объекты природопользования,
    • государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Преимущество долгового  финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются  участниками фондового рынка  как весьма надёжные. Приобретая государственные  обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.4

 

Источники финансирования бюджетного дефицита.

 

Для финансирования дефицита бюджета используются различные  источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

  • средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
  • бюджетные кредиты;
  • кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
    • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • курсовая разница по средствам бюджета;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

  • средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
  • кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
  • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.5

Социально-экономические  последствия

 

У бюджетного дефицита и  государственного долга имеются  серьезные социально-экономические последствия.

Рост государственного долга способен сократить запас капитала в экономике. Тот, кто владеет государственными бумагами, вместо них мог бы вложить средства в покупку акций предприятий или предоставление кредитов, финансируя тем самым инвестиции в физический капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением запасов акционерного капитала уменьшаются и возможности выпуска продукции по сравнению с потенциальными. А это означает, что наличие бюджетного дефицита приводит к снижению уровня жизни в будущем. В промышленно развитых странах, имеющих приемлемые темпы инфляции, главная опасность дефицита заключается в эффекте вытеснения. Рост дефицита полной занятости вытесняет частные инвестиции в результате увеличения реальной процентной ставки. Чем больше дефицит, тем выше объем сбережений, используемых для государственных расходов, и тем меньше величина средств, доступных для финансирования инвестиций. Рост реальной процентной ставки и соответствующее ему сокращение нормы инвестиций рано или поздно приводят к снижению уровня жизни. В этом состоит бремя государственного долга.

  • Процентные платежи по государственному долгу могут стать непомерно высокими. Правительство, регулярно выплачивая проценты по долгу, ищет способы облегчения этого бремени. Одним из вариантов решения данной проблемы является увеличение налогов. Однако рост налогообложения отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике. Так же, как подоходные налоги снижают само желание работать, налоги, увеличенные с целью выплаты процентов по долгу, отзываются сокращением выпуска продукции. Кроме того, правительство может столкнуться с политическими осложнениями. Возникает порочный круг: если долг велик, то и процентные выплаты по нему велики, однако именно из-за высоких процентных платежей правительству приходится прибегать к новым займам, чтобы выплачивать старые, а это означает дальнейшее нарастание долга.
  • Использование такого источника финансирования дефицита госбюджета, как эмиссия денег, в конечном счете может привести к инфляции — еще одной причине беспокойства по поводу существования дефицита. Однако между государственным долгом, бюджетным дефицитом и эмиссией дополнительного количества денег не существует автоматической связи. Правительство, имея дефицит госбюджета, еще достаточно долго не ощущает тяжести проблем, а небольшой дефицит способен сохраняться практически постоянно. В этом случае величина государственного долга относительно объема ВНП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита госбюджета. Секрет в том, что в экономике с устойчивым ростом доходов долг может расти, не выходя за пределы допустимых границ. И только тогда, когда дефицит становится настолько велик, что рост долга ведет к значительному опережению роста доходов, экономика сталкивается с реальными трудностями. Действительно серьезной проблемой является именно продолжительный и значительный дефицит госбюджета, поскольку для его финансирования, как правило, приходится прибегать к инфляционной денежной эмиссии.6

Информация о работе Бюджетный дефицит. Способы финансирования бюджетного дефицита