Бюджетно-налоговая политика Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:07, доклад

Описание работы

изучить теоритические основы построения бюджетно-налоговой политики Украины, а так же международный опыт формирования доходной части бюджета.
Понятие налога возникло на заре человеческой цивилизации. Изучение вопросов налогообложения нашло отражение в трудах Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо. Обоснование налога как одного из производственных факторов содержаться в работах зарубежных экономистов XVIII в. Э. Сакса, Ж.Б. Сэя, а так же В.Н. Твердохлебова, В.Т. Посошкова.
Для понимания проблем и процессов, которые происходят в Украине, обратимся к понятию бюджетно-налоговой политики. А так же к ее видам и принципам функционирования.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Работа содержит 1 файл

Статья Хоптий.doc

— 58.50 Кб (Скачать)


УДК 336.14/22(477

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ

Хоптий Евгения Эдуардовна

41-ФК

Аннотация: за годы независимости Украина приняла более 700 новых законов, которые способствуют формированию эффективной рыночной экономики, увеличению поступлений в государственный бюджет, повышению жизненного уровня населения. Не смотря на эти достижения, Украина не смогла выйти на уровень государств с рыночной экономикой, а все еще в рядах «развивающихся».

Актуальность: действующая система налогообложения и система межбюджетных отношений в Украине не в состоянии на сегодняшний день в полном объеме обеспечить функционирование органов местного самоуправления, определенных конституцией и законодательными органами.

              Задачи: изучить теоритические основы построения бюджетно-налоговой политики Украины, а так же международный опыт формирования доходной части бюджета.

Понятие налога возникло на заре человеческой цивилизации. Изучение вопросов налогообложения нашло отражение в трудах Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо. Обоснование налога как одного из производственных факторов содержаться в работах зарубежных экономистов XVIII в. Э. Сакса, Ж.Б. Сэя, а так же В.Н. Твердохлебова, В.Т. Посошкова.

Для понимания проблем и процессов, которые происходят в Украине, обратимся к понятию бюджетно-налоговой политики. А так же к ее видам и принципам функционирования.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. [4].

С помощью фискальной политики правительство может изменять структуру национальной экономики, уменьшать циклические колебания, достигать полной занятости, способствовать экономическому росту, упорядочить государственные финансы, бороться с инфляционными вспышками и т.д. Особое значение фискальная политика приобретает в переходной экономике. Это связано прежде всего с тем, что правительство уже не может использовать такие традиционные инструменты командной экономики, как директивное планирование и централизованное ценообразование.

Содержание и роль фискальной политики в каждом государстве определяется ее целями, которые зависят от существующих  экономических проблем. Главными целями фискальной политики Украины на современном этапе является:

-          стабилизация экономики и обеспечение устойчивого развития производства;

-          стимулирование развития приоритетных сфер деятельности и структурных превращений;

-          достижение структурного смещения экономических пропорций в пользу производителей, которые работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения;

-          сдерживание инфляционных процессов;

-          обеспечение бюджетных поступлений для финансирования неотложных социальных программ;

-          создание благоприятных условий для стимулирования деловой инвестиционной активности, развития предпринимательства и т.д. [6].

 

Различают два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая политика направлена на поддержание высоких темпов экономического роста и достижения высокого уровня занятости. Для ее проведения правительство увеличивает расходы, уменьшает налоги или определенным образом объединяет оба способа. Это увеличивает инвестиции и уменьшает безработицу.

При сдерживающей политике правительство стремится снизить уровень инфляции путем повышения налогов, сокращения государственных расходов или объединяет оба способа [4].

В зависимости от того, как (при помощи сознательных действий правительства или автоматических) влияют бюджетно-налоговые инструменты на состояние макроэкономики, различают также дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Основные задания фискальной политики заключаются в перераспределении национального дохода с целью:

-          воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры;

-          накопление необходимых ресурсов для финансирования социальных программ;

-          поддержание должного уровня занятости;

-          стимулирование экономического роста [3].

Определившись с понятийным аппаратом, обратимся к реалиям бюджетно-налоговой политики Украины.

Согласно Конституции, Украина является унитарным государством. Но, принципы унитарного государства гласят о том, что Конституция в стране должна быть одна. Как показывает практика, в Украине их две: Конституция Украины и Конституция Автономной Республики Крым. Следовательно, бюджет Украины принимается согласно Конституции Украины, а бюджет АРК – согласно Конституции АРК. О какой же унитарности может идти речь?  Здесь имеет место федеративность бюджета Укрины. Выходит Украина – то ли «недофедерация», то ли «недоунитария». Отсюда и все сложности в осуществлении бюджетно-налоговой политики. А именно: органы местного самоуправления не в состоянии выполнять свои полномочия, так как нет источников для их иполнения.

В сложившейся ситуации Украине следует обратиться к международному опыту и определиться в форме государственного устройства и принципами наполнения доходной части бюджета. Если же Украина в своем дальнейшем развитии примет решение о переходе на федеративную форму государственного устройства, то ценным будет опыт Нидерландов, Германии и других стран.

В Федеративной Республике Германия наиболее крупные налоговые источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц - это основной источник государственных доходов, распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Налог на корпорации делится в пропорции 50 на 50% между федеральными и земельными бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается 50%, а другая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам. Но в последующем случае соотношения могут быть самыми разными. Налог с продаж служит регулирующим источником доходов. За счет него происходит выравнивание финансового положения земель при формировании текущих бюджетов. Каждые 2-3 года финансовые органы федерального правительства и земель проводят переговоры о распределении налога с продаж.

Следует отметить, что ФРГ одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн.

Принципиальным отличием налоговой системы Германии является наличие налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного налога и, как отмечалось выше служит регулирующим источником. Его основная ставка - 14%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%.

Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли компаний. Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам, - 36%. Проценты по ссудам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за минусом налога.

Промысловым налогом - это один из основных местных налогов - облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видами деятельности по ставке 5%. По этому налогу существует необлагаемый минимум. Кроме того, в бюджет вносится 0,2% от стоимости подлежащих обложению основных фондов.

Поземельным налогом, еще одним из местных облагаются предприятия сельского и лесного хозяйств, земельные участки, ставка 1,2%. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения.

Подоходный налог в ФРГ прогрессивен. Его минимальная ставка - 19,5%, максимальная - 53%.

Ставка налога на собственность: 0,5% - для физических лиц и 0,6% - для компаний и фирм.

Уровень налога на наследство и дарение зависит от степени родства. В Германии с этой точки зрения различают 4 разряда. Если в первом (супруги и дети) ставка налога - 3%, то в четвертом - она поднимается до 70%.

Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сума отчислений, делится в равной пропорции между нанимателем и работником [5].

 

Нидерланды, как страна с открытой экономикой, всегда признавала, что налоги не должны препятствовать расширению международных компаний. Поэтому ее налоговая система имеет много черт, которые делают страну привлекательной для международной деятельности других стран. Примером может служить налоговая концепция обложения прибыли от бизнеса, освобождение от налогов, а также большое количество налоговых конвенций, которые Нидерланды подписали с другими странами.

Основными налогами в Нидерландах являются: подоходный налог, корпорационный налог, налог на чистое богатство, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз, налог на юридические сделки, налог на вклады на социальное обеспечение.

Подоходный налог собирается по прогрессивной ставке с годового дохода физических лиц. Однако принимаются во внимание личные обстоятельства и вычитаются определенные расходы.

Существует три градации ставки: 38.4%, 50%, 60%. Первая состоит из налогов и взносов на социальное обеспечение, остальные содержат только налог. Существует два авансовых сбора подоходного налога: налог с зарплаты и с дивидендов, которые могут уплачиваться за год вперед.

Корпорационный налог с предприятий собирается с налогооблагаемого дохода частных и государственных предприятий. Важным является то, что он собирается на прибыль, только однажды полученную компанией. Он собирается по ставке 35%, но первые 250 тыс. гульденов облагаются по ставке 40%. Этот налог платят компании, зарегистрированные или получающие доход в Нидерландах.

Чистое богатство включает в себя все, чем обладает человек: собственный дом, акции, облигации, сбережения, а также капитал, вложенный в собственный бизнес. Ставка составляет 0.8% и платят его все, кто имеет собственность и их чистое богатство превышает определенную законом сумму.

Существует ряд налогов, которые увеличивают налогооблагаемую базу. К; ним относятся импортная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на юридические сделки и автотранспортный налог.

Налог на добавленную стоимость является потребительским налогом, так как включается в цену товаров и услуг. Все предприятия за небольшим исключением, платят этот налог. Существует две ставки НДС: общая - 17,5%; 6% - для продовольствия и медикаментов. Экспортируемые товары освобождены от НДС.

Акцизный сбор взимается на стадии конечного использования или потребления товаров. Акциз в основном платится производителями товаров и оптовыми торговцами.

В Нидерландах существует три вида налогов на юридические сделки. Первый вид налога собирается при приобретении собственности в Нидерландах по ставке по ставке 6%. Второй вид собирается со страховых премий по ставке 7%. Третий вид - пошлина на капитал, вложенный в Голландские компании и собирается, если капитал состоит из акций по ставке 1% от действующей стоимости или номинальной стоимости акций, если она выше.

Транспортный налог платится за пользование дорогами. Его сумма зависит от типа транспортного средства, вида топлива и провинции, где он собирается.

В Нидерландах имеются и местные налоги и сборы. Провинции имеют очень ограниченные полномочия по увеличению налогов. Разрешенным для них является дополнительный сбор на автотранспортные средства, собираемые центральным правительством.

Они также имеют общие полномочия по сбору взносов и платежей за выдачу документов, предоставление услуг, пользование местной собственностью и службами, правом иметь строения (такие как балконы и магазинные вывески) над общественной землей. Провинциальные администрации могут также собирать налоги, связанные с особыми функциями. Например, налог на грунтовые воды, связанные с затратами на исследование морского побережья и ремонт повреждений в дамбовых сооружениях.

Муниципалитеты имеют более широкие фискальные полномочия, чем провинции. Они могут собирать следующие виды налогов: налоги на недвижимость; мелиоративный сбор; налог на строительные площадки; налог на собак; различные сборы и платежи. [5]

 

Как видим из вышеизложенного, Украина имеет достаточно примеров зарубежных стран в наполнении доходной части бюджета, элементы которых можно перенести на нашу экономику.

             

              Выводы:

Подводя итог, можно сказать, что за годы независимости Украина приняла большое количество законов, которые способствуют формированию эффективной рыночной экономики. Несмотря на это имеется ряд недоработок в сфере налогообложения и бюджетного устройства, которые требуют немедленного решения. Для этого Украине необходимо обратиться к международному опыту развитых стран.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Украины