Бюджетно-налоговая политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

Будет продолжена политика децентрализации государственных функций и осуществляться меры по дальнейшему совершенствованию процесса разделения ответственности центра и регионов за финансирование республиканских и местных бюджетных программ. Предусматривается разработать и внедрить среднесрочные стабильные нормативы. Межбюджетные взаимоотношения потребуют усовершенствования методики расчета субвенций из республиканского бюджета в местные бюджеты и изъятий из местных бюджетов в республиканский бюджет. Правительство нацелено на продолжение этого процесса, что потребует дальнейшего совершенствования Закона Республики Казахстан “О бюджетной системе”.

Содержание

Введение.
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы.
Глава 2. Доходы бюджета.
2.1. Состав и функционирование.
2.2. Роль налогов в формировании бюджета.
Глава 3. Долги и дефицит бюджета.
Глава 4. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Бюджетно-налоговая политика РК.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

 

 

Казахстанско-Британский технический университет

 

 

Кафедра экономики и бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ:

 

Бюджетно-налоговая политика

Республики Казахстан

 

 

 

 

 

Выполнили: студенты группы АУ 03-2р

Туктибаев Нуркен

 Нигмеджанов  Жасулан

Проверила: Есенгалиева К. С..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2005

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.           

Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы.    

Глава 2. Доходы бюджета.         

2.1. Состав и функционирование.        

2.2. Роль налогов в формировании бюджета.     

Глава 3. Долги и дефицит бюджета.       

Глава 4. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день.   

Заключение.           

Список литературы.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Казахстанская экономика переживает трудности: остановился рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.

В этих сложившихся условиях в Министерстве финансов Казахстана подготовлены основные направления  бюджетной и налоговой политики на период до 2002 года. Ее целями и задачами являются:

  • достижение устойчивого экономического роста и создание для этого соответствующих макроэкономических условий;
  • рост реальных доходов и потребления населения.

Правительство Республики Казахстан намерено продолжить реформирование бюджетной системы. Сбалансированный государственный бюджет должен отражать социально-экономические приоритеты государства.

Будет продолжена политика децентрализации государственных  функций и осуществляться меры по дальнейшему совершенствованию  процесса разделения ответственности центра и регионов за финансирование республиканских и местных бюджетных программ. Предусматривается разработать и внедрить среднесрочные стабильные нормативы. Межбюджетные взаимоотношения потребуют усовершенствования методики расчета субвенций из республиканского бюджета в местные бюджеты и изъятий из местных бюджетов в республиканский бюджет. Правительство нацелено на продолжение этого процесса, что потребует дальнейшего совершенствования Закона Республики Казахстан “О бюджетной системе”.

Будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного программирования. В целях недопущения неэффективного расходования государственных средств предусматривается совершенствование методов выбора приоритетов бюджетного финансирования.

 

 

Глава I. Экономическое  содержание бюджета и бюджетной системы.

 

Распределительный процесс  осуществляется, как известно, в  двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном  распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью, чрезвычайно многогранен, охватывает как первичное распределение, так и многочисленные стадии перераспределения. Следовательно, финансы выражают более общие финансовые отношения, чем бюджет.

Существование бюджета  в качестве самостоятельной сферы  распределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого  нуждается в соответствующих  централизованных ресурсах. Централизация  денежных средств необходима для  организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитие экономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими его звеньями в интересах достижения оптимальной структуры производства.

Существование специфической бюджетной  среды стоимостного распределения  обусловлено также природой и  функциями государства. Именно оно  нуждается в централизованных средствах  для финансирования областей, развивающихся ускоренными темпами, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Поэтому. На наш взгляд, совокупность этих финансовых отношений выражается через экономическую категорию «государственный бюджет», объективная необходимость которой обуславливается потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

В государственном бюджете реально  воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляется государством. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Как особая область стоимостного распределения  государственных бюджет выполняет  специфическое общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием интеграции и т.д.

Итак, государственный бюджет характеризуется  следующими чертами:

Является особой экономической  формой распределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости общественного продукта, национального дохода, валового внутреннего продукта в руках государства и использованием ее на удовлетворение общегосударственных потребностей;

предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями страны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих субъектов, опосредствующих процесс создания и производственного потребления стоимости и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно  не связана с движением общественного  продукта в его товарной форме  и осуществляется в известном  «отрыве» от нее, в то время как  в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно  переплетаются с товарно-денежными;

пропорции и формы бюджетного распределения  стоимости общественного продукта определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и  задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе финансов, выполняя ведущую  роль по отношению к другим звеньям  финансовой системы (финансам хозяйствующих  субъектов, налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета с другими звеньями финансовой системы, ее ключевым положением среди них (с его помощью обеспечиваются денежными средствами решающие участки экономического, социального и оборонного строительства); высокой степенью влияния бюджета на стоимостную структуру общественного производства и развитие непроизводственной сферы.1

Таким образом, государственный бюджет, как и любая другая экономическая  категория, выражает производственные отношения в денежной форме и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные  отношения материализуются (осуществляются) в централизованном фонде денежных средств государства. В результате реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизируемых и используемых государством денежных средств - бюджетных ресурсах.

Бюджетные ресурсы – это экономическая  форма движения той части общественного  продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей производства, социально-культурных потребностей населения, обороны и управления. Формирование и использование бюджетных ресурсов выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Итак, как экономическая категория  государственный бюджет выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие  между государством и другими  участниками производства в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства, повышение уровня жизни народа и удовлетворение общественных потребностей.

 

 

Глава 2. Доходы государственного бюджета

 

2.1. Доходы бюджета:  состав и формирование

Доходы бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы  мобилизации денежных средств в  бюджет зависят от системы и методов  хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти  черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.

Особенно ярко названные черты  проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло изменить систему изъятия в целом – она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обосновано определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических  методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловила коренное уменьшение системы доходных поступлений – она стала строиться на базе налоговых платежей, взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.2

Возрастающий дефицит бюджета, инфляция и обесценение капитала, убыточность, платежный кризис –  все эти явления свидетельствуют  о финансовых взаимоотношениях предприятий  и государства (прежде всего с бюджетной системой), влиянии на реальный сектор общей государственной политики финансовой стабилизации.

Возникновение нового рыночного типа финансовых взаимосвязей государства  и предприятий не избавило казахстанскую  экономику от неэффективности к стабилизации государственного бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях.

Ситуация неплатежеспособности в  сфере финансовых взаимоотношений  предприятий и государства проявляются в системно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособностью предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижении реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики непрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадок и оттеснение на второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой собираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.3

Главная причина бюджетного кризиса  - недостаточность доходов, ежегодные ошибки в оценке собираемости налогов. Важнейшее условие выхода из кризиса - продолжение начатых в конце 1996 - начале 1999 года налоговых преобразований, дополнение их рядом новых положений. При этом нужно учитывать некоторые объективные обстоятельства и делать выводы из опыта налоговых реформ.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Казахстан