Бюджетное устройство в России

Автор: f**************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;
-рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;
-обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России…………………………………………………………………...…………5
1.1.Понятие и структура финансовой системы в РФ………………………...5
1.2.Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ…………………………………………………………………...….8
1.3.Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе………………………………………………………………………………11
2. Развитие системы бюджетного регулирования в РФ……………………….15
2.1.Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ…………………………………………….……….15
2.2.Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ……………………..17
2.3.Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ………………………………………………………………….18
2.4.Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ……………………………………..………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России…………………………………………………………………...…………5

    1.1.Понятие и структура финансовой системы в РФ………………………...5

    1.2.Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ…………………………………………………………………...….8

    1.3.Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе………………………………………………………………………………11

2. Развитие  системы бюджетного регулирования  в РФ……………………….15

    2.1.Основы нормативного регулирования бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ…………………………………………….……….15

    2.2.Организационные и методические аспекты построения оптимальной системы государственного финансового контроля в РФ……………………..17

    2.3.Совершенствование системы бюджетного регулирования и бюджетного устройства в РФ………………………………………………………………….18

     2.4.Обобщение основополагающих аспектов регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ……………………………………..………23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………………...29

 

      Введение

 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения. Главным критерием функционирования предприятий различных форм собственности в современных условиях стала их прибыль.

     Именно  посредством финансовой системы  государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

     Актуальность исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

     В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

     Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     -определить экономическую сущность и особенности развития финансовой системы России;

     -рассмотреть развитие системы бюджетного регулирования в РФ;

     -обобщить основополагающие аспекты регулирования отдельных звеньев финансовой системы в РФ.

 

1.Экономическая сущность и особенности развития финансовой системы России

    1.1. Понятие и структура финансовой системы в РФ

 

     В зарубежной литературе финансовая система определяется как совокупность рынков и инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Данное определение отражает институционально-рыночную сторону финансов, но не их сущность как совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов.

     Отечественные специалисты при трактовке понятия  «финансовая система» исходят из содержания финансов как экономической  категории, но определяют ее по-разному.

     На  наш взгляд, более полным определением финансовой системы, отражающим как ее многозвенность, так и наличие особенностей в формировании и использовании денежных фондов, различий в назначении элементов, является трактовка проф. А.М. Ковалевой: «Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве»1.

     Анализ  существующих подходов к определению финансовой системы позволяет установить, что большинство авторов совершенно справедливо полагают, что система — это совокупность определенных элементов, но сами элементы трактуются различно:

     - рынки и инструменты;

     - подсистемы финансовых отношений и ресурсов, возникающих у хозяйствующих субъектов, работников, государства;

     - сферы (звенья) финансовых отношений;

     - денежные отношения, функционирующие  в государстве;

     - формы и методы образования,  распределения и использования  фондов;

     - отношения по поводу формирования и использования доходов;

     - финансовые органы и учреждения;

     - только финансовые учреждения.

     Не  вдаваясь в дискуссию по поводу правомерности  того или иного подхода, определим  свою точку зрения по данному вопросу. Исходя из содержания финансов как экономической категории, целесообразнее определять финансовую систему через совокупность денежных фондов и связанных с их формированием и использованием денежных отношений.

     Большинство отечественных авторов, трактуя  финансовую систему как совокупность сфер (звеньев), не всегда четко проводят разницу между данными понятиями. Неоднозначно задается и набор звеньев.

     К финансам властных структур отнесены государственные (федеральные и  региональные) и муниципальные финансы. Звенья государственной финансовой системы каждого уровня представлены бюджетом, внебюджетными фондами, кредитами и финансами предприятий.

     Основная  часть — региональные бюджеты;

     Средства  субъектов хозяйствования: финансовые ресурсы предприятий, находящихся  в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия); финансовые ресурсы предприятий и организаций, направляемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов;

     Территориальные внебюджетные фонды, формируемые за счет добровольных взносов предприятий и населения, специальных сборов. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

     В основу построения финансовой системы  положены три основополагающих элемента:

     -функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;

     -территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;

     -единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

     Финансовая  система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис 1.

     Поскольку финансы являются носителем распределительных  отношений, то это распределение  происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств). 

 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Схема финансовой системы

     1.2.Основные направления государственного регулирования финансовой системы в РФ

     В странах рыночной экономики бюджет широко используется государством для  воздействия на различные стороны  жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей хозяйства, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала, на выравнивание в условиях стихийного развития капиталистического производства отраслевых пропорций.

     Вмешательство в экономику превратилось в одну из основных функций государственного бюджета. Формы такого вмешательства различны. В условиях политики «экономики предложения» наряду с прямыми методами вмешательства широкое развитие получали косвенные. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование темпов ускорения научно-технического прогресса, расширение государственного потребления, рост накопления капитала путём прямого финансирования крупного монополистического производства. Это осуществляется в форме субсидий, кредитов, государственных гарантий, поручительств, а так же других форм помощи крупному капиталу в целях обеспечения роста монопольной прибыли. Вместе с тем государственное финансирование содействует дальнейшей концентрации производства и капитала, укреплению господствующих позиций монополий.

     Бюджетная политика государства направлена на регулирование или изменение  совокупного спроса, то есть реального  объема национального производства, который потребители - предприятия и правительство - готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного спроса (потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его.

     Оно делает это с помощью мер бюджетной  политики, в основном изменяя государственные  расходы и налоги. Например, путем  уменьшения сбора налогов с населения  можно повысить такой компонент  совокупного спроса, как потребительские расходы. Уменьшение налогов на прибыль корпораций приведет к росту инвестиций - другого компонента совокупного спроса. Третий компонент совокупного спроса - государственные закупки - государство, используя инструменты бюджетной политики, может стимулировать производство и инвестиционных, и потребительских товаров.

Информация о работе Бюджетное устройство в России