Бюджетное устройство в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы являются теоретические и практические аспекты бюджетного устройства Республики Беларусь.
Для достижения данной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
- определить бюджетное устройство страны и выявить его организационно-методологические основы;
- дать характеристику бюджетной системы и принципам ее построения;
- охарактеризовать бюджетные права органов власти и государственного управления.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и основы бюджетного устройства 5
2. Бюджетная система и принципы ее организации 12
3. Бюджетные права органов власти и управления 15
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство в РБ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    Частное учреждение образования

    Институт  парламентаризма и предпринимательства 
     

    Кафедра «Финансы и кредит» 
     
     

                                                                                   

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  дисциплине: «Государственный бюджет»

    на  тему: «Бюджетное устройство в Республике Беларусь»  
     
     

Студентка:

6-го  курса, группы 22553       О.М. Бушля  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Минск 2006

      СОДЕРЖАНИЕ  

Введение             3 

1. Понятие  и основы бюджетного устройства        5 

2. Бюджетная  система и принципы ее организации               12 

3. Бюджетные права органов власти и управления               15 

Заключение                     31 

Список  использованных источников                 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

      Государство для выполнения своих функций нуждается в крупных финансовых ресурсах, которые пытается аккумулировать в бюджете. С помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании общественными процессами.

     По  своей внешней форме государственный  бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

      Переход от административно-командных методов  управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы Республики Беларусь и ее основного звена – бюджетной системы. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджета как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

     С обретением Беларусью суверенитета бюджетная политика получает качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики - со всеми присущими ей закономерностями развития - предъявляет к бюджетной политике государства требование служить эффективным инструментом регулирования совокупного спроса, проведения антициклической или проциклической политики в зависимости от текущих экономических условий и задач.

      В условиях переходной экономики усиливается  роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.

     Главной целью данной курсовой работы являются теоретические и практические аспекты бюджетного устройства Республики Беларусь.

     Для достижения данной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:

      - определить бюджетное устройство  страны и выявить его организационно-методологические основы;

      - дать характеристику бюджетной системы и принципам ее построения;

      - охарактеризовать бюджетные права  органов власти и государственного  управления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА  

      Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными элементами, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

      Бюджетное устройство страны определяется ее государственным  устройством. От формы государственного устройства страны зависит также построение бюджетной системы как главного элемента бюджетного устройства. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней – государственного бюджета и местных бюджетов. Бюджетная система федеративного государства трехзвена и состоит из государственного федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Верхний уровень бюджетных систем и федеративного, и унитарного государства представлен всегда одним видом бюджета, а нижние – многочисленными видами бюджетов, определяемыми особенностями государственного устройства того или иного государства с учетом конкретных видов государственных муниципальных образований внутри него. 

      В соответствии с действующим законодательством  Республики Беларусь бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

        Исходя из легального определения бюджетного устройства (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах») можно сделать вывод о двухэлементном составе бюджетного устройства (бюджетная система и принципы ее организации). Однако некоторые ученые придерживаются точки зрения, согласно которой бюджетное устройство включает в себя три элемента: структура бюджетной системы; бюджетная классификация и принципы бюджетной системы [9, с. 23]. Другие авторы, также останавливаясь на трехзвенной структуре бюджетного устройства, его наполнение производят по-иному. Так, по мнению Н.М. Сабитовой, бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, бюджетные права органов власти различного уровня и принципы разграничения бюджетных полномочий [23, с. 12].

      Основой бюджетного устройства выступает бюджет. Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

     На  начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооружений и т. д. покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны (прямой грабеж, добыча пленных, рабов, сбор дани с побежденных и т. д.). В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.

     При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати со своих подданных. Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах.

     С ростом производительных сил, разделением  общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан. Общегосударственные расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения. Чтобы обосновать потребность в ресурсах, их конкретное направление, выяснить возможности финансового обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельные сметы затрат и доходов.

     Чем больше усложняется процесс изъятия  государством части общественного продукта и его перераспределения, тем труднее становится управление им. Не случайно круг прогнозируемых на год расходов, источников их покрытия увеличивается, растет количество разрозненных смет. Постепенно, исходя из объективной необходимости, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету расходов и доходов, чтобы иметь возможность рассчитать свои финансовые ресурсы. Так, в конце XVII в. в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет (от англ. слова - сумка).

     В России первые сведения об общей смете  доходов и расходов государства относятся к 1654 г. Однако разработка такого важного документа, как общая смета доходов и расходов государства, осуществлялась нерегулярно. Лишь при Петре I, когда проводились крупные реформы по увеличению доходов казны, была создана коллегия для руководства финансовыми делами. Однако ежегодно бюджет России начал разрабатываться только с 1812г. после образования Министерства финансов [17, с. 217].

     В конце XVIII - начале XIX в. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

     Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х годах XVIII в. существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства [12, с. 8]. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны.

     Зарождающиеся в недрах феодального строя новые  силы и отношения требовали демократизации бюджетного права. Неслучайно молодая буржуазия в качестве важных своих лозунгов выдвигала гласность бюджета, более полное отражение в нем доходов и расходов, контроль за ними.

     Однако  в дальнейшем, защищая свою власть, буржуазия пытается скрыть некоторые расходы, используемые прежде всего для поддержания интересов господствующего класса. Поэтому допускаются фальсификация отдельных статей, скрытие непопулярных затрат, доходов, широко используются средства дополнительно создаваемых целевых фондов, резервов.

     На  содержание бюджета влияют объективные  и субъективные факторы. К объективным  относятся прежде всего характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета. С развитием общества, изменением способа производства, распределения валового продукта, отношений собственности меняются глубинная суть бюджета, его содержание и основное назначение. К объективным факторам можно отнести также природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфику развития на данном историческом этапе. Вместе с тем бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.

     К субъективным факторам относятся тип  государства, политика правительства в соответствующем периоде, приоритеты развития, внешняя и внутренняя экономическая ситуация и др. Следует отметить, что бюджеты разных стран в одном историческом периоде, при едином общественном строе имеют общие черты, похожую структуру доходов и расходов. Их главным назначением является аккумуляция средств в казну для выполнения функций государства. При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных общеэкономических, народнохозяйственных, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций. Бюджет страны, отражающий основные доходы и расходы государства, называется государственным бюджетом. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей.

Информация о работе Бюджетное устройство в Республике Беларусь