Бюджетное устройство российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Как известно, государство проводит свою финансовую политику целенаправленно используя финансовую систему. Таким образом, состояние финансовой системы, всех ее звеньев, в том числе - государственного бюджета - прямо сказывается на финансовой политике, на решении задач стоящих перед экономикой по выходу из кризисного состояния.
Роль государственного бюджета, бюджетной системы в экономике страны определяют актуальность темы данной работы.

Содержание

Введение
1. Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы
2. Межбюджетные отношения: проблемы, методы регулирования
3. Бюджетное планирование и бюджетный процесс: сущность и основные принципы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройствоУФЭК060301.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКИЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 
 

       Курсовая  работа

       На  тему: Бюджетное устройство российской экономики 
 

       Выполнила:

       Студентка группы СД-208-99

       Лынник  И.А.

       Преподаватель:

       Иванова О.Ф. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Уфа - 2001

 

Содержание 

Введение

1. Основы бюджетного  устройства и построения бюджетной  системы

2. Межбюджетные отношения: проблемы, методы регулирования

3. Бюджетное планирование  и бюджетный процесс: сущность  и основные принципы

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение 

       В настоящее кризисное в экономике  страны время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации.

                К ним относятся:

  • догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;
  • отсутствие стратегических разработок;
  • проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;
  • отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;
  • нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;
  • остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

       Все это прямо сказывается на неразвитости  бюджетной системы  и финансовой системы страны в целом.

     Как известно, государство проводит свою финансовую политику целенаправленно используя финансовую систему. Таким образом, состояние финансовой системы, всех ее звеньев, в том числе - государственного бюджета - прямо сказывается на финансовой политике, на   решении задач стоящих перед экономикой по выходу из кризисного состояния.

       Роль  государственного бюджета, бюджетной  системы в экономике страны определяют актуальность темы данной работы. 

       1. Основы бюджетного устройства  и построения

       бюджетной системы 

       Основы  бюджетного устройства Российской Федерации  определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

    Бюджетная система государства - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Она является подсистемой финансовой системы. Организационно бюджетная система строится в соответствии с установленными принципами.

       В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

       • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

       • бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

       • местных бюджетов.

       Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

       Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

       Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. основной финансовый план страны. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

       Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разных уровней в России, а также контроль за их исполнением регулируются Законом РСФСР "0б основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР" (10 октября 1991 г.) и другими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.

       Основная  часть государственных доходов  и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. С учетом трехступенчатого административно-территориального устройства страны (центральное правительство; правительства республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.  Через бюджетную систему осуществляется распределение и доведение до населения производимых благ. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65 %  всех бюджетных средств, на здравоохранение — свыше 60%, на социальное обеспечение — около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство — 100%.

  В настоящее  время число региональных бюджетов составляет 29,3 тыс. Их объем (по расходам) в 2000 г. составил примерно 50% консолидированного бюджета Российской Федерации.[6, с.12] Таким образом, региональные бюджеты имеют важное значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь, в распределении государственных средств па содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

       Принципы  функционирования бюджетной системы

Принципами  функционирования бюджетной системы являются:

• единство бюджетной  системы;

• разграничение  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

• самостоятельность  бюджетов;

• полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, а  также государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджетов;

• эффективность  и экономность использования  бюджетных средств; общее или  совокупное покрытие расходов бюджетов,

• гласность;

• достоверность  бюджета;

• адресность и целевой  характер использования бюджетных средств.

       1. Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

       2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

       3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:

       1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

       2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

       3) законодательное закрепление регулирующих  доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

       4) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

       5) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

       6) недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

       4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

       5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

       6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

       7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

       8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

       9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

       10. Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

        2. Межбюджетные отношения: проблемы, методы

       регулирования 

       Реформа межбюджетных отношений проходит в  настоящее время на основе Концепции  реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.

       Как и предусматривалось Концепцией, одним из основных направлении реформы межбюджетных отношении на ее первом этапе (1998-99 гг ) стал переход к новой методике распределения трансфертов Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), направленной на обеспечение территориальной справедливости (выравнивание бюджетной обеспеченности), бюджетной эффективности (нормативная оценка расходов и доходов) и политической стабильности (прозрачность расчетов, компенсационные механизмы)

Информация о работе Бюджетное устройство российской экономики