Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 50.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бюджетное устройство и бюджетный  процесс в Российской Федерации

 

      Основы организации  бюджетного процесса в России 

     Бюджетный процесс – регламентированная законодательством  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

     Продолжительность бюджетного процесса: более года 1 и 2 стадии, год (с 1 января по 31 декабря) – исполнение, около полугода – составление отчета об исполнении и его утверждение.

     Задачи  бюджетного процесса:

  • максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях экономического развития страны;
  • определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объёма в соответствии с прогнозами и целевыми программами;
  • согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
  • осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйствования, экономическими регионами;
  • повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных и социально-экономических программ.

     Принципы  организации бюджетного процесса:

  • единство – единая правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации;
  • самостоятельность – обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;
  • балансовый метод – установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и стоимостными показателями.

     Бюджетный процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:

     1 стадия. Составление проекта бюджета  осуществляется исполнительными  органами власти. Ему предшествует  разработка планов – прогнозов  развития территорий и целевых  программ, на основе которых создается  сводный финансовый баланс государства по территории РФ. В денежной форме он выражает социально – экономическое развитие страны.

     Непосредственная  работа по составлению проектов бюджетов проводится Минфином и его финансовыми  органами а также налоговыми и  таможенными органами, Министерством  Экономики РФ, Государственным Комитетом по статистике. При составлении бюджетов используются разные методы:

  1. метод экономического анализа – определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения;
  2. нормативный метод – в его основе лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода;
  3. экстраполяционный метод – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год.

     Сопоставленный  и согласованный проект федерального бюджета Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную  думу. Одновременно с проектом бюджета  представляются следующие документы:

  1. предварительные итоги социально-экономического развития страны за истекший период;
  2. прогноз социально – экономического развития страны на будущий год;
  3. прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;
  4. прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;
  5. основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий год;
  6. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов федерации на предстоящий год;
  7. федеральная адресная инвестиционная программа и др.

     2 стадия. Рассмотрение и утверждение  бюджетов в законодательных органах  – Государственной Думе РФ, представительных  органов субъектов Федерации  и местных самоуправлений.

     Проект  федерального бюджета и указанные  документы, полученные Советом Государственной Думы, в течение 3 дней направляются в его комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения Комитет решает вопрос о принятии проекта Федерального закона «О Федеральном бюджете» к рассмотрению в Государственной думе. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в счетную палату на заключение. Государственная дума рассматривает бюджет в четырех чтениях.

     При рассмотрении Федерального бюджета в первом чтении, в течение 40 дней со дня предоставления, Государственная дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. Кроме того, рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета на предстоящий год.

     При рассмотрении проекта во втором чтении (20 дней от даты утверждения в первом чтении) Государственная дума утверждает расходы государственного бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего объёма расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.

     При рассмотрении в третьем чтении (30 дней) обсуждаются расходы по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении, а также, перечень защищенных статей Федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов.

     В четвертом чтении в течение 10 дней рассматриваются поправки к законопроекту, а также поквартальное распределение  доходов, расходов и дефицита. На пленарном  заседании законопроект ставится на голосование в целом.

     Принятый  закон «О федеральном бюджете» на предстоящий год в соответствии со статьей Конституции в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, а затем  Президенту.

     В случае, если Федеральный закон не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство имеет право  расходовать бюджетные средства по соответствующим разделам расходов бюджета ежемесячно в размере  одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов на предшествующий год.

     3 стадия. Исполнение бюджета начинается  после утверждения законодательными  органами и подписи Президентом.  Эта стадия бюджетного процесса  включает выполнение доходной  и расходной частей. Организация  исполнения бюджета и внебюджетных фондов возложена на Федеральное казначейство, которое обеспечивает принцип единства кассы в отношении Федеральных средств. Суть его в том, что с создание казначейской системы все платежи из бюджета (или иных централизованных государственных финансовых ресурсов) должны осуществляться с единого счета казначейства, тем самым быть полностью ему подконтрольным.

     Исполнением доходной части бюджета занимается государственная налоговая служба, а также государственный таможенный комитет, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в бюджет и предоставляют необходимую информацию в казначейство.

     4 стадия. Составление отчета об  исполнении бюджета и утверждение  его в законодательных органах  власти. Вся работа по составлению  отчетов возложена на Минфин и его органы, МНС, таможенный комитет. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о бюджете докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.

     Для осуществления контроля за исполнением  бюджета Совет Федераций и Государственная Дума образуют Счетную палату. 

     Бюджетное устройство РФ 

     Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, её структура, взаимосвязь объединяемых в ней  бюджетов.

     Принципы  бюджетного устройства:

  1. единство – единая правовая база, использование единой бюджетной классификации и единой бюджетной документации, социально – экономической и налоговой политикой;
  2. полнота – доходы и расходы отражаются в полном объёме;
  3. реальность – правдивость бюджетных показателей и отражение в доходах источников, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, затраты по которым будут способствовать достижению прогнозных показателей экономики;
  4. гласность – публикация бюджетов и отчетов об их исполнении;
  5. самостоятельность – наличие собственных источников доходов и право определять направления их использования;
  6. адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей.

 Бюджетная система – совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарных государствах бюджетная  система состоит из двух звеньев: государственный бюджет и местные  бюджеты. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объём бюджетных прав нижестоящих органов власти. В федеративных государствах – три бюджетных уровня. Им присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов.

     Государственная бюджетная система РФ состоит  из уровней:

  1. Федеральный бюджет;
  2. бюджеты субъектов Федерации: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных, 2 городских (Москва и С-Петербург), 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области;
  3. местные бюджеты: около 29 тысяч бюджетов муниципалитетов (городских, районных, сельских).

     Принципы, на основе которых функционируют  федеративные бюджетные системы, составляют основу бюджетного федерализма.

     Бюджетный федерализм – система налогово-бюджетных  взаимоотношений органов власти и управления федерального, регионального  и местного уровней на всех стадиях  бюджетного процессах.

     Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов.

  • Закрепленные доходы– доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (например, налог на имущество физических лиц полностью зачисляется в местный бюджет).
  • Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета. Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов. Важное место в системе регулирующих доходов занимают методы бюджетного регулирования, к которым относят:

     а) дотации – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой  сумме для сбалансирования нижестоящих  бюджетов при их дефиците на безвозмездной  и безвозвратной основе;

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации