Бюджетное финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

К числу важнейших потребительских благ относятся услуги жилищно-коммунального хозяйства. В состав этих услуг включены предоставление населению квартир, создание для них нормальных условий проживания (водоснабжение, теплофикация, канализация, электрификация, газификация) и благоустройство территории (озеленение, освещение, санитарная очистка и др.).

Содержание

1. Состав и содержание расходов бюджета на финансирование жилищно- коммунальных услуг и жилищного строительства. 3
2. Особенности функционирования и источники финансирования ЖКХ. Расходы бюджета на ЖКХ, их характеристика, порядок планирования. 7
3. Характеристика расходов на благоустройство населенных пунктов и жилищное строительство. 13
Список использованных источников 17

Работа содержит 1 файл

Бюджетное финансирование ЖКХ и жил строительства.docx

— 54.49 Кб (Скачать)

         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

                 Кафедра бюджета и финансов ВЭД

 

 

 

 

 

 

                                   РЕФЕРАТ

 

 

 

по дисциплине: Государственный бюджет

на тему: Бюджетное финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФФБД, 6-й курс, ЗФФ-3                                               В.В.Пинчук

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Минск 2012

 

Содержание

 

1. Состав  и содержание расходов бюджета  на финансирование жилищно- коммунальных  услуг и жилищного строительства. 3

2. Особенности  функционирования  и источники  финансирования ЖКХ. Расходы бюджета  на ЖКХ, их характеристика, порядок  планирования. 7

3. Характеристика  расходов на благоустройство  населенных пунктов  и жилищное  строительство. 13

Список использованных источников 17

 

 

 

 

1. Состав и содержание  расходов бюджета на финансирование  жилищно- коммунальных услуг и жилищного строительства.

К числу важнейших потребительских  благ относятся услуги жилищно-коммунального  хозяйства. В состав этих услуг включены предоставление населению квартир, создание для них нормальных условий  проживания (водоснабжение, теплофикация, канализация, электрификация, газификация) и благоустройство территории (озеленение, освещение, санитарная очистка и  др.). Особенностью этой отрасли является сочетание результатов социального  характера с ресурсо- и фондоемким характером ее деятельности. В отличие от других отраслей социальной сферы, количество и качество работ и услуг не может быть сокращено ниже определенного минимума, поскольку за этим последует ухудшения качества жизни для большинства населения республики. С другой стороны, обеспечение минимально достаточного уровня работ и услуг отрасли требует значительного объема материальных топливно-энергетических и других ресурсов. Эта особенность определяет приоритет развития жилищно-коммунального хозяйства не только среди отраслей социальной сферы, но и народного хозяйства республики в целом.

 На сегодняшний день  жилищно-коммунальный комплекс Республики  Беларусь в том числе и Минска является одной из «болевых точек». Постоянный рост затрат на содержание этого комплекса, отсутствие экономических стимулов снижения издержек, рост тарифов на жилищные и коммунальные услуги, высокая степень износа основных производственных фондов и т.д. вызывают серьезные нарекания как у специалистов, так и у населения. В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют на сегодняшний день эффективно защищать интересы потребителей.

Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой  отрасль сферы услуг и важнейшую  часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности  человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах 

  В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:

  • жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);
  • городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);
  • информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения;
  • внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;
  • санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);
  • зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);
  • гостиничное хозяйство;
  • бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);
  • уличное освещение

ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия.

Они включают:

  • санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);
  • внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);
  • коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);
  • коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);
  • внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);
  • подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и разветвленной  является ЖКХ. Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона.

 ЖКХ формирует соответствующее  качество жизни населения, культуру  быта и образ жизни, во многом  определяет социально-экономический  потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.

 Согласно правилам  благоустройства и содержания  города Минска, в функции ЖЭСов входит:

  • организовывать и проводить санитарную уборку закрепленных территорий - ежедневную уборку подъездов жилых домов, два раза в неделю влажную уборку;
  • ежедневную уборку кабин лифтов, подвалов и чердаков - один раз в месяц, мытье окон - 2 раза в год (весной и осенью);
  • оборудовать площадки с ограждением и водонепроницаемым покрытием под контейнеры для сбора твердых бытовых отходов;
  • обеспечивать обслуживающий персонал инвентарем, применяемым для выполнения всех видов уборки;
  • обеспечить регулярную мойку и дезинфекцию мусороприемных камер;
  • обеспечить мойку и дезинфекцию мусороприемных стволов и контейнеров для сбора твердых бытовых отходов.

 Таким образом, ЖКХ  - отрасль экономики, находящаяся  в непосредственном и постоянном  контакте с гражданами. Своевременное  предоставление качественных услуг  при снижении или сохранении  на прежнем уровне цен на  них - основное условие создания  комфортных условий проживания  населения. 

 Программой деятельности  правительства на 2011-2015 годы поставлена  задача поэтапного повышения  уровня возмещения населением  затрат на оказание жилищно-коммунальных  услуг до 60%. А по отдельным  видам услуг оплата будет доведена  до уровня себестоимости. Это  водоснабжение, вывоз и обезвреживание  твердых бытовых отходов, электро-  и газоснабжение. Но все это  будет происходить в увязке  с ростом доходов населения  и одновременным оказанием наименее защищенным группам государственной адресной социальной помощи для оплаты этих услуг.

 Здесь также стоит  обратить внимание на такой  момент. Сейчас в Беларуси услуги  ЖКХ по одинаковому принципу  оплачивают как слои населения  с низкой, так и с высокой  заработной платой. Это не совсем  правильно, что государство на 70% дотирует тех, у кого заработная  плата гораздо выше средней. Поэтому в дальнейшем государство здесь будет идти по двум путям: с одной стороны - повышать заработную плату, в первую очередь, для малоимущих слоев населения, с другой - повышать уровень покрытия затрат в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В целом, планируется, что  тарифы на услуги ЖКХ для населения  будут последовательно повышаться до уровня, обеспечивающего покрытие за счет средств населения не менее 30% затрат на их оказание в 2011 году (в 2010 году уровень возмещения составлял 25%), не менее 35% - в 2012 году, 40% - в 2013 году. При этом возмещение населением затрат по отдельным видам жилищно-коммунальных услуг, а также их сверхнормативного  потребления будет доведено до уровня их себестоимости.

  Главной целью на пятилетнюю перспективу является повышение надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, улучшение качества предоставляемых услуг, соблюдение нормативов социальных стандартов. Будет развиваться государственно-частное партнерство и конкурентная среда в жилищно-коммунальном хозяйстве. Предстоит модернизировать жилищно-коммунальное хозяйство и повысить его инвестиционную привлекательность. При этом затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг должны быть снижены не менее чем на 25% в сопоставимых условиях.

Для выполнения намеченных задач Министерство жилищно-коммунального  хозяйства разработало соответствующую  программу на пятилетку. Программа  предполагает постепенное повышение  уровня компенсации затрат населением, поэтому резких скачков тарифов на услуги не будет.

  В течение пятилетки должно быть ликвидировано и перекрестное субсидирование. Ведь сегодня практически везде за рубежом тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию для населения выше, чем для юридических лиц, чтобы удешевить выпускаемую производителями продукцию, повысить ее конкурентоспособность. Этому примеру будет следовать и Беларусь.

Согласно Приложению 3 к  Закону Республики Беларусь «О республиканском  бюджете на 2012 год» Расходы республиканского бюджета на ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО должны составить (тыс. рублей): 64 279 033,0 из них

  • Жилищно-коммунальное хозяйство 53 015 711,0;
  • Благоустройство населенных пунктов  1 365 000,0;
  • Прикладные исследования в области жилищно-коммунальных услуг               2 450 000,0;
  • Другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг 7 448 322,0. 

 В Законе  Республики  Беларусь от 30 декабря 2011 г. №  331-З «О республиканском бюджете  на 2012 год» Статья 25. Установить, что  в 2012 году: 2. Областные и Минский городской Советы депутатов обеспечивают направление средств из соответствующих местных бюджетов на:

  • предоставление гражданам Республики Беларусь (далее – граждане) одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;
  • оказание финансовой поддержки государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе приобретение не завершенных строительством капитальных строений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, за исключением льготных кредитов, предоставленных гражданам в соответствии с законодательными актами;
  • строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для переселения граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.»

 

 

 

 

2. Особенности функционирования  и источники финансирования ЖКХ. Расходы бюджета на ЖКХ, их характеристика, порядок планирования.

Доходы жилищно-коммунального хозяйства складываются из: основных эксплуатационных, прочих эксплуатационных, компенсационного характера и от доходов внеэксплуатационной хозрасчетной деятельности.

 К основным эксплуатационным  доходам относятся: 

  • плата за пользование жилыми помещениями, в т.ч поступления от ЖСК, жильцов приватизированных квартир, жилищных товариществ, принятых на обслуживание;
  • арендная плата от сдачи в аренду жилых и нежилых помещений, числящихся в составе основных средств жилищного фонда предприятия (направляется на погашение убытка по его содержанию).

 К прочим эксплуатационным доходам и доходам копенсационного характера относятся:

  • сборы с арендаторов нежилых помещений на покрытие эксплуатационных расходов;
  • доходы по субквартирантам;
  • сборы за обезвреживание и вывоз твердых бытовых отходов;
  • плата за услуги по начислению субсидий;
  • поступления от предприятий и организаций в порядке возмещения расходов по ведению расчетов с населением;
  • поступления от предприятий и организаций за обслуживание внутридомовых сетей и оборудования;
  • поступления от предприятий и организаций за обслуживание, эксплуатацию и проверку приборов группового учета расхода и регулирования воды и тепловой энергии.

Информация о работе Бюджетное финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства