Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 16:55, реферат

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней (ст. 10. Бюджетного кодекса РФ):
• первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• третий уровень — местные бюджеты.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система Российской Федерации.docx

— 20.57 Кб (Скачать)

Глава 12 Бюджетная система Российской Федерации 

 

 

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней (ст. 10. Бюджетного кодекса РФ):

• первый уровень — федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

• второй уровень — бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

• третий уровень — местные  бюджеты.

Государственный бюджет —  это основной финансовый план государства  на текущий год, имеющий силу закона. Он утверждается парламентом России.

Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России)— главное звено бюджетной  системы. В нем концентрируется  основная часть ресурсов бюджетной  системы страны. Республиканский  бюджет выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс  образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через него мобилизуются средства предприятий  различных форм собственности и  частично доходы населения. Они направляются на: финансирование народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

Основными функциями бюджета  являются следующие:

1) перераспределение национального  дохода и ВВП;

2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение  социальной политики;

4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

При рыночной экономике государственный  бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его  воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики  и культуры на всей территории Российской Федерации.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного  производства, более эффективному использованию  государственных средств. Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное и качественное развитие работника — главной производительной силы общества — основной показатель экономического прогресса.

В процессе финансового планирования через бюджет оказывается наибольшее воздействие на отрасли хозяйства  и учреждения непроизводственной сферы. Будучи основным финансовым планом образования  и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

Государственный бюджет, как  уже говорилось, выполняет функцию  организатора распределительных процессов  в народном хозяйстве. Хотя через  бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы  материального производства, он влияет на размеры накопления, определение  оптимальной структуры доходов  по финансовым планам предприятий и  отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых  в финансовых планах предприятий, а  также степень участия предприятий  в формировании доходов бюджетной  системы, и прежде всего республиканского бюджета Российской Федерации. Кроме  того, осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.

Бюджетное устройство Российской Федерации — это организация  бюджетной системы, принцип ее построения.

Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, это регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных  внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).

Единство бюджетной системы  обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций  и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой  политикой.

В статье 28 Бюджетного кодекса  РФ указаны принципы бюджетной системы  Российской Федерации: единство; самостоятельность  бюджетов; полнота отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность  использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность достоверность; адресность и целевой характер бюджетных  средств.

Единство бюджетной системы  Российской Федерации (ст. 29 БК РФ) означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса в РФ, санкций  за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы Российской Федерации (ст. 30 БК РФ) означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов (ст. 31 БК РФ) означает:

1) право законодательных  (представительных) органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы РФ самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

3) законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов в соответствии  с настоящим Кодексом и налоговым  законодательством РФ;

4) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с Бюджетным  кодексом определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов;

5) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с Бюджетном  кодексом определять источники  финансирования дефицитов соответствующих  бюджетов;

6) недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных  в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджета;

7) недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ потерь  в доходах и дополнительных  расходов, возникших в ходе исполнения  законов (решений) о бюджете,  за исключением случаев, связанных  с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ) означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым  и бюджетным законодательством  РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и  в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью  учитываются отдельно по доходам  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых  в пределах текущего финансового  года.

Принцип сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ) означает, что объем  предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств (ст. 34 БК РФ) означает, что при  составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего  объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35 БК РФ) означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления  от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ.

Принцип гласности (ст. 36 БК РФ) предполагает:

— обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной  власти, органов местного самоуправления;

— обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ) означает надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных  средств с обозначением направления  их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных  бюджетом средств либо к направлению  их на цели, не обозначенные в бюджете  при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.



Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации