Бюджетная система Российской Федерации как сфера бюджетного учета и отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении:
 о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов госу¬дарственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, орга¬нов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов мест¬ного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений;
 об операциях, приводящих к изменению указанных активов и обязательств.
Задачи бюджетного учета:

Работа содержит 1 файл

КОН. РАБ.+.DOC

— 71.00 Кб (Скачать)

Бюджетная система Российской Федерации 

как сфера бюджетного учета и отчетности.

       Бюджетный учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении:

  • о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений;
  • об операциях, приводящих к изменению указанных активов и обязательств. 
    Задачи бюджетного учета:
  • формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
  • формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств 
    учреждений;
  • обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

       Такое деление обусловлено теми финансовыми взаимоотношениями, которые складываются между указанными субъектами бюджетного учета, являющимися участниками бюджетного процесса, и четко разграниченными между ними полномочиями в отношении операций по исполнению бюджета.

       1) Согласно статье 215.1 Бюджетного Кодекса  Российской Федерации организация  исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Следовательно, органами, организующими исполнение бюджетов, являются финансовые органы. Так, согласно ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения федерального бюджета относится к бюджетным полномочиям Министерств финансов Российской Федерации, а бюджетов субъектов к полномочиям Министерств финансов субъектов РФ.

          Исполнение бюджета представляет собой стадию бюджетного процесса, на которой происходит мобилизация доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и их использование в соответствии с направлениями, предусмотренными законом (решением) о бюджете. При этом исполнение бюджета включает целый комплекс мероприятий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, организация исполнения которых и возлагается на финансовые органы.

       Осуществляя общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом, Правительство РФ в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №273 и статьей 165 Бюджетного кодекса РФ делегировало функции по методологическому руководству бухгалтерским учетом исполнения бюджетов всех уровней и бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях Министерству финансов РФ в лице департамента бюджетной политики и входящего в состав департамента отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности бюджетной классификации. 

       2) Исходя из норм статьи 215.1 Бюджетного  кодекса Российской Федерации,  кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с 1 января 2006 г. осуществляется Федеральным казначейством. Таким образом, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, выступают органы Федерального казначейства.

          Кассовое обслуживание исполнения  бюджетов заключается в осуществлении  и учете операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

       При этом согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

       По  соглашению с исполнительным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.

       На  федеральном уровне часть функций  органа, организующего исполнение федерального бюджета, — Министерства финансов России закреплена за Федеральным казначейством.

       Согласно  Указу Президента Российской Федерации  от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от Министерства финансов России Федеральному казначейству (как самостоятельному федеральному органу исполнительной власти) с 1 января 2005 г. переданы правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета.

       Вследствие  этого Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 166.1), а также Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, за Федеральным казначейством закреплены такие функции, свойственные органу, организующему исполнение бюджета, как:

  • открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • доведение до главных распорядителей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств;
  • доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
  • получение от главных распорядителей средств федерального бюджета материалов, необходимых для составления отчетности об исполнении федерального бюджета;
  • составление на основании отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета.

       До 1992 г. в России действовала банковская система исполнения бюджета, при которой функцию организации исполнения бюджета выполнял ЦБР, а каждый бюджетополучатель имел свой текущий счет в банке. 

       Указом  Президента РФ от 08.12.1992 г. №1556 «О федеральном  казначействе» было организовано казначейство. Казначейство образовывалось в целях эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения главным образом республиканского бюджета РФ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

       Эффективность казначейской системы исполнения бюджета заставила государство проводить последовательную политику по переводу на казначейскую систему исполнения бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

       Бюджетным Кодексом Российской Федерации решены следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации;

  • закреплено казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации;
  • обеспечено необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год;
  • определено, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;
  • установлена ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

       Для выполнения поставленных задач Федеральное  казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами всех бюджетов главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета.

       Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о Федеральном казначействе.

       Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

       Полномочия  и обязанности Федерального казначейства очень широки:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций но кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  • составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета; 
  • осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
  • осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.

       Когда речь идет о казначейском исполнении бюджета или о казначействе вообще, то нередко возникают ассоциации с контролирующим органом или даже органом, выполняющим карательные функции. Вопросы необходимости улучшения бюджетных процедур в субъектах Российской Федерации увязывают с требованием перевода бюджетов субъектов Федерации на обслуживание в Федеральное казначейство. Роль Федерального казначейства, прежде всего, в оказании услуг участникам бюджетного процесса, ведь казначейское исполнение, это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают лицевые счета на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета. При этом ни один бюджетополучатель доходов, ни одно бюджетное учреждение не имеют права открывать счета за пределами единого счета соответствующего бюджета.

       Основной  функцией казначейства является осуществление  платежей в рамках исполнения бюджета. В этом смысле казначейство воспринимается как система государственных платежей. Кроме того, функцией казначейства является создание условий для управления ликвидностью единого счета соответствующего бюджета и составление отчета об исполнении бюджета, прежде всего, отчета о кассовых потоках, имевших место в процессе исполнения бюджета.

       Казначейство является кассиром всех участников бюджетного процесса и осуществляет платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.

       Только  путем казначейского исполнения бюджета стало возможным жестко и четко исполнять положения, которые установлены законами о бюджете и бюджетной классификацией. Раньше, когда не было системы казначейского исполнения, четкость и жесткость бюджета и бюджетной классификации размывались необязательностью применения положений этих законов. На самом деле бюджет жил собственной жизнью, а реальная жизнь шла совсем по другим правилам, по другим процедурам. Поэтому, получив отчет об исполнении бюджета и сравнив его с законом о бюджете, Минфин получал две абсолютно разные картины. И только после перевода всех операций на казначейское исполнение стало возможным добиться соблюдения положений закона о бюджете в том виде, в каком они были приняты.

       В результате казначейского исполнения бюджета органам исполнительной власти счала предоставляться достоверная информация, о том какие результаты получены в рамках исполнения тех законодательных положений, которые были установлены непосредственно федеральным законом. Только казначейское исполнение бюджета выявило недостатки существующей системы исполнения бюджета. При старой системе исполнения бюджета бюджетные средства просто передавались на счета учреждений в коммерческие банки, и они сами реализовывали свою политику. А вся нормативная база была такой, что остро стоял вопрос о необходимости проведения бюджетных реформ. Именно жесткая реализация закона о бюджете и бюджетной классификации заставила политиков обсуждать вопросы проведения бюджетных реформ.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации как сфера бюджетного учета и отчетности