Бюджетная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной политики РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
-исследовать теоретические и методические основы бюджета и бюджетного устройства;
-провести анализ бюджетной политики РФ;
-исследовать основные проблемы, а также дать оценку перспективам совершенствования бюджетной системы РФ

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…
Раздел 1. Бюджетная система РФ…………………………………………………….…...
1.1Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ………………….…….
1.2Бюджетная классификация………………………………………………………………
1.3Межбюджетные отношения……………………………………………………………...
Раздел 2. Анализ бюджетной политики РФ………………………………………………..
2.1 Основные итоги бюджетной политики 2007-2008 гг………………………………….
2.2 Федеральные целевые программы……………………………………………………...
2.3 Внедрение механизмов бюджетирования……………………………………………..
Раздел 3. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 гг. и дальнейшую перспективу……………………………………………………………………
3.1 Стратегические цели развития РФ……………………………………………………...
3.2 Бюджетная политика РФ на 2009-2011 гг………………………………………………
3.3 Дальнейшие перспективы развития бюджетной политики РФ………………………
Заключение………………………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………………….
Приложения
Приложение А………………………………………………………………………………..
Приложение Б……………………………………………………………………………….
Приложение В………………………………………………………………………………
Приложение Г………………………………………………………………………………..
Приложение Д……………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

бюджетная система РФ (ВСЯ РАБОТА).doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Согласно поправке в Бюджетный кодекс РФ предусматривается, что правительство может увели­чить в следующем году государственные расходы в ходе исполнения бюджета на величину дополнитель­ного трансферта из федерального бюджета государ­ственным внебюджетным фондам без обращения в Государственную Думу. Источником такого допол­нительного увеличения может также быть Резервный фонд. Таким образом, и они будут исполнены в пол­ном объеме.

Наряду с тем, что уже второй раз в России при­нимается трехлетний федеральный бюджет, сегодня осуществляется переход к еще одному инструмент экономического и финансового планирования -бюджетной стратегии на 15-летний период, в данном случае до 2023 г.

Следует отметить, что два самостоятельных до­кумента - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и бюджетная стратегия на период до 2023 г. определяют магистральный путь нашего дви­жения вперед. При этом бюджетная стратегия, на­целенная на увязку долгосрочных целей экономи­ческой политики и реальных возможностей и ресурсов, будет обновляться примерно каждые два года, иначе невозможно принимать долгосрочные федеральные целевые программы, такие как про­грамма перевооружения армии до 2020 г., стратегия строительства дорог до 2020 или 2030 г. Документ будет дорабатываться в сторону большей детализа­ции отраслевых подходов, прописывания мер на ближайшие 15 лет. Естественно, он будет отличаться от КДР, закрепляющей цели развития отдельных секторов российской экономики, связанные с дивер­сификацией, повышением ее инновационности. Бюджетная стратегия будет показывать, как государ­ство, как бюджет будут решать эти задачи. Но эти два документа должны стыковаться, и именно в этом направлении доработка бюджетной стратегии будет продолжаться.

Основной задачей долгосрочного бюджетного планирования является увязка проводимой бюджет­ной политики с задачами по обеспечению долгосроч­ного устойчивого роста экономики и повышения уровня и качества жизни населения. Такие долго­срочные планы сейчас разрабатывают все ведущие страны. Например, в США и Великобритании такие долгосрочные бюджетные планы охватывают пери­од от 50 до 75 лет.

Необходимость перехода к такому бюджет­ному планированию определяется угрозой бюд­жетной устойчивости в условиях долгосрочных неблагоприятных тенденций. Большинство стран перешло к долгосрочному бюджетному планиро­ванию в ответ на вызовы сложной демографичес­кой ситуации.

В России проблемы бюджетной устойчивости обусловлены не только демографической ситуаци­ей, то есть старением населения, но и высокой сте­пенью зависимости экономики и бюджета от сырье­вого сектора и внешней конъюнктуры на сырьевых рынках. Как уже говорилось, на поступление дохо­дов существенно влияют и цены на углеводородное сырье. Естественно, что по мере снижения доли это­го сектора в ВВП России будут и уменьшаться дохо­ды в бюджетной системе в целом. И такая ситуация должна пристально изучаться, чтобы мы были гото­вы к новым вызовам.

Но все-таки главный упор в прогнозе сделан на демографические тенденции. Предполагается, что, благодаря мерам демографической и социальной по­литики, совершенствованию здравоохранения и пропаганде здорового образа жизни, темпы сокра­щения численности населения снизятся. Тем не ме­нее, процесс старения нации будет продолжаться. В результате доля населения трудоспособного возрас­та снизится с 63% в 2007 г. до 53% в 2023 г. Соответ­ственно, численность экономически активного на селения сократится на 11%. В течение ближайших четырех лет ожидается снижение доли активного населения на 1 млн. человек, что, естественно, от­разится на количестве занятых рабочих мест. Такое серьезное изменение численности активного насе­ления будет оказывать влияние на все факторы на­шей жизни: необходимо будет повышать производи­тельность труда, иначе будет взиматься подоходный налог.

Результатом политики модернизации россий­ской экономики и усилий по ее диверсификации в долгосрочном периоде должны стать достаточно ус­тойчивые темпы экономического роста. В качестве его средней величины за этот период взят показатель в 6,3%. Это означает, что в некоторые периоды бу­дет наблюдаться спад темпов роста, а в некоторые — увеличение свыше 6,3%. Что, кстати, наблюдалось в последние годы, когда темпы роста колебались от 4 до 8%.[5]

Ожидаемые условия развития нефтегазового сектора определяют сохранение сравнительно низ­ких темпов роста добычи углеводородов. Ежегодный прирост добычи нефти составит 0,5% в среднем за этот период, газа чуть выше — 1,9%. Это соответству­ет оценкам профильных министерств, планируемым инвестициям и новым разработкам месторождений. Известно, что от начала новой разработки нефтега­зового месторождения до получения первых резуль­татов проходит около 7-8 лет. Поэтому с большой вероятностью можно говорить о точности этого про­гноза на 8—10 лет. Эти цифры могут существенно из­мениться только после 2018 г. при условии более ак­тивной разработки нефтегазовых месторождений и проведения дополнительной геологоразведки. В свя­зи с этим следует концентрироваться и накапливать больше инвестиций.

В рассматриваемый долгосрочный период даль­нейшее развитие получит налоговая политика. По­высится эффективность налогового администриро­вания, будет реформирован единый социальный налог, будет понижаться налогообложение добычи нефти, осуществится переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, введен налог на недвижимость и решен целый ряд других проблем.

Будут продолжены реформы здравоохранения, образования. Соответственно, расходы на здравоохра­нение предполагается увеличить с 4,2% ВВП в 2010 г. до 5,4% в 2023 г., то есть за этот период расходы рас­ширенного бюджета увеличатся на 1,2% ВВП. Воз­растут и расходы на образование — с 4,1% ВВП до 4,8% ВВП в 2023 г.

В бюджетной стратегии на 15-летний период определены и другие структурные меры бюджетной политики, которые будут осуществляться, в том чис­ле, в части повышения эффективности государствен­ных расходов. Соответственно, это будет влиять на отдачу бюджетных средств или средств налогопла­тельщиков.

На протяжении 15 лет планируется, что в рам­ках региональной политики Правительства РФ, на­правленной на укрепление экономического про­странства Российской Федерации, развитие регионов будет более равномерным. Необходимо преодолеть тенденцию наращивания дифференциации. На это направлены ключевые программы, как по регио­нальному принципу, так и по принципу поддержки транспортной инфраструктуры страны, чтобы связь регионов, возможность производить продукцию и продавать ее в другом регионе была более рентабель­ной.

Известно, какие серьезные средства планиру­ется затратить на развитие Дальнего Востока. В разы будут увеличены расходы на создание транспортной инфраструктуры, включая автодорожную сеть, мор­скую, речную, авиационную составляющие. Сотни миллиардов долларов будут вложены в транспортную инфраструктуру, в том числе частным сектором. Это будет влиять на снижение дифференциации в раз­витии регионов, приближение их к главным источ­никам потребления товаров, реализации их возмож­ностей в производстве и поставке продукции.

Планируется, что за 15 лет сложится здоровая система межбюджетных отношений, базирующаяся на высокой эффективности, самодостаточности боль­шинства регионов. А поддержка потребуется меньше­му количеству субъектов РФ, и помощь федерально­го бюджета сконцентрируется на этих регионах.

Еще раз следует отметить, что показатели бюд­жетной стратегии до 2023 г. соответствуют ключевым допущениям, которые содержатся в Концепции дол­госрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., и их предстоит еще привести в соответствие с уточненным макро­экономическим прогнозом.

Но уже можно с уверенностью сказать, что, по сути, мы от трехлетнего бюджета как закона перехо­дим к 15-летнему индикативному финансовому пла­нированию.

Таким образом, при определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной курсовой работе рассмотрены сущность, основные функции и роль бюджетной системы Российской Федерации.

Проанализировав теоретический материал, можно сделать следующие выводы:

       формирование сильного федерального бюджета как гаранта устойчивости всей бюджетной системы, мощного инструмента государственного регулирования рыночной экономики;

       переход к целевым финансовым трансфертам территориям с аккумуляцией федеральных и региональных бюджетных ресурсов для совместного финансирования инвестиционных и социальных программ;

       отказ от предоставления бюджетно-налоговых преимуществ по признакам государственно-национального статуса субъектов Российской Федерации;

       законодательное утверждение бюджетной асимметрии в соответствии с программами региональной экономической и социальной политики с использованием критериев «бедных» и «богатых» регионов и других утвержденных Федеральным Собранием группировок и критериев.

Я полагаю, что все это в совокупности способно значительно усовершенствовать бюджетную систему Российской Федерации особенно в отношении формирования нормальных рыночных межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма.

Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней еще есть много неопределенностей. Поэтому, на мой взгляд, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и другими актами с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но еще осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

Бюджетная политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики, представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, во-первых, по выбору наиболее рациональных способов применения имеющихся ограниченных на данный момент денежных средств между различными вариантами их возможного использования на основе применения максимально объективных процедур такого выбора, конечный результат которого должен быть направлен как на финансирование приоритетных направлений развития государства, так и на поддержание стабильности развития общества, во-вторых, предполагающую профессионально подготовленных специалистов – представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, а в перспективе по мере усложнения процедур принятия решений и судебной власти, в-третьих, нацеленной на улучшение финансового положение субъекта управления (государства, региона или местного самоуправления), которое может и должно определяться через интегрированный объективный показатель, в-четвертых, тогда и только тогда способную дать положительный результат, когда она будет осуществляться согласованно и по единому плану с антимонопольной, банковской, валютной, таможенной, страховой и фондовой политикой, а также с учетом внешних факторов, которые могут повлиять на конечный результат (например, общественное мнение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 года.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от

3. Бюджетное послание Президента российской Федерации Федеральному Собранию российской Федерации 23 июня 2008 года

4. Бояркин В.В. Казначейство как принципиально новый подход к управлению финансами в коммерческом банке // Вестн. Иркут. экон. акад.- 2008.- № 1.- С.43-46.

5. Бюджетная система России: Учебник. /Под ред. Г.Б.Поляка. М.:Юнити,2008, 540 с.

6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред. М.В.Романовского и О.В.Врублевской, 2-е изд.- М.: Юрайт, 2007.

7. Гумиловская М.В. О казначействе в России: что было и стало // Финансы.- 2008- № 7.- С.58-59.

8. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования.//Финансы.- 2008,-№5.

9. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ (вводный) / М.В. Романовский и др.; Под ред. М. В. Романовского и О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2008.

10. Лавриков И.Н. Проблемы межбюджетных отношений в РФ и пути их решения.//Финансы.-2007,-№5

11. Романенков А. И. Федеральное казначейство и бюджетная реформа. – Псков: Псковский пед. ин-т им. С. М. Кирова, 2007.

12. Романовский М.В., Врублевская О.В., Иванова Н.Г. Основы теории и практики государственных финансов: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.

13. Сабанти Б. М. Теория финансов: Учеб. пособие. – М.: Менеджер, 20078.

14. Федеральное казначейство - этапы развития: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Каретина. - Москва, 1999.

15. Финансы предприятий: учебник./Под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2008.

16. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник./Под ред. В.К.Сенчагова и А.И.Аронова.- М.:Проспект,2008, 496 с.

17. Финансы: Учеб. для вузов. /Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд-во «Перспектива»; Изд-во «Юрайт», 2006.

18. Христенко В. Развитие бюджетного Федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий. // Российская газета от17.02. 2008.

19. Яндиев М.И. Финансы регионов.- М.: Финансы и статистика.- 2008, 238 с.

Информация о работе Бюджетная система России