Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:42, доклад

Описание работы

Налогово - бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России как федерального государства.

Работа содержит 1 файл

бюджет структура.docx

— 27.70 Кб (Скачать)

 ВВЕДЕНИЕ 

Налогово - бюджетные  взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов экономического и политического  развития России как федерального государства. В концепции реформирования межбюджетных отношений Российской Федерации  в 1999-2001 гг. отмечалось, что действующая  к тому времени система этих отношений  не имела в полной мере обоснованных и закрепленных расходных полномочий на каждом уровне бюджетной системы, не обеспечивала усиления заинтересованности территориальных органов власти в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных  доходов. Несмотря на проведенные в 1999 году мероприятия по реформированию межбюджетных отношений, начало которому было положено в 1994 году, и имеющийся  прогресс в методологии расчетов финансовой поддержки регионов, указанные  выше проблемы остаются актуальными, и  действующая система таких отношений  еще в значительной степени не отвечает основополагающим требованиям.  

В первом вопросе  контрольной работы кратко описана  эволюция бюджетной системы РФ, принципы ее функционирования и правовые основы. В третьей части первого вопроса  рассмотрено бюджетное право, его  источники, субъекты и нормы. Второй вопрос посвящен межбюджетным отношениям, раскрыты понятие, принципы, этапы и  направления реформирования межбюджетных отношений, а также перечислены  несколько форм оказания прямой финансовой поддержки и рассмотрена основная деятельность Фонда финансовой поддержки  регионов (ФФПР). 

1 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО  И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ 

1.1 Эволюция бюджетной  системы 

Бюджетная система  Российской Федерации - совокупность бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основана на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ. Она состоит из бюджетов трех уровней: 

I уровень - федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов; III уровень  - местные бюджеты. 

Развитие бюджетной  системы началось еще IV- VII вв, с момента  образования княжеств, когда основным источником княжеской казны были военная добыча, выкуп или дань, собираемая с народа. Вначале они  носили натуральную форму (птица, скот, меха, мед и др. товары), а затем  приобрели и денежную. 

Первое устойчивое государственное образование исторически  сложилось к концу 882 года вокруг города Киева. Во главе стоял князь, который имел свой совет (думу) и  аппарат управления. Казна формировалась  за счет средств собираемых с покоренных народов в виде дани и иных платежей. Средства казны расходовались на нужды княжества. 

Начиная с ХIII в  единицей обложения . на Руси являлись соха, двор, тягло. Все собранные  средства расходовались на содержание войска, строительство городов - крепостей, содержание аппарата управления и семьи  князя - феодала. С образованием Московского  княжества (ХVв.) начала складываться двухзвенная  бюджетная система, состоящая из княжеской казны и местных  бюджетов. Доходы составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы. С местного населения  собирались денежные и натуральные  сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весче (за взвешивание), гостиное (за пользование  торговым помещением) и др. За счет казны  содержались царские наместники, уездные и другие служащие. 

С укреплением Московского  княжества в ХVIIв. были введены  откупы, стрелецкая подать, оброки с  лавок, кузниц, мастерских, мельниц, с  народов Урала, Поволжья и Сибири стал собираться ясак (мехами). В 1722 году стрелецкая подать была заменена на подушную подать (взималась со всех лиц мужского пола). 

В начале ХIХв. в результате реформ Петра I Россия была разделена  на 9 губерний, губернии на 50 провинций, которые разделялись на уезды. Был  создан ряд министерств, в губерниях - казенные палаты, в уездах - казначейства. Казенные палаты распределяли налоги на население, вели учет поступлений  и расходов, выдавали средства на мероприятия. 

В ходе реформ в 1861 году были созданы органы местного самоуправления - земства. Мирские повинности были переоформлены в земские, подушная подать с мещан заменена на поземельный  налог, для кочевников введена кибиточная подать, введен акциз на производство спиртных напитков, промысловый налог. 

В 1862 году впервые  были разработаны правила государственной  отчетности финансовых средств - произошла  бюджетная реформа. Земства ведали местными хозяйственными делами (школами, больницами, дорогами). 25% земского бюджета  составляли пособия из государственного бюджета. Городские бюджеты формировались  за счет налогов с городских предприятий, сдачи в аренду земли, сбор с недвижимого  имущества, сбор с владельцев лошадей. Местные бюджеты не входили в  состав государственного бюджета. 

После февральской  революции в 1917 г. бюджетная система  пришла в расстройство. Доходы и  расходы формировались на основании  иностранных займов. В январе 1918 правительство составило первый советский бюджет на полгода. Конституцией 1918 г. было установлено федеральное устройство и заложены основы бюджетного устройства. Предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов, которые формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемыми губернскими, уездными, городскими советами; надбавок в размере 40% к подоходному налогу; доходов от местных предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного бюджета. Однако в условиях военного времени реальными были только ежемесячные бюджеты.  

К концу 1920г. произошло  слияние государственного и территориальных  бюджетов. По окончании гражданской  войны утверждались квартальные  и годовые бюджеты. С образованием СССР в состав государственного бюджета  вошли бюджеты союзных республик. Все предприятия и организации  вносили отчисления в бюджеты  различных уровней. Принятие конституции  СССР 1936 г. усилило централизацию  управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему. Бюджетная  система состояла из Союзного бюджета, бюджетов 15 республик и бюджета  государственного социального страхования. Государственный бюджет СССР оставался  неизменным вплоть до распада СССР в 1991г. 

1.2 Принципы функционирования  бюджетной системы, ее правовые  основы 

К общим принципам, характеризующим бюджет, можно отнести  следующие принципы: 

- принцип единства  бюджетной системы - означает  единство законодательства, организации,  функционирования, документации и  отчетности, санкций за нарушение,  единый порядок исполнения, формирования  доходов и расходов. 

- принцип разграничения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов - закрепление в соответствии  с законодательством РФ доходов,  расходов и источников финансирования  дефицита бюджетов, определение  полномочий органов государственной  власти по формированию доходов. 

- принцип самостоятельности  - право и обязанность органов  государственной власти и местного  самоуправления самостоятельно  балансировать бюджетные средства; осуществлять бюджетный процесс;  устанавливать налоги и сборы,  самостоятельно определять направление  расходов в соответствии с  кодексом. 

- принцип равенства  бюджетных прав субъектов РФ - определение бюджетных полномочий  органов государственной власти  субъектов РФ и местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование доходов,  определение объема, форм и порядка  предоставления трансфертов. 

- принцип полноты  отражения - означает, что все  доходы, расходы и источники финансирования  дефицитов бюджетов в обязательном  порядке и в полном объеме  отражаются в соответствующих  бюджетах. 

- принцип сбалансированности - означает, что объем расходов  должен соответствовать объему  доходов, уменьшенных на суммы  выплат из бюджета. 

- принцип результативности  и эффективности - означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов необходимо достигать  наилучших результатов. 

- принцип общего  покрытия расходов бюджетов - расходы  бюджетов не могут быть связаны  с определенными доходами, если  иное не предусмотрено законом  о бюджете. 

- принцип прозрачности - означает обязательное опубликование  в СМИ утвержденных бюджетов  и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации, открытость для общества проектов  бюджета. 

- принцип достоверности  - означает надежность показателей  прогноза социально - экономического  развития. 

- принцип адресности  и целевого характера - означает, что бюджетные средства доводятся  до конкретных получателей с  указанием цели их применения. 

- принцип подведомственности  расходов - получатели бюджетных  лимитов вправе получать средства  от главного распорядителя, в  ведении которого они находятся. 

- принцип единства  кассы - означает зачисление всех  поступлений и выплат с единого  счета бюджета. 

Бюджетные отношения  в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. 

1.3 Бюджетное право,  его источники, субъекты и нормы 

Отношения, возникающие  в процессе образования, распределения  и использования бюджетов государства  и местных бюджетов, чрезвычайно  разнообразны и сложны. Они возникают  в процессе установления бюджетной  системы, распределения доходов  и расходов между отдельными видами бюджетов, закрепления прав РФ и  ее субъектов, а также в процессе составления и утверждения отчетов  об их исполнении. Указанные отношения  регламентируются нормами финансового  права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому  бюджетное право Российской Федерации  можно определить как совокупность финансово - правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.  

В основе бюджетной  системы РФ лежит бюджетное законодательство, в составе которого представлены бюджетный кодекс РФ и принимаемые  в соответствии с ним федеральные  законы, законы субъектов РФ и нормативно правовые акты представительных органов  местного самоуправления. 

Основным источником бюджетного права в РФ являются: 

1) Конституция РФ; 

2) Бюджетный кодекс  Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ. 

3) Налоговый кодекс  РФ. 

4) законы, принятые  на соответствующий год: ФЗ  «о федеральном бюджете», Законы  субъектов РФ о бюджете субъектов  РФ; Правовые акты органов местного  самоуправления о местных бюджетах. 

5) Законы, регулирующие  бюджетные отношения: Федеральные  законы; Правовые акты органов  местного самоуправления. 

Особое место в  бюджетном праве занимают нормы, которые подразделяются на материальные нормы и процессуальные. Бюджетные  материальные нормы закрепляют структуру  бюджетной системы РФ, перечень доходов  и расходов бюджетов, распределение  их между различными бюджетами и  т.д. к бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления  и утверждения отчета об исполнении бюджета. 
 

2 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 

2.1 Понятие, принципы, этапы и направления реформирования  межбюджетных отношений 

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов  РФ и местного самоуправления. Они  строятся на следующих принципах: 

ь сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений; 

ь самостоятельность  бюджетов всех уровней; 

ь законодательное  разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами  всех уровней; 

ь объективное перераспределение  средств между бюджетами для  выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований; 

ь единство бюджетной  системы; 

ь равенство всех бюджетов. 

Отличительной чертой в РФ является предоставления субъектам  право самостоятельно формировать  свои отношения с местными органами власти. Федеральные органы власти заинтересованы в том, чтобы общая  стратегия развития бюджетной системы  была поддержана субъектами. 

Информация о работе Бюджетная система РФ