Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 13:17, реферат

Описание работы

Цель исследования – изучить принципы организации финансовой помощи субъектам Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность финансово-бюджетного федерализма;
- проанализировать порядок перераспределения бюджетных ресурсов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3
1. Формы финансовой помощи территориальным бюджетам………………... 5
2. Фонд финансовой поддержки регионов ……………………………………...7
3. Субвенции регионам из федерального бюджета …………………………...13
Заключение ……………………………………………………………………..20
Список литературы ………………………………………………………….. 21

Работа содержит 1 файл

реферат бюджетная система.docx

— 37.92 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………... 3

1. Формы финансовой  помощи территориальным бюджетам………………... 5

2. Фонд финансовой поддержки  регионов ……………………………………...7

3. Субвенции регионам  из федерального бюджета …………………………...13

 

Заключение  ……………………………………………………………………..20

Список  литературы ………………………………………………………….. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. 
      Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном.

     В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

     Основной принцип, используемый при определении перечислений из федерального бюджета, – выравнивание подушевых бюджетных расходов. Однако трансферты – не единственный источник средств, поступающих в регионы из федерального бюджета. Средства перечисляются через ссуды, субсидии, прямое финансирование отдельных направлений деятельности (через отраслевые министерства). Таким образом, общий объем перераспределяемых средств достигает значительных размеров, а для некоторых регионов средства, получаемые из вышестоящих бюджетов, составляют до половины их бюджетных доходов. 
Потоки средств, направляемые в регионы из федерального бюджета, затрудняют ответ на вопрос о финансовом состоянии самого региона. Если предположить, что никаких финансовых вливаний нет, то финансовое состояние региона может быть оценено по тому, сколько собственных доходов имеет бюджет. Собственные доходы – это налоговые и неналоговые поступления в региональные бюджеты без дополнительных поступлений извне. В увеличении этой части доходов региональных бюджетов должно быть заинтересовано и федеральное и региональное правительства. Именно величина собственных доходов начнет являться тем показателем, который в большей степени может характеризовать финансовое благополучие региона. 
      Объект исследования – бюджетное регулирование в Российской Федерации. 
    Предмет исследования – принципы организации финансовой помощи субъектам РФ   

     Цель исследования – изучить принципы организации финансовой помощи субъектам Российской Федерации.

    Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: 
- рассмотреть сущность финансово-бюджетного федерализма; 
- проанализировать порядок перераспределения бюджетных ресурсов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовая  помощь субъектам Федерации и  муниципальным образованиям.

 

1. Формы финансовой помощи территориальным бюджетам.

 

Согласно принятому законодательному акту, регламентирующему распределение налогов между бюджетами, наиболее весомые в количественном отношении налоги закреплены за федеральным бюджетом, а собственные налоги территориальных бюджетов незначительны. В региональных бюджетах и в целом местных бюджетах они составляют примерно одну треть, в поселковых и сельских бюджетах их доля не превышает 10%.

Однако нагрузка на территориальные  бюджеты постоянно растет, что  обусловлено не только тенденцией к  передаче с федерального на территориальные бюджеты многих расходов по финансированию объектов производственного и социально-культурного назначения, но и инфляцией. В результате удорожается содержание этих объектов и возрастают затраты, связанные с социальной защитой населения.

Финансовая помощь территориям  в Российской Федерации осуществляется несколькими методами (формами).

1. Основной способ передачи средств  из вышестоящих бюджетов нижестоящим  — отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовой помощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ, основные из которых — единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

2. В случаях, когда на территориях не имеется достаточного налогового потенциала и поэтому не имеется возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т. е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.

Разновидности дотаций — субвенция (целевая передачи средств) и субсидия (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов).

3. В случае имеющихся в территориальных  бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

Всем этим методам финансовой помощи территориальным бюджетам свойственны  общие весьма существенные недостатки. Их применение в межбюджетных отношениях связано с субъективизмом в перераспределении бюджетных средств, с зависимостью территориальных органов власти от вышестоящих органов и наличием элементов иждивенчества у территориальных органов власти.

Поэтому методы и формы предоставления финансовой помощи территориальным бюджетам, обеспечения их необходимыми финансовыми ресурсами должны быть более совершенными.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Фонд финансовой поддержки  регионов.

 

В 1992—1993 гг. в россии работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рекомендации в механизм межбюджетных отношений в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 с 1994 г. была введена новая форма оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации — трансферты.

Для этого был создан Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР), который формируется за счет средств федерального бюджета. Средства этого фонда распределяются (в виде трансфертов) между регионами, нуждающимися в поддержке, т. е. регионами, в которых среднедушевой уровень доходов по их бюджетам ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на объективной основе по единой методике и формуле, учитывающей бюджетные доходы соответствующего бюджета и численность населения, проживающего на соответствующей территории.

В дальнейшем этот способ перераспределения  бюджетных ресурсов был распространен  и на местные бюджеты. За счет средств  региональных бюджетов были созданы региональные фонды финансовой поддержки.

Методика расчетов передачи средств в процессе внедрения такой формы передачи средств менялась.

Так, в проекте бюджета на 1999 г. были определены следующие порядок и нормативы формирования и распределения Федерального фонда финансовой поддержки регионов.

Объем Фонда финансовой поддержки  субъектов РФ на 1999 г. формируется  за счет 14% общего размера налоговых  доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от налога на добавленную стоимость и акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей.

Средства ФФПР (трансферты) распределены таким образом, чтобы довести  приведенные к сопоставимым условиям среднедушевые бюджетные доходы субъектов РФ, имеющих право на получение трансфертов, до одного и того же, максимально возможного при планируемом объеме ФФПР уровня.

Для приведения бюджетных доходов  субъектов РФ к сопоставимым условиям собственные среднедушевые бюджетные доходы субъектов РФ делятся на величину индекса бюджетных расходов.

Собственные среднедушевые  бюджетные доходы субъектов РФ

Ддуш рассчитываются по формуле:

Ддуш i = Дi  : Чн i ,

где Дi — объем собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ в 1997 г. в условиях 1999 г.;

Чн i — численность населения данного субъекта РФ по состоянию на 1 января 1998 г.

Индекс бюджетных расходов ИБР показывает, насколько больше необходимо затратить бюджетных средств (в расчете на душу населения) в данном регионе по сравнению с минимальными по РФ затратами для обеспечения одного и того же уровня финансирования бюджетных расходов.

При расчете индексов бюджетных  расходов используется группировка  субъектов РФ (кроме г. Москвы) по крупным экономическим районам.

ИБР рассчитывается по формуле:

ИБРi = Pj Pmin

где Pj — средневзвешенное значение удельных (в расчете на душу населения) бюджетных расходов по данной группе субъектов РФ за 1997 г., приведенных к условиям 1999 г.;

Pmin — минимальное среди всех групп средневзвешенное значение удельных бюджетных расходов за 1997 г., приведенных к условиям 1999 г.

Приведенные к сопоставимым условиям собственные среднедушевые, бюджетные доходы субъектов РФ Дпр рассчитываются по формуле:

Дпр i = Ддуш i : ИБРi

где Ддуш i — собственные среднедушевые бюджетные доходы субъекта РФ в 1997 г. в условиях 1999 г.;

ИБРi — индекс бюджетных расходов для данного субъекта РФ.

Расчет трансфертов проводится в следующей последовательности:

1) определяется субъект РФ с  наименьшим значением приведенных к сопоставимым условиям среднедушевых бюджетных доходов;

2) рассчитывается объем средств,  недостающих данному субъекту  РФ для доведения его приведенных  среднедушевых бюджетных доходов  до уровня следующего за них субъекта РФ;

3) полученное значение умножается  на индекс бюджетных расходов  и численность населения данного  субъекта Российской Федерации;

4) полученная величина вычитается  из планируемого объема ФФПР;

5) процедура повторяется для  увеличивающегося на каждом шаге  на единицу количества субъектов  РФ до тех пор, пока распределяемые трансферты не превысят планируемый объем ФФПР;

6) уровень приведенных среднедушевых  бюджетных доходов, до которого  проводится выравнивание, корректируется  таким образом, чтобы обеспечить  равенство суммы рассчитанных  трансфертов и планируемого объема  ФФПР.

Таким образом, формула расчетов трансфертов  по региону имеет следующий вид:

Ti = (Д0 – Дпр i) ´ ИБРi ´

где Ti  — расчетный объем трансферта субъекту РФ (при условии, что Ti > 0);

Д0 — уровень приведенных среднедушевых бюджетных доходов, до которого проводится выравнивание;

 Дпр i — приведенные собственные среднедушевые бюджетные доходы данного субъекта РФ;

ИБРi — индекс бюджетных расходов для данного субъекта Российской Федерации;

 Чн i — численность населения данного субъекта РФ, используемая при расчете трансфертов.

Доля (в %) субъекта РФ, имеющего право на получение трансферта, в ФФПР рассчитывается как отношение расчетного трансферта к планируемому объему ФФПР.

Следует отметить, что предоставление финансовой помощи территориям регламентируется законодательно. В Бюджетном кодексе РФ зафиксирован ряд условий предоставления такой помощи.

1. Финансовая помощь из федерального  бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта РФ предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство Российской Федерации.

2. Субъект Российской Федерации  и муниципальное образование — получатели финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности —не имеют права:

• ставить государственных и  муниципальных служащих, финансируемых  за счет средств бюджета субъекта РФ и муниципального бюджета, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных и региональных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);

• предоставлять бюджетные кредиты  юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета субъекта РФ;

• предоставлять государственные  гарантии субъекта РФ и местного бюджета  и муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов бюджета субъекта РФ и местного бюджета.

3. Финансовая помощь из федерального  бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание  уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета Российской Федерации. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Все бюджеты составляются и  исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы (при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств.

Информация о работе Бюджетная система РФ