Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 08:46, контрольная работа

Описание работы

Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе такого элемента бюджетного устройства РФ, как принципы функционирования бюджетной системы.

Целью данной работы является рассмотрение эволюции бюджетного устройства РФ в 1991-2006 годах, понятия бюджетной системы и принципов её функционирования.

Содержание

Введение 3
1. Эволюция бюджетного устройства в Российской Федерации в 1991-2006 г.г. 4
2. Бюджетная система Российской Федерации: понятие, структура 9
3. Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации 11
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

БС РФ.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 

 

Введение

 

     Бюджет - это центральный институт финансового  права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств.

     В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований.

     В юридическом смысле бюджет - это  финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований.

     Бюджетная система - это основанная на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов государственных и муниципальных образований, существующих на территории страны. Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

     Взаимосвязь элементов бюджетной системы  становится ясна при анализе такого элемента бюджетного устройства РФ, как  принципы функционирования бюджетной системы.

     Целью данной работы является рассмотрение эволюции бюджетного устройства РФ в 1991-2006 годах, понятия бюджетной системы и принципов её функционирования.

 

  1. Эволюция  бюджетного устройства в Российской Федерации  в 1991-2006 г.г.
 

     Эволюция  бюджетного устройства представлена следующими законами:

     - Закон РСФСР от 10.10.1991 № 1734–1  «Об основах бюджетного устройства  и бюджетного процесса в РСФСР»;

      - Закон РФ от 15.04.1993 № 4807-1 «Об  основах бюджетных прав и прав  по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»;

      - Бюджетный кодекс РФ в ред. ФЗ от 31.07.1998 № 145 – ФЗ;

     - ФЗ от 20.08.2004 № 120 – ФЗ «О  внесении изменений в Бюджетный  кодекс РФ в части регулирования  межбюджетных отношений».

     Согласно  закону РСФСР от 10.10.1991 № 1734–1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

     Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских бюджетов республик в составе РСФСР, бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований РСФСР.

     Бюджетный процесс - регламентированная законом  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

     В соответствии с Конституцией РСФСР в бюджетную систему РСФСР как самостоятельные части включаются: республиканский бюджет РСФСР, республиканские бюджеты республик в составе РСФСР, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

     В данном законе уже был закреплен принцип единства бюджетной системы:

     - Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов РСФСР и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы;

     - Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение;

     - Единство бюджетной системы реализуется через единую социально - экономическую, включая налоговую, политику.

     Данный  закон утратил силу с 1 января 2000 года.

     Закон РФ от 15.04.1993 № 4807-1 «Об основах бюджетных  прав и прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной  власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» так же утратил силу с 1 января 2000 года.

     В данном законе был закреплен «принцип самостоятельности бюджетов и регулирование финансовых отношений: самостоятельность бюджета как части бюджетной системы российской федерации заключается в том, что утверждение бюджета осуществляется соответственно верховными советами республик в составе российской федерации, советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краевыми, областными советами народных депутатов, советами народных депутатов городов Москвы и Санкт - Петербурга, местными советами народных депутатов, а его исполнение соответственно правительствами республик в составе российской федерации, администрациями автономной области, автономных округов, краевыми, областными администрациями, администрациями городов Москвы и Санкт - Петербурга, местными администрациями самостоятельно на основе механизма бюджетного регулирования, установленного настоящим законом».

     Бюджетный кодекс РФ в ред. ФЗ от 31.07.1998 № 145 –  ФЗ - вступил в действие с 1 января 2000 г., кроме отдельных положений.

     Бюджетный кодекс регулирует отношения, связанные  с формированием и исполнением  бюджетов, государственными и муниципальными заимствованиями, долгом.

     Это первый в России кодифицированный акт  в данной области. Он состоит из 5 частей. Первая включает общие положения. Вторая посвящена бюджетной системе, третья - бюджетному процессу. Четвертая касается ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Пятая содержит заключительные положения (всего 1 статья о том, что БК РФ вводится в действие отдельным законом).

     В структуру бюджетной системы  входят федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС РФ); региональные бюджеты и бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования; местные бюджеты.

     Для составления и исполнения бюджетов используется бюджетная классификация. В частности, классифицируются доходы, расходы, источники финансирования дефицитов бюджетов, операции сектора государственного управления.

     По  решению арбитражного суда в регионе (муниципальном образовании) на срок до 1 года может вводиться временная финансовая администрация для восстановления платежеспособности.

     Кассовое  обслуживание исполнения бюджетов возлагается  на Федеральное казначейство.

     К нарушителям бюджетного законодательства применяются такие меры, как предупреждение, блокировка расходов, изъятие бюджетных  средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, штраф, пени и другие.

     ФЗ  от 20.08.2004 № 120 – ФЗ «О внесении изменений  в Бюджетный кодекс РФ в части  регулирования межбюджетных отношений» - за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2005 года.

     Исключается указание на наличие трех уровней  бюджетной системы Российской Федерации, предусматривается разделение местных  бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) - муниципальных районов и поселений. 
Наряду с уточнением определений ряда принципов бюджетной системы Российской Федерации, вводится новый принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, запрещающий установление индивидуальных, не соответствующих Кодексу взаимоотношений между органами власти разных уровней при осуществлении бюджетного процесса.

     Устанавливаются единые принципы и механизмы предоставления трансфертов бюджетам других уровней  из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов. Введена новая глава, регулирующая статус и функции временной финансовой администрации. Введение временной финансовой администрации производится на срок до 1 года решением арбитражного суда в случае, если просроченная задолженность субъекта Российской Федерации (муниципального образования) превышает 30% собственных доходов соответствующего бюджета. Определены понятие и состав указанной задолженности, а также установлены функции и полномочия временной финансовой администрации.

     Устанавливается, что кассовое обслуживание бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством через счета, открытые в Банке России.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  1. Бюджетная система Российской Федерации: понятие, структура
 

     Основное  понятие бюджетной системы дано в 6 статье Бюджетного Кодекса РФ: “бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.

     Бюджет  – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

     В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

  1. государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства);
  2. бюджеты членов федерации (в США – штатов, в Германии – земель, в Канаде – провинций, в России — субъектов Федерации);
  3. местные бюджеты.

    Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации  не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

    По  существу федеральный бюджет является главным законом экономической  жизни государства, в котором  фиксируются не только цифры доходов  и расходов казны, но и все остальные  параметры экономического развития.

    Бюджет  субъекта Российской Федерации и  местный бюджет – формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных  к предметам их ведения.

    Совершенно  обособленным понятием в структуре  бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.

    Консолидированный бюджет Российской Федерации — это  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации. Консолидированный  бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

    Консолидированные бюджеты Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетная система РФ