Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.

Содержание

Введение ………………стр. 2
Экономическое содержание: понятие, виды и функции бюджета государства……………стр. 3
Методы бюджетного планирования ……………. стр.8
Динамика и анализ консолидированного бюджета РФ …….. стр.16
Заключение …………… стр.22
Список использованной литературы ………..с

Работа содержит 1 файл

бюдж сист рф.docx

— 46.01 Кб (Скачать)

 Традиционным методом бюджетного планирования и прогнозирования является нормативное бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении  смет бюджетных учреждений. Нормы  устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами  могут быть:

  • денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
  • нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
  • нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.

Индексный метод основан на использовании разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения. Специфика индексного метода состоит в том, что в индексе количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, делающему их сравнимыми, соизмеримыми. Например, применение индексного метода при прогнозировании числа получателей бюджетных услуг заключается в приведении количества получателей бюджетных услуг в настоящем к будущему моменту времени при помощи индексов, характеризующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями.

Использование балансового метода позволяет увязать  финансовые ресурсы органов государственной  власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции  распределения средств между  бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы.

С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.

Бюджетирования, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

БОР представляет собой механизм планирования бюджетных  расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:

  • Определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;
  • Определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;
  • Распорядителям и получателям бюджетных средств предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;
  • Повышается ответственность распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;
  • Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.

Программно-целевой метод – представляет собой системное планирование, выделение бюджетных средств на реализацию установленных законом или иным правовым актом целевых программ. Целевая программа – это комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:

  • Программы развития отраслей ("Модернизация транспортной системы развития РФ в 2002-2012 гг.);
  • Программы развития регионов ("Юг России", "Социально-экономическое развитие РТ");
  • Программы решения социальных задач ("Старшее поколение").

Программно-целевой  метод расходов,  способствует соблюдению единого подхода к рациональному  использованию денежных средств  для решения наиболее острых задач, и является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется  при разработке целевых комплексных  программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т. д. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Особенностями метода экспертных оценок являются - научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов и применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

Минус этих методов заключается в том, что применение этих двух методов только одновременно позволяет создать более реальную картину при определении того или иного прогнозируемого показателя. Также, чем меньше экспертов, тем менее точен результат.

Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная, базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.

В узком  смысле слова экстраполяция - это  нахождение по ряду данных функции  других ее значений, находящихся вне  этого ряда. Применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции  за пределами области ее определения  с использованием информации о поведении  данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

Еще одним  методом бюджетного планирования является метод моделирования. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы).

Метод экономического анализа является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макроуровне, так и на мезоуровне и микроуровнях. При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей. Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

 

3. Анализ динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

Рассмотрим динамику доходов  консолидированного бюджета РФ в 2005-2010 годах.

Таблица 1

Динамика налоговых доходов  консолидированного бюджета РФ в 2005-2010 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)

Год/ налоговые доходы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

3135,8

3735,2

4942,1

7058,4

8680,8

10656,7

Темп прироста

-

+19,11

+32,31

+42,82

+22,99

+22,76


Из таблицы видно, что  в период с 2005 по 2010 год наблюдается стабильный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Наибольший рост налоговых доходов наблюдался в 2008 году (142,82 %).

С точки зрения изучения динамики налоговых доходов консолидированного бюджета представляется целесообразным представление данных, представленных в таблице 1 в сопоставимых ценах. Для этого используем следующие  индексы цен: 2009 год – 1,119; 2008 год – 1,220; 2007 год – 1,353; 2006 год – 1,511; 2005 год – 1,692. Для расчета индексов использованы официальные статистические данные о годовых индексах цен в 2005-2010 годах. Таким образом, все данные будут приведены к ценам 2010 года.

Таблица 2

Динамика налоговых доходов  консолидированного бюджета РФ в 2005-2010 годах (в сопоставимых ценах, в млрд. рублей)

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Налоговые доходы всего в  текущих ценах

3135,8

3735,2

4942,1

7058,4

8680,8

10656,7

Индекс инфляции

1,692

1,511

1,353

1,220

1,119

1

Налоговые доходы всего в  сопоставимых ценах

5305,8

5643,9

6686,7

8611,2

9713,8

10656,7

Темп прироста налоговых  доходов в сопоставимых ценах

-

+6,4

+18,5

+28,8

+12,8

+9,7





Таким образом, можно говорить о том, что в 2005-2010 годах наблюдается реальный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ – доходы за рассматриваемый период в сопоставимых ценах возросли практически в два раза.

В целом в 2005-2010 годах наблюдается достаточно равномерный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Наибольший скачок налоговых доходов произошел в 2008 году по сравнению с 2007 годом.

Изучим динамику отдельных  видов налогов. Она представлена в таблице 3.

Информация о работе Бюджетная система РФ