Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:07, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетную систему Российской Федерации, принципы ее построения и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
исследовать основные черты бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;
выявить проблемы бюджетной системы РФ.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

     Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.

     Одним из главных направлений использования  финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения  в будущем собственных доходов.[9, стр. 318]

     В приложении 5 и 6 приводятся доходы и расходы местного бюджета РФ.  
 

    1. Внебюджетные  фонды
 

     В соответствии с Бюджетным кодексом вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан:

    • на социальное обеспечение по возрасту;
    • на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
    • на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

     Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. [19, стр. 209]

     Внебюджетные  фонды представляют собой составную  часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

    • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
    • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    • формируются в основном за счет единого социального налога;
    • отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются Бюджетным кодексом РФ;
    • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
    • из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

     Внебюджетные  фонды – это форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. [19, стр. 213]

     Согласно  Закону РФ «Об основах бюджетных  прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 представительный орган власти был вправе принимать решение об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели – сумм штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

     Начиная с 1992 г. В РФ создано и действует  большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению – на экономические и социальные. Общее число федеральных внебюджетных фондов – 40, из них основные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды и др. [19, стр. 215] 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРОБЛЕМЫ  БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

    СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    1. Особенности и недостатки бюджетной системы РФ
 

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения – это отношения  между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих  бюджетов. [1, ст. 129]

     Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

    • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
    • разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
    • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
    • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
    • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации. [1, ст. 130]

     Исходя  из этих принципов, можно сказать, что  в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует.

     Бюджетный федерализм является формой организации  бюджетных отношений, позволяющей органично сочетать фискальные интересы федерации, субъектов федерации и муниципальных образований в условиях реальной самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. [16, стр. 10] К его основным принципам относятся:

    • сочетание интересов всех субъектов бюджетных правоотношений на всех уровнях бюджетной системы;
    • четкое разграничение функций и полномочий между органами власти разных уровней;
    • самостоятельность каждого бюджета, входящего в бюджетную систему;
    • прозрачность межбюджетных отношений.

     В Российской Федерации указанные  принципы реализуются не в полной мере. Сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюджетов носит формальный характер. В последние годы чрезвычайно быстрыми темпами  растут расходы этих бюджетов за счет передачи расходных полномочий на региональный и местный уровень без адекватной передачи доходных источников. Это ведет не к сбалансированности большинства местных бюджетов, росту их дефицитов, и муниципального долга. Сохраняется очень высокой доля межбюджетного перераспределения средств через различные формы (дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, субвенции, взаимные расчеты и др.). При этом механизм финансовой поддержки регионов и муниципальных образований имеет ряд существенных недостатков:

    • он слабо увязан с конечными целями и задачами развития субъектов РФ и муниципальных образований;
    • недостаточно стимулирует региональные органы власти и органы местного самоуправления;
    • укрепляет собственную налоговую базу;
    • не в полной мере учитывает реальные потребности регионов в средствах;
    • не предполагает необходимой прозрачности методик расчета финансовой помощи. [24, стр. 327]

     В целях преодоления указанных  недостатков и совершенствования  взаимоотношений между бюджетами  разных уровней принята и реализуется  Программа развития бюджетного федерализма  в РФ на период до 2005 г, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15. 08. 2001 № 584. Основными задачами Программы являются:

    • упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
    • четкое разграничение расходных полномочий между органами государственной власти разных уровней и органами местного самоуправления;
    • разграничение на постоянной основе налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней;
    • формирование объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки регионов и муниципальных образований;
    • повышение качества управления государственными и муниципальными финансами на региональном и местном уровне. [3]

     Решение этих задач предъявляет высокие  требования к качеству бюджетного законодательства, определяющего основы взаимоотношений между бюджетами разных уровней. Четкое разграничение прав, полномочий и выполняемых органами власти и органами местного самоуправления функций, определение ответственности за выполнение своих обязательств в бюджетном процессе, создание механизма реальной судебной защиты бюджетных прав региональных органов власти и органов местного самоуправления, законодательное закрепление механизмов предоставления финансовой помощи являются необходимыми условиями эффективного функционирования бюджетной системы РФ на принципах бюджетного федерализма. [14, стр. 18]   
 

    1. Бюджетная политика и ее влияние  на совершенствование  бюджетной системы
 

     Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. [11, стр. 16]

     В «Основных направлениях бюджетной  и налоговой политики на 2009 и на период 2010 - 2011 годы» главный акцент сделан на задаче обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, усиление ее роли в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.

     В соответствии с бюджетной стратегией Минфина предусматривается, что  расходы бюджетной системы в  реальном исчислении (с учетом инфляции) будут возрастать,  а их доля в ВВП будет сокращаться в среднем 0,18 % за год. В рамках бюджетной системы намечено увеличение роли региональных бюджетов с сокращением федеральной доли в расходах (на 0,25 % за год).

     То  есть в среднесрочном и долгосрочном плане предполагается сохранение существующей модели бюджетной политики, исходящей из необходимости сокращения доли государственных расходов в ВВП. Это обосновывается  стремлением обеспечить сбалансированность бюджетной системы и поддержать темпы роста.  Однако вызывает сомнение, что такой подход позволит в полной мере реализовать задачу коренной модернизации экономики и использовать такие факторы экономического роста, как стимулирование инвестиций и увеличение денежных доходов населения. [11, стр. 17]

     Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. [19, стр. 46]

     В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

    • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
    • уровень выполнения бюджетных обязательств;
    • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
    • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
    • уровень монетизации бюджетного дефицита;
    • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
    • динамику валового внутреннего продукта;
    • уровень безработицы;
    • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. [19, стр.47]

Информация о работе Бюджетная система РФ