Бюджетная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:03, статья

Описание работы

В феврале-марте 2010 г. Исследовательским центром ИПМ было проведено очередное исследование проблем малого и среднего бизнеса (МСП) в Беларуси, в котором приняло участие 390 руководителей МСП. Один из разделов исследования касался факторов конкурентоспособности страны. Для возможностей международных сопоставлений в работе была использована методология Всемирного экономического форума. При этом основной фокус в исследовании делался на бизнес климата и инфраструктуру, как важнейших факторах, влияющих на конкурентоспособность национальной экономики.

Работа содержит 1 файл

статья готовая).doc

— 45.00 Кб (Скачать)


 

M. П. Ковалёва

Белорусский Государственный Университет Транспорта

 

СОДЕРЖАНИЕ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Рассматриваются проблемы конкурентоспособности экономики РБ. Даётся оценка прошлого и текущего состояния страны. Оценка соответствия качества в образовании требованиями современной конкурентной экономики.

 

В феврале-марте 2010 г. Исследовательским центром ИПМ было проведено очередное исследование проблем малого и среднего бизнеса (МСП) в Беларуси, в котором приняло участие 390 руководителей МСП. Один из разделов исследования касался факторов конкурентоспособности страны. Для возможностей международных сопоставлений в работе была использована методология Всемирного экономического форума. При этом основной фокус в исследовании делался на бизнес климата и инфраструктуру, как важнейших факторах, влияющих на конкурентоспособность национальной экономики. 

Для оценки респондентам было предложено 14 факторов из 113, входящих в расчет рейтинга глобальной конкурентоспособности и представляющих наибольший интерес с точки зрения современного развития экономии страны. Каждый из факторов конкурентоспособности оценивался по 7-балльной шкале, где «1» – низкая оценка благоприятности фактора, а «7» – самая высока оценка благоприятности фактора (н/з – затруднились ответить, либо о/о - отказались отвечать)[5]. 

Используемые для оценки формулировки факторов полностью повторяют формулировки, предложенные в опросе Всемирного экономического форума для расчета глобального индекса конкурентоспособности. В методологии Всемирного экономического форума использована та же шкала оценок, и по ней рассчитаны средние оценки.
Самые высокие средние оценки получили такие факторы конкурентоспособности в Беларуси, как качество инфраструктуры (4.1 баллов), связь оплаты труда и производительности в стране (4.0 баллов), качество образования (3.9), легкость отслеживания изменений бизнес среды (3.8 баллов). В действительности, качество инфраструктуры в Беларуси в последнее время существенно повысилось. За последний год достигнут значительный прогресс в энергосбережении, телекоммуникационная инфраструктура плотно распределена по стране, а тарифы на связь постоянно снижаются. К тому же, качество дорог существенно превышает их качество в странах-соседях. Что касается соотношения зарплат и производительности в стране, оно также сложилось довольно благоприятным - зарплаты в Беларуси ниже даже по сравнению со странами-соседями, что позволяет поддерживать конкурентоспособность продукции[2]. 
       В то же время, реформы бизнес среды в последние годы в Беларуси проводятся достаточно активно, и процесс этот широко освещается, как в прессе, так и самими государственными органами, что объясняет достаточно высокую среднюю оценку параметра легкости отслеживания изменений бизнес среды - эта информация вполне доступна. Качество образования в стране также довольно высокое, хотя и средняя оценка его респондентами, как и оценки других факторов, существенно ниже максимальной оценки в 7 баллов. Самые низкие оценки из предложенных показателей конкурентоспособности получили независимость судебной системы (средняя оценка 3.1 балла), а также защита прав собственности (3.1 балла) – факторы, являющиеся ключевыми для любой свободной рыночной экономики. Инвестиционный климат в стране, уровень налогообложения также традиционно получают низкие средние оценки (3.2 баллов), как и отсутствие свободной конкуренции иностранных товаров на белорусском рынке, что свидетельствует о протекционизме, существующем в стране в отношении национальных товаров (3.2 балла)[4]. 

Для того, чтобы оценить конкурентоспособность Беларуси по ключевым институциональным и инфраструктурным параметрам, необходимо сделать международные сравнения.По качеству инфраструктуры оценки белорусскими менеджерами выставлены на уровне  среднемировых, это достаточно высокий показатель. Среди транзитивных стран по качеству инфраструктуры Беларусь опережают Латвия, Чехия, Венгрия, Эстония – наиболее развитые страны группы, в большинстве других транзитивных стран, в том числе во всех странах СНГ кроме Азербайджана, качество инфраструктуры хуже. По этому показателю Беларусь могла занять ориентировочно 60е место в глобальном рейтинге конкурентоспособности. 

По показателям взаимосвязи оплаты труда и производительности Беларусь также могла бы претендовать на высокие места в рейтинге – 60е позиции, здесь оценки также совпали со среднемировыми. Тем не менее, по сравнению с другими транзитивными странами позиции Беларуси не выглядят столь высокими. В странах Центральной и Восточной Европы относительно низкая оплата труда сочетается с относительно высокой производительностью. В то же время, несмотря на сравнительно низкие зарплаты в Беларуси, позиции Украины и России по соотношению оплаты труда и производительности, согласно опросам менеджеров в этих странах, выше, что может объясняться большей производительностью в них в силу больших объемов инвестируемого капитала.

Многие развитые страны уступают транзитивным по данному фактору, предоставляя им возможность использования конкурентного преимущества, связанного с низкими издержками. Тем не менее, следует учитывать, что оценки по этому параметру по странам достаточно сглажены (колеблются недалеко вокруг средней – от 3 до 5), что может свидетельствовать о низких различиях между странами. Напротив, степень защиты прав собственности в развитых странах с рыночной экономикой выше, чем в прочих - позиции транзитивных стран в рейтинге ниже. Права собственности в Беларуси защищены слабо, средняя оценка уступает не только транзитивным 
странам, но и средней оценке по всему рейтингу, включающей как развитые, так и развивающиеся страны. Среди 25 исследуемых транзитивных стран хуже, чем в Беларуси, защита прав собственности только в России, Кыргызстане, Украине и Боснии и Герцеговине. По данному показателю Беларусь могла бы занять место не выше 120-го в общемировом 
рейтинге[3]. 
     Вслед за слабой защитой прав собственности Беларусь характеризуется и низкими оценками независимости судебной системы от правительства, отдельных граждан и компаний. По этому показателю Беларусь снова существенно отстает от среднемирового показателя (по развитым и развивающимся странам – 4.1 балла), но находится на среднем уровне среди транзитивных стран, что говорит о недостаточном уровне развития правозащитных институтов в этих странах. Беларусь могла бы находиться по данному показателю на 90-м месте в рейтинге Всемирного экономического форума[5].
В частности, белорусские менеджеры оценили соответствие качества образования требованиям современной конкурентной экономики в среднем в 3.8 балла, общемировой показатель – 3.9 балла. По качеству образования Беларусь опередила практически все транзитивные страны. Легкость отслеживания изменений бизнес среды оценивается в 3.8 балла, что выводит Беларусь на средний показатель по транзитивным странам, в то время как общемировой показатель существенно выше – 4.3 балла. Эффективность законодательной базы в решении хозяйственных споров в Беларуси относительно высокая, средняя оценка соответствует среднемировой и опережает практически все транзитивные страны, что не удивительно, принимая во внимание высокую степень зарегулированности белорусской экономики. Показатель распространения коррупции в Беларуси также достаточно благоприятный – 3.5 баллов при среднемировом показателе в 3.8 баллов, что свидетельствует о достаточно редком отвлечении средств компаниям или группам вследствие коррупции, например, при проведении тендеров и госзакупок. Использование средств налогоплательщиков оценивается достаточно позитивно, на среднемировом уровне. Конкурентное преимущество на внешних рынках – чуть ниже среднемирового уровня, но на уровне среднего показателя по транзитивным странам, что говорит о промежуточном положении белорусского экспорта – оно основывается как на низкой цене природных ресурсов, так и, частично, на уникальности продуктов и процессов производства и реализации.

Уровень налогообложения в стране не слишком способствует конкурентоспособности страны, но и не сильно уступает среднемировому уровню, а вот по показателю благоприятности инвестиционного климата Беларусь отстает от всех транзитивных стран и среднемировой практики. Здесь правила игры для инвесторов слабо способствуют притоку прямых иностранных инвестиций. То же относится и к протекционизму на внутреннем рынке. На внутреннем белорусском рынке существует больше препятствий для иностранных товарах, чем во всех 25 исследуемых транзитивных странах, что еще раз свидетельствует о существенной изолированности белорусской экономики от иностранных инвестиций, технологий и конкуренции, несмотря на проводимые в последние годы реформы, направленные на либерализацию бизнес климата[1].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Говорова Н. Конкурентоспособность — основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4.

2. Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление?                      М.: Экономика, 1998.
3. Крылович И. Взвешивая риски // Белорус. рынок. 2003. № 36.
4. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Экон. наука, 2005.
5. Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики. Минск: Амалфея, 2003.



Информация о работе Бюджетная политика РБ