Бюджетная политика как фактор управления кризисом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:45, доклад

Описание работы

Председатель Правительства Российской Федера¬ции В.В, Путин выступил 6 апреля 2009 г. перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ с отчетом Правительства. В докладе В.В. Путина особенно чётко прозвучала мысль о ключевом значении бюджетной политики в борьбе с кризисом, и в сохранении социально-экономичес-кой стабильности в стране.

Работа содержит 1 файл

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 68.00 Кб (Скачать)


БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА - ВАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В БОРЬБЕ С КРИЗИСОМ

Председатель Правительства Российской Федера­ции В.В, Путин выступил 6 апреля 2009 г. перед депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ с отчетом Правительства. В докладе В.В. Путина особенно чётко прозвучала мысль о ключевом значении бюджетной политики в борьбе с кризисом, и в сохранении социально-экономичес­кой стабильности в стране.

Прошедший 2008 год, отметил докладчик, был в целом успешным, несмотря на некоторое снижение темпов роста в 4-м квартале. Положение могло бы быть гораздо тяжелее, если бы Россия вошла в кризис такой, какой она была еше несколько лет назад, обремененной огромным внешним долгом, с тромбами неплатежей, массовыми задержками зар­плат, пенсий, пособий, с веерным отклю­чением электроэнергии.

К качеству российских рыночных и социальных институтов сегодня можно и нужно предъявлять претензии. Но кри­зис убедительно показал, что они все-таки работают. В целом ситуация в рос­сийской экономике не отличается от мировых тенденций. России приходится парировать сразу лва улара. Первый -собственный финансовый кризис, кото­рый вызвал отток капитала. И второй удар - это резкое падение спроса и иен на товары российского экспорта.

Начиная со второй половины прошлого года, были приняты неотложные антикризисные меры, что­бы избежать худшего сценария развития событий. На­сколько это возможно, удары кризиса были смягчены, экономика доказала свою способность не просто вы­живать, но и рачниваться в новых, менее благоприят­ных условиях. Вместе с тем, 2009 г, будет очень труд­ным.

В Государственную Думу внесён новый вари­ант бюджета, разработана правительственная про­грамма антикризисных мер. В этих документах от­ражена позиция Правительства РФ, понимание необходимости проведения ответственной и реали­стичной социально-экономической политики, смысл которой заключается втом, чтобы обеспечить оптимальное сочетание антикризисных мер и дол­госрочных проектов, чтобы не только обороняться, но и наступать, строить новую, более эффективную экономику.

Надо не просто сохранить ключевые производ­ства, подчеркнул Председатель Правительства РФ, но и ускорить переход экономики на путь иннова­ционного развития, поддержать внутренний спрос, за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее. Важно не до­пустить глубокого спада ВВП, усовершенствовать важнейшие рыночные институты, гарантировать макроэкономическую стабильность и сделать кре-дитно-фимаисовую систему России более конкурен­тоспособной.

Бюджет-2009 остается бюджетом развития. Его основные параметры: доходы - 6,7 трлн. руб., рас­ходы - 9,7 трлн. руб., бюджетный дефицит - 3 трлн. руб., или 7,4% ВВП, а с учетом так называемых ква­зифискальных мер, в основном Центрального бан­ка, примерно - 8%.

На реализацию антикризисных мер предусмот­рено выделение 1.4 трлн. руб., а в целом, с учетом эффекта от снижения налогов, средств Центрально­го банка, Фонда национального благосостояния. других источников на борьбу с последствиями кри­зиса и восстановление экономики направляется ог­ромная сумма - 3 трлн. руб.

Как отметил В.В. Путин первым, безусловным приоритетом является выполнение обязательств пе­ред гражданами. С этих позиций важно продолжить национальные проекты и другие программы по по­вышению качества жизни, Задача состоит в том, что­бы не дать кризису деморализовать общество, раз­рушить долгосрочные планы граждан. В обшей сложности на социальные нужды дополнительно выделяется 600 млрд. руб. Большая часть этих средств предназначена Пенсионному и другим государствен­ным внебюджетным фондам. Кроме того, в проекте бюджета имеется специальный резерв в объеме 125 млрд. рублей.

Пенсионная система, отметил В.В. Путин, да­леко не эффективна, в ней много перекосов и не­справедливости, а главное, - она не позволяет гаран­тировать людям по-настоящему обеспеченную старость. Принято принципиальное решение о пе­реходе на новую страховую модель пенсионной сис-

темы, но пока нет средств. Внедрение новой модели требует больших дополнительных затрат- как со сто­роны бюджета, так и со стороны бизнеса, потому что фискальную нагрузку в будущем придется, конечно, увеличивать. Но в условиях кризиса необходимо не повышать, а, наоборот, уменьшать любые виды фис­кальной нагрузки на экономику, как бы они ни на­зывались - налоги, взносы, сборы.

Однако даже в период кризиса недопустимо ре­шать проблемы бюджета и экономики за счет стари­ков — наименее ззшишенных граждан России. По­этому реформу пенсионной системы и существенное увеличение размера пенсий откладывать нельзя,

В 2010 г. будет введен единый порядок индекса­ции базовой и страховой части пенсии, среднегодо­вой р? 1Мер трудовой пенсии вырастет по отношению к 2009 г. на 45% в номинальном выражении. В реаль­ном выражении пенсия должна будет вырасти мини­мум на 30%. Возникающий дефицит пенсионной си­стемы будет покрыт за счет федерального бюджета и ресурсов Фонда национального благосостояния.

Второй приоритет — решение проблем экономи­ки, потому что. в конечном счете, именно она дает ресурсы для активной политики социального разви­тия. Расходы федерального бюджета по разделу «На­циональная экономика» в 2009 г. увеличиваются сра­зу на 70% и составят рекордную для нас сумму -1 трлн. 733 млрд. руб. (в2008 г. - I трлн. руб.).

Всего на поддержку промышленности выделя­ется 70 млрд. руб.. а с учетом гарантий по кредитам -170 млрд. руб. Серьезно ослаблена фискальная нагруз­ка на экономику — как в целом, так и по ключевым отраслям. Увеличена амортизационная премия с 10 до 30%, снижен налог на прибыль с 24% до 20%, вве­ден новый, менее обременительный порядок НДС -по факту. Субъекты Федерации получили право ус­танавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес в пределах 5-15%.

Уменьшение экспортных пошлин позволило нефтяным компаниям сохранить рентабельность до­бычи. Основной эффект от снижения налогов пла­нируется получить в 2009 г. По оценкам, в экономи­ке дополнительно останется порядка 600 млрд. руб. Эти деньги бюджет недополучит, но правительство. подчеркнул В. В. Путин, идёт на это сознательно. За­нимаясь вопросами оптимизации налоговой нагруз­ки, нужно помнить, что решения должны быть мак­симально взвешенными. Третий приоритет — это активизация внутреннего спроса. Правительство будет делать все возможное, чтобы компенсировать сжатие рынков, поддержать отечественных производителей и одновременно со­здать инфраструктурный и технологический задел для будущего развития. Так, по сравнению с 2008 г.. более чем на 100 млрд. руб. увеличатся ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры. Они со­ставят 560 млрд. руб., в том числе на автодороги -3 [2 млрд. руб. (в 2008 г. - 294 млрл. руб.).

Начнется реализация ряда новых программ: проект по обновлению пассажирского и коммуналь­ного транспорта, автомобильного парка силовых структур. На эти цели с учетом регионального софи-нансирования дополнительно выделяется 42,5 млрд, руб. Всё это направлено, прежде всего, на то, чтобы поддержать отечественных производителей,

В 2009 г, за счет федеральных и региональных бюджетов, средств Фонда ЖКХ. Агентства по ипотеч­ному кредитованию на стимулирование строительства и другие жилишные программы будет израсходована беспрецедентная сумма - 440 млрл. руб. (в 2008 г. - 249 млрд. руб.). Эти деньги эквивалентны стоимости од­ной трети всего жилищного рынка в стране.

Практически решён вопрос об еше одной, до­полнительной капитализации Агентства по ипотеч­ному и жилищному кредитованию в объеме 20 млрд. руб. и предоставлении этому Агентству кредита в размере 40 млрл. руб. из средств, предназначенных на поддержку банковской системы.

Основной акиент в антикризисной политике должен быть сделан не на прямой госзаказ, а на вос­становление деловой активности через субсидирова­ние процентных ставок, развитие лизинга, поддерж­ку потребительского кредитования. Такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легко­вых автомобилей, авиационных перевозок, В резуль­тате должна быть получена реальная, а не искусствен­ная структура внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восста­новления и последующего развития экономики.

Четвертый приоритет - это стимулирование ин­новаций и структурная перестройка реального сек­тора. В скорректированном бюджете сохранены рас­ходы на развитие таких ключевых отраслей, как авиа-и судостроение, космос, атомная и радиоэлектрон­ная промышленность. Принято решение освободить от уплаты НДС импорт оборудования, аналоги ко-

торого в стране не производятся. Вместе с предос­тавлением госгарантий по кредитам эта мера позво­лит предприятиям продолжить программы техноло­гического обновления.

Пятый приоритет — это создание благоприятных   , ус юр-ий для экономического подъема, прежде всего   , за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности.

Уже отменены явно избыточные полномочия органов внутренних дел по контролю за предпри­нимательской деятельностью. Будет сокращен пе- .-> речень товаров и услуг, подлежащих обязательной * сертификации. Принятые законодательные реше­ния вводятс 1 июля текущего года серьезные огра­ничения на ррзного рода проверки. По наиболее распространенным видам деятельности вместо раз­решительного устанавливается уведомительный порядок начала нового дела.

Правительство, напомнил В.В. Путин, приня­ло программу развития конкуренции, в Государ­ственную Думу внесены законопроекты, направлен­ные на совершенствование антимонопольного регулирования.

Шестой приоритет - построение мошной финан­совой системы, на которую можно надежно опереть­ся, развивая национальную экономику. От экстрен­ных мер спасения банковского сектора необходимо перейти к планомерному расширению его ресурс-нон базы, создать условия для повышения доступ­ности кредита, как на предприятиях, так и для са­мих граждан.

Антикризисный план предусматривает возмож­ность выделения 255 млрд. руб. на поддержку бан­ковского сектора, банковской системы, причем пре­доставление господдержки будет жестко увязано с кредитованием реального сектора. Банковская сис­тема должна быть очищена от проблемных кредит­ных учреждений. Необходимая правовая база для слияния банков и их санации создана, и реальная работа в принципе уже началась.

Снижение ставки рефинансирования Цент­рального банка является одним из ключевых ори­ентиров при определении стоимости кредита, но далеко не единственным. До 90% ресурсов банки привлекают на рынки. Они обходятся им также не­дешево. Серьезное влияние оказывает и высокий уровень инфляции. Кроме того, банки не только кредитуют эконо­мику, но и обеспечивают сохранность сбережений граждан России. И об этом также нельзя забывать, призывая банки действовать более рискованно. Вме­сте с тем, очевидно, что рубль стабилизировался. Есть основания полагать, что и инфляция будет сни­жаться. Это значит, что в ближайшее время можно будет рассчитывать и на снижение процентной став­ки Центрального банка.

Седьмой приоритет — обеспечение макроэконо­мической стабильности, сохранение доверия рос­сийских и иностранных инвесторов к нашей бюд­жетной системе.

Образующийся в 2009 г. столь масштабный де­фицит бюджета как сильно действующее лекарство для экономики допустим, однако злоупотреблять им нельзя. Это может быть крайне разрушительно для всей финансовой системы, поэтому план правитель­ства предусматривает жесткую программу по сниже­нию дефицита до 3% ВВП уже в 2011 г. Одновремен­но будет продолжена и борьба с инфляцией. По расчётам Минэкономразвития, за 3 года инфляция должна быть снижена до порядка 8%.

Очень многое зависит от эффективности реги­ональных и местных администраций, именно на этом уровне занято наибольшее число работников бюджетной сферы. Здесь же решается большая часть вопросов образования, здравоохранения, социально­го обеспечения и ж ил и щно-коммунального хозяй­ства, исполняются делегированные на места феде­ральные полномочия. В регионах уже реализуются антикризисные программы, идет серьезная коррек­тировка бюджетов, изыскиваются резервы повыше­ния эффективности рынков.

Приоритетами и в регионах Российской Феде­рации должны стать выплата заработной платы, со­здание новых рабочих мест, выполнение социальных обязательств перед гражданами России.

Следует серьезно работать над сохранением и расширением налогооблагаемой базы, а это. прежде всего, вопрос помоши малому и среднему бизнесу. Нужно создавать максимально благоприятные усло­вия для предпринимательства. Среди возможных мер поддержки - льготная аренда, пониженные та­рифы на подключение к коммунальным сетям, кво­ты на госзакупки для малых и средних предприятий.

На федеральном уровне уже принят ряд реше­ний по поддержке малого бизнеса: преференции при

выкупе арендуемого недвижимого имущества, сни­жение платы за присоединение к электросетям, уве­личение бюджетных субсидий малому бизнесу и т.д. На эти цели выделяется 10,5 млрд. руб., а также кре­дитная линия Внешэкономбанка-30 млрд. рублей.

Со своей стороны, правительство, заверил В, В. Путин, окажет необходимую помощь в стаби­лизации региональных финансов в целом. Объем федеральной поддержки регионов в новом вари­анте бюджета увеличивается на 36% по сравнению с 2008 г. Региональные бюджеты также столкнутся с проблемами, и им будет нужна помощь. В новом варианте бюджета на эти цели выделяется 1,2 трлн. руб.

Чтобы выполнить намеченные планы и при этом ге допустить негативных макроэкономичес­ких последствий потребуется максимальная осто­рожность при подходе к другим статьям бюджета на предстоящие годы. Нужна финансовая дисцип­лина и тщательное обоснование бюджетных рас­ходов. Необходимо сделать всю бюджетную систе­му более эффективной и адекватной современным условиям.

Мировой кризис еще далеко не за кончился. Си­туация в глобальной экономике остается неопре­деленной и таит в себе немаю угроз. Но. несомнен­но. Россия кризис преодолеет и сохранит позиции одной из крупнейших экономик мира с большим го­ризонтом развития и с мошным кадровым и техноло­гическим потенциалом.

* * *

В тот же день заместитель Председателя Пра­вительства Российской Федерации - министр фи­нансов Российской Федерации АЛ. Кудрнн предста­вил Государственной Думе проект федеральногозакона «О внесении изменений в Федеральный за­кон «О федеральном бюджете на 2009 год и на пла­новый период 2010 и 2011 годов» (об уточнении по­казателей федерального бюджета на 2009 г.).

Информация о работе Бюджетная политика как фактор управления кризисом