Бюджетирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является следование системы бюджетирования как элемент системы управления предприятием.

Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:

· раскрыть функции и сущность системы бюджетирования;

· выявить закономерность формирования системы бюджетирования в системе планов предприятия;

· определить подходы к оценке эффективности системы бюджетирования и выявлению резервов ее совершенствования.

Объектом исследования курсовой работы является процесс бюджетирования который осуществляют предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Предметом исследования выступает системы бюджетирования предприятия.

Содержание

Введение

1. Бюджетирование на предприятии: сущность цели и особенности

1.1 Сущность и функции бюджетирования

1.2 Виды бюджетов и их цели

1.3 Особенности бюджетирования на предприятиях различного размера

2. Система бюджетирования как элемент системы управления на предприятии

2.1 Бюджетирование в системе планов предприятия

2.2 Бюджетирование в цикле управления предприятием

2.3 Бюджетирование и стратегическое управление предприятием

3. Использование системы бюджетирования в ООО "Наваррос"

3.1 Экономическая характеристика деятельности предприятия

3.2 Оценка системы бюджетирования предприятия

3.3 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятиях малого бизнеса

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

бюджетирование на предприятии.docx

— 66.59 Кб (Скачать)

Заемные средства 600 430

Итого по разделу IV 600 430

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  

Заемные средства 4200 3999

Кредиторская задолженность 11724 14 844

в том числе: поставщики и  подрядчики 6132 9 252

задолженность перед персоналом организации 1302 1302

задолженность перед государственными внебюджетными фондами 959 959

задолженность перед бюджетом 1442 1442

авансы полученные 1611 1611

прочие кредиторы 278 278

Итого по разделу V" 15924 18 843

БАЛАНС 36625 43 114

 

 

В плановом периоде по на конец года по сравнению с началом  года ожидается увеличение валюты баланса  на 6489 тыс.рублей. Большое значение для ресторана имеет рост товарных запасов и собственных средств. В заключение проводится расчет и анализ показателей финансового состояния, с целью оценки темпов изменения финансовых показателей в плановом периоде.

 

Произведем расчет показателей  ликвидности в 2008 году.

 

Таблица 3.13

 

Прогноз показателей ликвидности  ООО "Наваррос" в 2008 годуПоказатели В 2007 году В 2008 году (план) Отклонение (+,-)

Денежные средства, тыс. руб. 913 913 0

Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. 359 359 0

Итого наиболее ликвидных  активов, тыс. руб. 1272 1272 0

Активы быстрой реализации (краткосрочная дебиторская задолженность), тыс. руб. 7032 10152 3120

Итого наиболее ликвидных  и быстро реализуемых активов, тыс. руб. 8304 11424 3120

Медленно реализуемые  активы (запасы, НДС), тыс. руб. 9537 13898 4361

Итого ликвидных активов, тыс. руб. 17841 25322 7481

Краткосрочные долговые обязательства, тыс. руб. 15 924 18 843 2919

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) 0,08 0,07 -0,01

Коэффициент критической  ликвидности (Ккл) 0,52 0,61 0,09

Коэффициент текущей ликвидности (Kтл) 1,12 1,34 0,22

 

 

По данным табл. 3.13 коэффициент  абсолютной ликвидности в плановом периоде 2008 года незначительно снизится, однако коэффициент критической  ликвидности и коэффициент текущей  ликвидности возрастут, что свидетельствует  о ликвидности и надежности бизнеса  организации.

 

В целом применение системы  бюджетирования в ООО "Наваррос" является оправданным способом финансового  планирования деятельности предприятия. Использование системы бюджетирования ООО "Наваррос" перейти к разработке долгосрочной программы развития предприятия, что позволит получить дополнительные конкурентные преимущества на рынке.

 

Рассчитанные данные распределяются по отделам для выполнения и контроля.

3.3 Методические подходы  к совершенствованию системы  бюджетирования на предприятиях  малого бизнеса 

 

Бюджетирование в настоящее  время имеет большую популярность, так как данная система используется как в России, так и за рубежом.

 

Использование бюджетирования как качественного инструмента  современной системы управления ООО "Наваррос" должно обеспечивать:

 

1) повышение эффективности  финансово-хозяйственной деятельности (рост экономических показателей)  в первую очередь за счет  сокращения расходов;

 

2) повышение эффективности  управления (рост качественных показателей  - прозрачности, управляемости, гибкости  и т.п.).

 

Основной проблемой системы  бюджетирования является риск принятия не до конца просчитанного бюджета, а так же на квартальную отчетность, что означает анализ результатов  за каждые три месяца и более частый пересмотр прогнозов.

 

Все эти факторы поднимают  один важный вопрос — "Каким образом  можно оптимизировать процесс бюджетного планирования с тем, чтобы стало  возможным планировать, пересматривать прогнозы и стимулировать менеджмент за максимально короткий период".

 

В качестве подхода к совершенствованию  системы бюджетирования ООО "Наваррос" необходимо разделить требования по управлению бизнесом на четыре актуальных направления, создав под них соответствующие  структуры.

 

1. Прогнозирование;

 

2. Определение направления  развития ООО "Наваррос";

 

3. Управление стоимостью  компании;

 

4. Контроль за финансовыми  расходами.

 

Прогнозы выполняются  централизованно на основе финансовой модели, которая получает данные из источников внутри и за пределами  компании.

 

Направление развития системы  бюджетирования вырабатывается при  помощи системы взаимосвязанных  сбалансированных показателей, определяющих финансовые и нематериальные цели коммерческой деятельности. Управление стоимостью производится путем анализа конкурентной среды (бенчмаркинга) в данной области  и лучших в своем классе компаний - в интересах выполнения таких  сопутствующих функций, как управление трудовыми и финансовыми ресурсами. Это позволяет поставить цели, исходя из сравнения с другими  организациями, что гораздо предпочтительнее, чем сравнение с собственными показателями за предыдущий год.

 

В подобном случае ООО "Наваррос" сосредоточит усилия по снижению стоимости  на достижении конкурентного преимущества. Наконец, контроль за расходом финансовых средств осуществляет специальный  отдел, который собирается один раз  в месяц и расставляет приоритеты в динамике доходов.

 

ООО "Наваррос" успешно  работает в течение нескольких лет, постоянно улучшая свои позиции. Однако не все компании могут провести полную реконструкцию своей системы  бюджетного планирования. Исследовав деятельность ООО "Наваррос" и  других компаний, необходимо реализовать  следующие мероприятия по улучшению  процесса бюджетирования.

 

1. Необходимо разделить  выполнение бюджета и процесс  премирования. Так, по итогам работы  за последний год выплатила  премии за выполнение финансового  плана. Это создает проблемы  при определении целей, так  как работники стремятся к  гарантированному получению премий, в то время как руководство  хочет более значимых показателей.  Отсюда, конечно, не следует, что  выплачивать денежные поощрения  по результатам финансовой деятельности  не нужно. Одним из способов  решения здесь может быть выплата  премий, исходя из прямой прибыльности  компании (без учета достижения  поставленной цели).

 

Другое решение - когда  премии начисляются из расчета производительности в сравнении с прямыми конкурентами, что также снимает проблему достижения целей.

 

2. Необходимо разделить  бюджетирование и прогнозирование.  Бюджет однозначно связан с  распределением ресурсов, что требует  внутреннего управления и анализа.  Прогнозы же могут строиться  на основе финансовых моделей,  меняться каждый месяц, квартал  или по обстоятельствам.

 

3. Применять внешний бенчмаркинг  для определения целей по контролю  за стоимостью. Это позволит сосредоточиться  на реальных целях с учетом  возможностей продвижения в условиях  конкуренции. Кроме того применение  внешнего бенчмаркетинга позволяет  получить качественные услуги  по приемлемым ценам.

 

4. Определить курс развития, используя финансовые и нефинансовые  показатели результатов деятельности, поскольку финансовыми целями  легко манипулировать, ведь улучшить  финансовое положение в короткий  срок можно ведь и за счет  снижения качества обслуживания  и уровня конкурентоспособности.  Ориентируясь на главные нефинансовые  показатели, можно избежать такой  ситуации.

 

5. Провести явную связь  между основной нефинансовой  деятельностью и финансовой результативностью,  четко отслеживая изменения в  их соотношении. Не секрет, что  многие улучшенные показатели  выполнения финансового плана  обязаны урезанию отдельных статей  бюджета, сделанному без учета  реального влияния подобного  шага. Неудивительно, что ожидаемая,  казалось бы, экономия не была  получена. Только осознавая, какие  возможности для развития дает  использование методов статистического  контроля, можно с полной уверенностью  судить о будущих достижениях.  Со временем запланированная  оптимизация процесса развития, несомненно, поможет улучшить результаты  деятельности организации, но  такое продвижение требует планирования  и управления. Связав воедино  производственный план, план по  развитию и финансовый план, можно  получить обоснованный и совершенный  бюджет. Добиться этого ООО "Наваррос" может только с помощью внедрения  специализированного программного  обеспечения, позволяющему координировать  данные процессы.

 

6. Разделить текущие расходы  и капиталовложения. На первый  взгляд, это очевидно и является  основным принципом работы финансистов,  но многие организации игнорируют  то непреложное обстоятельство, что они ежегодно должны проводить  у себя хотя бы небольшие  улучшения, для того чтобы просто  оставаться конкурентоспособными. Когда дело процветает, эти маленькие  статьи расходов растворяются  в текущих издержках и могут  быть даже незаметны. К сожалению,  когда бюджет ограничен, эти  "необязательные" затраты легко  урезать. Бизнес может казаться  прибыльным, но на самом деле  его конкурентная сила постепенно  теряется, поэтому разумен подход, который заключается в четком  разграничении названных расходных  статей с целью их контроля  и мониторинга.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что для построения эффективной  системы бюджетирования в ООО "Наваррос" необходимо провести серьезную работу в области бюджетирования.

 

Для начала бюджетный процесс  на предприятии необходимо как можно  тщательнее изучить, и создать такую  систему бюджетирования, целиком  отвечающую их нуждам и условиям деятельности, что в результате позволит получить конкурентное преимущество.

 

Совершенствование системы  планирования заключается в обеспечении  сквозной связи между горизонтами  планирования – от стратегического  планирования (обычно на несколько  лет) к тактическому (на год, квартал) и оперативному (на месяц, неделю). Безусловно, для ООО "Наваррос" в зависимости  от времени горизонты планирования имеют свой диапазон, но их взаимосвязь  должна быть обеспечена.

 

Кроме того, также требуется  совершенствование системы определения  себестоимости продукции и системы  нормирования (нормативных цен, расходных  коэффициентов, нормативов оборотных  средств).

 

Организация контроля исполнения планов предполагает сбор и консолидацию информации о фактическом исполнении плановых бюджетных показателей, выявление  отклонений "план-факт", анализ причин отклонений и принятие управленческих решений. Для обеспечения эффективности  управления определяют стандарты отклонений: аварийные, сверхнормативные, допустимые, а контроль каждого диапазона  отклонения делегируется соответствующему уровню управления предприятием.

 

Совершенствование системы  управленческой отчетности направлено на контроль и анализ деятельности центров ответственности и всей компании в целом. Отчеты и сопровождающие пояснительные записки должны содержать  отклонение "план-факт", факторный  анализ (изменение цены, объема), пояснения  возникших отклонений, перечень необходимых  управленческих воздействий и способов их реализации.

 

Совершенствование существующей системы финансово-экономического управления должна включать:

 

·          выявление специфики деятельности компании и разработку уникальной системы  бюджетирования, адаптированной под  компанию и учитывающей особенности  ее бизнеса;

 

·          осуществление постоянных изменений (в том числе преломление старых стереотипов и неэффективных  методов работы) в течение выполнения всех работ (Change management);

 

·          учитывая относительно большой срок разработки и внедрения системы  бюджетирования (от 4 месяцев до года и больше), требуется постоянная корректировка результатов, поскольку  за этот период меняется сама компания;

 

·          обучение сотрудников компании новым  методам и технологиям работы, подготовку команды специалистов из числа сотрудников компании, которые  могут не только поддерживать работоспособность  системы, но и развивать ее после  внедрения - это является залогом  успешной работы системы бюджетного управления.

 

После совершенствования  методик планирования и учета, формирования сквозных регламентов взаимодействия подразделений в процессе планирования и контроля; разработки форм планов и бюджетов и форм управленческой отчетности; формирования всех нормативных  документов, необходимых для полноценного функционирования системы бюджетирования.

 

 

Заключение

 

В рыночных условиях планирование и контроль являются важными функциями  управления финансами. В практике распространены бюджетные системы, которые включают в себя планируемые и отчетные данные. Бюджет – это количественное выражение плана, инструмент координации  и контроля за его выполнением  на краткосрочной основе.

 

Практическая значимость дипломной работы базируется на этапах:

 

·          процедуры формирования операционного  и финансового бюджетов;

 

·          анализа финансового состояния  организации;

 

·          механизма контроля и анализа  исполнения бюджетов.

 

При разработке прогнозных данных должны соблюдаться принципы бюджетирования и использоваться экономико-статистические методы.

 

Бюджетирование – современная  технология финансового менеджмента, позволяющая не только получить обоснованный оперативный расчет, но и организовать управление деятельностью предприятия  на основе сметы - плана, усилить контроль за издержками и денежными потоками, достичь лучших финансовых результатов.

 

Система бюджетов образует бюджетную структуру, в соответствии с которой формируются основные итоговые бюджеты организации: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет баланса.

Информация о работе Бюджетирование на предприятии