Бюджет субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджета субъекта РФ и его роль в социально-экономическом развитии региона, проведение сравнительного анализа бюджетной политики с предыдущими годами, выявление значимых пробелов в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение 3
1. Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ 5
2. Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепления 11
3. Расходы бюджета субъектов РФ и их эффективность 22
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

Бюджет субъекта РФ и его роль в соц-эконом развитии.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

 

     2. Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепления

     В бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

  • налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
  • налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
  • транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

     В бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов, в том числе предусмотренных  специальными налоговыми режимами налогов:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100 процентов;
  • сбор за пользование объектами животного мира – по нормативу 100 процентов и другие.

     В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации.

     Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

     Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
  • доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов РФ;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40 процентов и другие [1].

     Налоговые доходы бюджетов РФ регламентируются как федеральным, так и региональным законодательством. Они включают налоговые доходы, закрепленные на постоянной основе за региональными бюджетами, в том числе поступления от региональных налогов и сборов. В эту же группу доходов входят отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за минусом отчислений, передаваемых в порядке бюджетного регулирования в местные бюджеты.

     В настоящий момент, экономическое положение нашей  страны быстро меняется и не в лучшую сторону в связи с мировым  экономическим кризисом, который  привел в действие механизм существенного  снижения доходов федерального бюджета.

     В связи с этим уже пересмотрены основные показатели доходов и расходов бюджета в 2009 - 2011 годах [5, с. 43].

     Министерством финансов РФ предусмотрен ряд механизмов, которые  позволят улучшить администрирование  доходов - налогов и сборов, ответственность  за администрирование которых возложена на Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу (ФТС), Росимущество и другие ведомства. В частности, в ближайшее время счета ФТС будут переведены на единый счет Федерального казначейства, что по расчетам сразу мобилизует дополнительные 100 млрд. руб. доходов. Сейчас счета ФТС находятся в ведении Центробанка России. [5, с. 11].

     6 мая 2009 года вступил в силу закон о скорректированном бюджете страны на 2009 год. Ситуация, сложившаяся в мировой и российской экономиках, заставила серьезно пересмотреть основные параметры этого документа - и количественные, и качественные.

     Теперь каждый седьмой  рубль, потраченный из государственной  казны, пойдет на реализацию антикризисной  программы. Но при этом новый бюджет сохранил свой главный приоритет - социальную направленность.

     Он во многих отношениях принципиально отличается от тех, которые  принимались в предыдущие годы. Во-первых, мы отошли от только что введенного трехлетнего бюджетного планирования, поскольку сейчас очень велика степень  неопределенности экономической ситуации. Во-вторых, в прежние годы поправки в бюджет были связаны с получением дополнительных доходов. Сейчас они внесены в связи с тем, что из-за кризиса доходы, наоборот, резко упали. Кстати, правительство нередко критиковали за то, что оно намеренно занижает прогноз доходов. Теперь мы видим: дело не в этом, а в непредсказуемости цен на нефть. Резко сокращаются нефтегазовые доходы из-за падения цен на нефть. Более того, подешевели практически все товары российского экспорта, увеличился отток капитала из страны, упало производство. К этому добавились меры правительства по снижению налоговой нагрузки на 595 миллиардов рублей.

     Изменения налогового законодательства дестабилизируют  налоговые взаимоотношения по уровням  бюджетной системы и нарушают принципы налоговой  политики:

     - не решается проблема собственных  доходов, на которые приходится  в среднем 25,59% доходов региональных  бюджетов, при том, что они несут основную социальную нагрузку по финансированию жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения;

     - выравнивание пропорций первичного распределения налоговой базы решается путем усиления перераспределительных процессов (через финансовую помощь из федерального бюджета), вследствие чего происходит потеря самостоятельности региональных бюджетов и утрачивается способность проводить сколько-нибудь предсказуемую среднесрочную политику.

     Перечисленные изменения в налоговом законодательстве показывают, что доходная часть региональных бюджетов в значительной степени  зависит от исходящих от государства директив, то есть от внешних условий. Это создает для региональных бюджетов ситуацию ненадежности и риска.

     Исходя  из анализа структуры доходной части  региональных бюджетов (табл. 2.1), следует отметить, что большой удельный вес имеют налоговые поступления. С целью изучения влияния на структуру доходной части бюджета налоговых и неналоговых доходов проведем корреляционно-регрессионный анализ по формуле:

                                                       

     где -  линейный коэффициент корреляции

     X - среднее значение функционального  признака у - среднее значение  результативного признака

     ху - усредненное значение функционального  и результативного признаков

       - сренеквадратическое отклонение  стандартного признака

      - сренеквадратическое отклонение  результативного признака         

   Таблица 2.1

Парные  коэффициенты корреляции зависимости  доходной части регионального бюджета  от налоговых поступлений [21]

Фактор налог на прибыль налог на доходы физ. лиц  налог на игорный  бизнес НДС налог на товары и услуги налоги  на совокупный доход налог на имущество предприятий платежи за пользование  природными ресурсами прочие
Коэффициент

корреляции

0,73 0,96 0,70 0,97 0,78 0,77 0,83 0,77 0,3
 

     Из  данных таблицы можно сделать  вывод, что в общем объеме налоговых  поступлений основную долю занимают: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль организаций. Данная зависимость прямая по направлению и является довольно сильной.

     Снижение  одних прямых налогов (прежде всего - налога на прибыль) сопровождается повышением других - земельного налога и налога на имущество организаций. Это, с  одной стороны, увеличивает доходы региональных бюджетов, с другой стороны, включение части прямых налогов в издержки хозяйствующих субъектов еще больше сокращает налогооблагаемую базу налога на прибыль, что подрывает налоговый потенциал региональных бюджетов, тогда как именно налог на прибыль является регулирующим налогом.

     Сравним доходы бюджета субъекта РФ республики Татарстан и республики Карелия.

     Всего доходы республики Татарстан в 2008г. составили 19392271,8 тыс. руб., что на 4301370 тыс. руб. больше, чем в 2007г. Налоговые доходы составили 69,9% к доходам в 2008г., что на 0,08% больше, чем в 2007г. Из них лидирующее место занимает налог на прибыль (34,15% в 2008г., 38,64% в 2007г.), затем идут НДФЛ (33,59% в 2008г., 27,62% в 2007г.) и акцизы (18,49 в 2008г., 21,77% в 2007г.). Неналоговые доходы составили 1,24% к доходам в 2008г., что на 0,07% меньше, чем в 2007г. Из них лидирующее место занимают доходы от использования имущества (50,17% в 2008г., 50,66% в 2007г.), затем идут платежи при пользовании природными ресурсами (14,38% в 2008г., 8,98% в 2007г.).

     Доходы  от предпринимательской  деятельности составили 3,15% к доходам в 2008г., что на 0,42% больше, чем в 2007г. (приложение 1).

     Безвозмездные поступления составили 25,73% к доходам в 2008г., что на 4,09% меньше, чем в 2007г. [8, с. 20].

     Из  анализа видно, что налоговые  доходы составляют большую часть всех доходов (более 50%). Доходы бюджета республики Татарстан можно представить в виде диаграммы рис. 2.2.1 [8, с. 34]. 

     

Рис. 2.2.1 Доходы бюджета республики Татарстан

     Консолидированный бюджет республики Татарстан прогнозируется по доходам и расходам в следующих объемах: 2009 год - 122,2 миллиарда рублей, 2010 год - 130 миллиардов рублей, 2011 год - 138,1 миллиарда рублей. По бюджету республики предлагается принять следующие объемы доходов и расходов: 2009 год - 97,4 миллиарда рублей, 2010 год - 102,4 миллиарда, 2011 год- 106,9 миллиарда рублей. Планируется бездефицитный бюджет.

Информация о работе Бюджет субъектов РФ