Бюджет предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучений теоретических аспектов бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.
Для достижения цели курсовой работы выделены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и особенности бюджетирования на предприятии;
2. провести анализ системы бюджетирования в ОАО «Кировэнергосбыт»;
3. на основе исследуемого материала собрать и сформулировать возможные пути совершенствования системы бюджетирования и среди них выделить те, которые могут быть рекомендованы к внедрению в ОАО «Кировэнергосбыт».

Содержание

Введение 2-4
1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии 5-17
1.1 Понятие сущности и особенности бюджетирования на предприятии 5-7
1.2 Методика организации бюджетирования на предприятии 7-12
1.3 Контроль исполнения бюджета 12-17
2. Анализ системы бюджетирования в ОАО «Кировэнергосбыт» 18-37
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО
«Кировэнергосбыт» 18-20
2.2 Критерии организации системы бюджетирования предприятия 21-23
2.2.1. Составление операционного бюджета предприятия 23-29
2.2.2. Составление финансового бюджета предприятия 29-34
2.3 Недостатки существующей системы бюджетирования предприятия 34-37
3. Пути совершенствования системы бюджетирования в ОАО
«Кировэнергосбыт» 38-46
3.1 Возможные пути совершенствования системы бюджетирования на
предприятии 38-42
3.2 Повышение надёжности и эффективности системы бюджетирования в
ОАО «Кировэнергосбыт» 43-46
Заключение 47-49
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Бюджет).doc

— 364.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                              2-4

  1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии                       5-17

 1.1 Понятие сущности и особенности бюджетирования на предприятии   5-7

 1.2 Методика организации бюджетирования на предприятии                     7-12

 1.3 Контроль исполнения бюджета                                                               12-17

 2.   Анализ системы бюджетирования в ОАО «Кировэнергосбыт»           18-37

 2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО

«Кировэнергосбыт»                                                                                          18-20

 2.2 Критерии организации системы бюджетирования предприятия         21-23

2.2.1. Составление операционного бюджета предприятия                          23-29

2.2.2. Составление финансового бюджета предприятия                             29-34

 2.3 Недостатки существующей системы бюджетирования предприятия 34-37

 3. Пути совершенствования системы бюджетирования в ОАО

«Кировэнергосбыт»                                                                                          38-46

3.1 Возможные  пути совершенствования системы  бюджетирования на

предприятии                                                                                                     38-42

3.2 Повышение  надёжности и эффективности системы бюджетирования в

ОАО «Кировэнергосбыт»                                                                               43-46

 Заключение                                                                                                      47-49

 Библиографический  список  
 
 
 
 
 
 
 

Введение

          В течение многих лет компании рассматривали свои бюджеты просто как обязательную оценку предстоящих годовых доходов и затрат. Теперь это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей конкурентоспособности и предприятия вынуждены быть более динамичными. Успешные компании постоянно повышают точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах. Это не только увеличивает важность бюджетирования и планирования, это также изменяет традиционные роли различных таблиц, бюджетных систем и программного обеспечения собственного производства.

          В настоящее время в нашей стране происходят грандиозные изменения, связанные с кардинальной перестройкой всех сфер государственной жизни. Прошли времена полного хаоса и «балансирования над бездной», вызванными горе-реформаторами. Сегодня вместе с ощутимым подъёмом, возрождается и экономика как структурная и неотъемлемая часть государства. Российский бизнес постепенно отбрасывает свои принципы времён «дикого капитализма». Несмотря на всю незавершённость этого процесса, уже наблюдается тенденция цивилизованного ведения дел в бизнес-структурах.

        Благодаря достижению стабильности положения в экономике, российский бизнес получил возможность задавать вектор своего развития на определённую перспективу (месяц, квартал, год и т.д.). Это, в свою очередь, порождает цепную реакцию в виде повышения стабильности функционирования бизнеса, его предсказуемости и привлекательности для инвесторов, как в России, так и за рубежом. В этой связи важность вопроса о развитии коммерческого бюджетирования стоит вне сомнения, так как несёт в себе гарантии стабильности для отдельных компаний и для экономики в целом.

       Таким образом, бюджет представляет собой, выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческих решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.

        Предметом исследования курсовой работы является бюджетирование как основа организации финансов предприятия.

        Объектом исследования является существующая система бюджетирования ОАО «Кировэнергосбыт».

        Целью данной работы является изучений теоретических аспектов бюджетирования, а также изучение методологии постановки системы бюджетирования на предприятии на современном этапе и основных проблем с этим связанных.

Для достижения цели курсовой работы выделены следующие задачи:

  1. раскрыть сущность и особенности бюджетирования на предприятии;
  2. провести анализ системы бюджетирования в ОАО «Кировэнергосбыт»;
  3. на основе исследуемого материала собрать и сформулировать возможные пути совершенствования системы бюджетирования и среди них выделить те, которые могут быть рекомендованы к внедрению в ОАО «Кировэнергосбыт».

         Первая глава посвящена рассмотрению сущности процесса бюджетирования на предприятии, а также уделено внимание особенностям этого процесса. Достаточно подробно рассмотрена методика организации бюджетирования как системы. Особое внимание уделено процессу контроля исполнения бюджета, так как без этого элемента теряется сам смысл бюджетирования.

       Во второй главе проведён детальный анализ системы бюджетирования в ОАО «Кировэнергосбыт». При этом была приведена технико-экономическая характеристика Общества. Перечислены основные критерии организации системы бюджетирования данного предприятия, а также указаны недостатки этой системы.

       В третьей главе рассмотрены возможные пути совершенствования существующей системы бюджетирования на предприятиях и, в частности, в ОАО «Кировэнергосбыт».

Работа выполнена в полном объеме на 50 машинописных листах формата А4 с использованием научной и учебной литературы, а также периодических изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии

1.1 Понятие сущности  и особенности  бюджетирования на  предприятии 

           В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом «бюджет». Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.1

       Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием «разработка бюджетов» на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование».

Составление бюджетов преследует следующие цели:

  • Разработка концепции ведения бизнеса:
  • Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
  • Оптимизация затрат и прибыли предприятия;
  • Координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
  • Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
  • Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
  • Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

         Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.

        Организация работ по внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различают две схемы составления бюджетов:

По методу «сверху  вниз» руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений. Метод «снизу вверх» подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их на рассмотрение руководством, принятие бюджета.2

        Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные особенности.

Достоинства бюджетирования:

  • Оказывает положительное воздействие ан мотивацию и настрой коллектива;
  • Позволяет координировать работу предприятия в целом;
  • Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
  • Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;

Недостатки бюджетирования:

  • Различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
  • Сложность и дороговизна системы бюджетирования;
  • Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок.3

       Мы говорим о бюджетировании как об инструментарии, который используется в системе управления. Предполагается, что в компании развиты все функции, присущие данной системе: планирование, организация, мотивация, контроль и анализ.

        Довольно часто бюджеты не связаны со стратегией развития бизнеса в силу отсутствия такой стратегии у компании. Это в корне неверно. На момент внедрения системы бюджетного управления фирма должна иметь хорошо проработанную миссию и стратегию развития. Причем стратегию важно выбрать в правильном направлении. Бюджетное управление необходимо сделать децентрализованным. Начальники подразделений не должны отвечать за ресурсы, которыми они не распоряжаются и за результаты, на которые они не влияют. Другими словами, важно правильно определить центры финансовой ответственности за результаты деятельности. Для этого руководители всех уровней должны участвовать в разработке бюджетов.

1.2 Методика организации  бюджетирования на  предприятии

         Прежде всего, надо видеть различия в целях построения каждого из бюджетов. Смешение принципов выбора бюджетных статей для различных видов бюджетов - типовая ошибка при построении бюджетных систем.

       Бюджет доходов и расходов (БДР) - определяет экономическую эффективность деятельности предприятия. Данный бюджет формирует основной финансовый результат деятельности предприятия, т.е. его прибыльность.

        Бюджет движения денежных средств (БДДС) носит более очевидный характер, он непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления. БДДС определяет «платежеспособность» предприятия как разницу поступлений и «выбытий» денежных средств за период.

      Бюджет по балансовому листу (ББЛ) - определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. ББЛ является результирующим бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС.4

       Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п. К двум основным, «идеологически» отличным типам бюджета следует отнести бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз».

       Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета. Этот вид бюджетирования широко распространен в России ввиду как неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания руководства заниматься планированием - к сожалению, для большой части российских топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином…

Информация о работе Бюджет предприятия