Бюджет предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Бюджет — количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определенный период. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при принятии того или иного плана развития.

Содержание

Введение____________________________________________________________________3
1. Бюджет предприятия_______________________________________________________4
1.1 Структура бюджета предприятия___________________________________________4
1.2 Характеристика частных бюджетов предприятия____________________________9
1.3 Принципы составления бюджета предприятия______________________________15
Заключение________________________________________________________________17
Список использованной литературы__________________________________________18

Работа содержит 1 файл

Бюджет2.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

    Обычно  создание  бюджетов   осуществляется   в   рамках   оперативного

планирования. Исходя из стратегических целей фирмы,  бюджеты  решают  задачи

распределения   экономических   ресурсов,   находящихся    в    распоряжении

организации.  Разработка  бюджетов  придает  количественную   определенность

выбранным перспективам существования фирмы.

    К  числу основных задач бюджетирования  относится следующее:

    - обеспечение  текущего планирования;

    -  обеспечения  координации,  кооперации  и  коммуникации  подразделений

      предприятия;

    - обоснование  затрат предприятия;

    - создание  базы для оценки и контроля  планов предприятия;

    - исполнение  требований законов и контрактов.

    Выгоды  качественного составления бюджетов  и контроля за их  исполнением

с излишком окупают  затраты на их внедрение и разработку.  Безусловно,  очень

многое зависит  от специфики  деятельности  предприятия,  но  даже  небольшим

фирмам рекомендуется  применение  бюджетирования  (например,  в  сокращенном

варианте).

    Внедрение  бюджетирования на предприятии  сталкивается с  двумя  группами

проблем:  методические  проблемы  и  организационные.  Как  правило,   самым

трудным  в  бюджетировании  является  этап  его  внедрения  на  предприятие.

Приватизированные  предприятия   получили   в   наследство   огромный   опыт

составления документов, ненужных предприятию в рыночной  экономике.  Поэтому

принципиально  важным  является  решение  высшего  менеджмента  о  внедрении

бюджетирования  в новом реальном масштабе ценностей. И  с  этого  момента  по

существу начинается серьезная  работа,  основные  этапы  которой  состоят  в

следующем:

    -изучение внутренней и внешней документации предприятия, его  структуры

      и взаимодействия подразделений,  механизмов  управленческого   учета  и

      т.д.;

    - поиск наименее болезненных путей вовлечения  управленческой  команды

      предприятия в процесс бюджетирования;

    - разработка плана внедрения бюджетирования  (все дальнейшие  действия

      будут определены планом внедрения);

    - пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;

    - создание информационной  базы  для бюджетирования,  предусматривающей

      разработку новых отчетов по  подразделениям, приближенных  к   специфике

      деятельности предприятия;

    -  создание   новых   или   реорганизация   старых   подразделений   для

      осуществления процесса бюджетирования;

    - разработка или приобретение программного обеспечения и его установка

      на внутренней сети предприятия;

    - обучение персонала.

    Трудоемкий  процесс  внедрения  системы   бюджетирования  может  длиться

месяцами  и  даже  годами.  Помимо  временных  затрат  он  требует   наличия

высококвалифицированных   специалистов   в    области    бюджетирования    и

компьютерной  техники.  Как  правило,  украинские  предприятия  не  в  силах

самостоятельно  провести  эти  работы,  привлечение   консалтинговой   фирмы

обходится дешевле  и значительно надежней.

   

    Бюджеты  составляются как  для  структурных   подразделений,  так  и  для

компании  в  целом.  Бюджеты  подразделений   сводятся   в   единый   бюджет

предприятия  называемый  основным  или  головным. 

    С  точки зрения последовательности  подготовки документов для составления

основного бюджета  выделяют две составных  части  бюджетирования,  каждая  из

которых является законченным этапом планирования:

   1. Подготовка  операционного бюджета;

   2. Подготовка  финансового бюджета.

    Перечень  операционных бюджетов, как  правило,  исчерпывается  следующим

списком:

    - бюджет продаж;

    - бюджет производства;

    - бюджет производственных запасов;

    - бюджет прямых затрат на материалы;

    - бюджет производственных накладных расходов;

    - бюджет прямых затрат на оплату труда;

    - бюджет коммерческих расходов;

    - бюджет управленческих расходов;

    - прогнозный отчет о прибыли.

    К  числу финансовых бюджетов относятся

    - инвестиционный бюджет;

    - бюджет денежных средств;

    - прогнозный баланс.

    Прежде,  чем  приступать  к  изучению  методики  подготовки   основного

бюджета, рассмотрим некоторые аспекты философии  бюджетирования:

   1.  Бюджеты могут быть  недостижимыми,  если  недостижимы поставленные

      маркетинговые и производственные  цели.

   2. Бюджеты  могут быть  неприемлемыми,  если  условия  достижимости  целей

      невыгодны для предприятия.

   3. Эффективность   принятых  бюджетов  оценивают  в  процессе  диагностики

      состояния предприятия.

   4. При  составлении бюджетов следует  опираться на документы,  по  форме  и

      структуре приближенные к документам  бухгалтерской отчетности.

   5.  Производить   бюджетирование  без  применения  вычислительных  средств

      (локальной  компьютерной   сети)   и   соответствующего   программного

      обеспечения невозможно в реальном  масштабе времени и ценности.

    Несколько  слов в отношении временного  характера  бюджета.  Традиционным

считается разбиение  года на 12 месяцев и составление  всех  бюджетных  таблиц

для каждого  месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что  в  этом  случае

целый месяц  представляется одной точкой времени. Зачастую это не  устраивает

финансового  менеджера,  и  он  стремится   производить   дальнейшее   более

детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или  на  декады.  Такой

случай  можно  считать  идеальным.   Главная   проблема   его   практической

реализации –  это оперативное обеспечение процесса  бюджетирования  исходными

данными. Практическая истина здесь очень проста:  запрограммировать  процесс

планирования  –  это  только  часть  задачи.  Гораздо   сложнее   обеспечить

информационную  поддержку этому процессу в реальном масштабе времени. 
 
 
 
 

1.3 Принципы составления бюджета 

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность  изначально правильно составить, утвердить  и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы: 

-единства бюджетной  системы;

-принцип разграничения  доходов и расходов бюджетов;

-принцип самостоятельности;

-сбалансированности;

-гласности;

-достоверности;

-адресности  и целевого характера бюджетных  средств. 

Все эти принципы в той или иной мере присущи  и бюджетному процессу. Однако некоторые  из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы. 

Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс  органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся  примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета – в этом и выражается последовательность). 

Принцип ежегодности  бюджета – бюджет должен быть утвержден  до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность  более точно выявить тенденции  рыночного развития, более полно  учесть происходящие изменения в  темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д. 

Принцип публичности  и гласности – имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура  абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон «О бюджете» того или иного уровня, а также закон «Об исполнении бюджета» того или иного уровня.  Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. 

Принцип специализации  бюджетных показателей – он основан  на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям

Принцип специализации  показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация — специальный  юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных бюджетных норм.

Информация о работе Бюджет предприятия