Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты

территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и

вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его

финансирования;

- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию

с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В

УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской

Федерации………………….………………………………………..7

1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении

государственного бюджета……………………………………………………...13

1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и

проблемы исполнения…………………………………24

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41

2.1 Федеральный бюджет................................................................……...

41

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52

2.3 Местные бюджеты.....................................................................…54

2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их

решения…………………………………………………………………56

3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

|  3000|Прочие  расходы                                      |           |

|      |                                                    |-3067652,2 |

|  3001|Резервные  фонды                                     |           |

|      |                                                    |4300000,0  |

|  3002|Проведение  выборов и референдумов                   |           |

|      |                                                    |2632436,5  |

|  3003|Бюджетные  кредиты (бюджетные ссуды)                 |           |

|      |                                                    |-10445796,8|

|  3004|Прочие  расходы, не отнесенные к другим  подразделам  |           |

|      |                                                    |433408,1   |

|  3005|Туризм                                              |           |

|      |                                                    |12300,0    |

|  3100|Целевые  бюджетные фонды                             |           |

|      |                                                    |13893900,0 |

|  3109|Фонд  Министерства Российской Федерации  по атомной   |           |

|      |энергии                                             |13893900,0 |

|      |Кроме того: Расходы, перечисляемые  в Пенсионный фонд|           |

|      |в счет поступлений от единого  социального налога    |281230000,0| 

    * Из  них:  финансирование  ремонтно-восстановительных   работ  на  особо

ценных объектах культурного наследия народов Российской  Федерации,  имеющих

религиозное значение, - 40000,0 тыс. рублей, реставрации замка Шереметьева,

с. Юрино, Республика Марий Эл - 3700,0 тыс. рублей.

** Из них: финансирование  мероприятий по подготовке российских  спортсменов

- инвалидов к  участию в зимних Параолимпийских  играх 2002 года в г. Солт-

Лейк-Сити (США) - 30000,0 тыс. рублей. 
 

                2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ  БЮДЖЕТНОЙ 

                                   СИСТЕМЫ 
 

                           2.1 Федеральный бюджет 

    Федеральный   бюджет  составляет  первый   уровень   бюджетной   системы

Российской Федерации. Федеральный бюджет  –  это  основной  финансовый  план

государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального  закона.

Именно   федеральный  бюджет  является  основным  орудием  перераспределения

национального дохода и ВВП,  через  него  мобилизуются  финансовые  ресурсы,

необходимые для  регулирования экономического  развития  стран  и  реализации

социальной политики на всей территории России. Федеральный  бюджет  строится

с  учетом  необходимости  осуществления  избранной   социально-экономической

стратегии.                     Основные направления  бюджетной  и  налоговой

политики  на  2002  год   и   среднесрочную   перспективу   сформированы   в

соответствии  с  Бюджетным   посланием   Президента   Российской   Федерации

Федеральному  Собранию Российской Федерации "О  бюджетной  политике  на  2002

год" и с  учетом реализации целей экономической  политики,  предусматривающих

создание условий  для продолжения экономического роста,  увеличения  реальных

доходов  населения,  повышения   эффективности   государственных   расходов.

Бюджетная политика на 2002  год  построена  с  учетом  задач  и  приоритетов

экономической политики на среднесрочную перспективу. 

Основными  задачами  бюджетной  политики  на  2002  год   и   среднесрочную

перспективу являются:

    - усиление  роли  налогово-бюджетной  политики  в  качестве  инструмента

стимулирования  экономического роста;

       - повышение устойчивости бюджетной  системы, снижение  ее  зависимости

от внешнеэкономической конъюнктуры;

     - обеспечение профицита федерального  бюджета  в  условиях  увеличения

долговых выплат при соблюдении оригинальных  графиков  платежей  по  внешним

обязательствам;

    - повышение  качества управления государственными  активами и  пассивами,

совершенствование управление государственным долгом. 

Особенностью  проекта федерального бюджета на 2002  год  является  превышение

его доходов  над расходами. Профицитная бюджетная  политика позволяет с  одной

стороны обеспечить проведение согласованных  с  денежно-кредитной  политикой

мер по снижению инфляции в запланированных  пределах,  с  другой  стороны  -

снизить долговое бремя государства. 

Формирование  расходной части бюджета осуществлено исходя  из  консервативной

оценки внешнеэкономической  конъюнктуры цен на товары  российского  экспорта.

При этом профицит федерального бюджета сформирован  за  счет  дополнительных

доходов, прогнозируемых в  условиях  более  высоких  экспортных  цен.  Таким

образом,  в  соответствии  с  Бюджетным  Посланием   Президента   Российской

Федерации  дополнительные  доходы,  зачисляемые  в  федеральный   бюджет   и

полученные  в  результате  благоприятной  внешнеэкономической   конъюнктуры,

будут направляться на погашение государственного долга.

        Кроме того, в 2002 году продолжена реализация мер по  консолидации

федеральном  бюджете  государственных  ресурсов  за  счет  включения   части

поступлений от единого социального налога в  сумме 257.5 млрд.руб. или  2.43%

ВВП, направляемых в соответствии с Концепцией пенсионной  реформы  в  бюджет

Пенсионного фонда  на выплату базовой части трудовой пенсии. 

   В соответствии  с таким подходом проект федерального  бюджета на  2002  год

сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8% ВВП,  по  расходам

- в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5  млрд.руб

или 1.2% ВВП.  Объем  непроцентных  расходов  проекта  федерального  бюджета

определился в  сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП. 

    В   соответствии  с  проводимой  налоговой  политикой,  направленной   на

снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета  расширенного

правительства,  включающего  помимо  консолидированного   бюджета   средства

бюджетов государственных  внебюджетных фондов. 

В связи со  снижением  ресурсной  базы  консолидированного  бюджета  уровень

непроцентных  расходов  в  2002  году  несколько   снизится   в   результате

сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же  время,

указанное сокращение будет компенсировано из федерального  бюджета  за  счет

средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.

    Основными  задачами в области налоговой  политики в  2002  году  являются

снижение  налоговой  нагрузки  на  экономику,  расширение  за   счет   этого

налогооблагаемой  базы бюджета,  создание  стимулов  для  вывода  доходов  из

теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в  2002  году  меры  налоговой

политики направлены на  стимулирование  внутренних  факторов  экономического

развития  страны,  которые  в  предстоящие  годы  будут  иметь  определяющее

воздействие на рост экономики. 

Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет: 

- совершенствования  налогового законодательства,  повышения   стабильности  и

прозрачности   налоговой   системы,   расширения   налогооблагаемой    базы,

сокращения нелегального оборота;

    -  продолжения  снижения  налогового  бремени,  в  первую  очередь,  на

законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот,  отмены

отдельных видов  налогов.

    Во  исполнение поставленных задач в  2002  году  предусмотрено  снижение

налогового бремени  на  1.8%  ВВП,  а  также  создание  налоговых  механизмов

стимулирования  инвестиций,  активизации  источников  внутреннего  развития,

снижения зависимости  от внешнеэкономической конъюнктуры. 

В  этой  связи  в  2002  году  предусмотрены  следующие  ключевые  изменения

налоговой политики:

    1. Снижается  ставка налога  на  прибыль   организаций  с  35  до  24%  с

одновременной отменой всех налоговых льгот, что  помимо  снижения  налоговой

нагрузки  направлено  на   развитие   предпринимательской   деятельности   и

инвестиционной  активности  в  стране.  Кроме  того,  предусмотрено   снятие

ограничений на отнесение налогоплательщиками  на затраты расходов,  связанных

с извлечением  прибыли, среди  которых  расходы  на  рекламу,  медицинское  и

имущественное страхование,  либерализация  амортизационной  политики  и  др.

Предусмотрено также включение в затраты  расходов  организаций  на  освоение

природных  ресурсов,  что  позволит  компенсировать  часть   отчислений   на

воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся  в  настоящее  время  у

предприятий. 

Реализация мер  по  совершенствованию  уплаты  налога  на  прибыль  позволит

снизить налоговое  бремя на налогоплательщиков в размере 197.8  млрд.  рублей

или 1.9 процента к ВВП.

    2. Вводится  налог на добычу полезных ископаемых  с одновременной отменой

действующих в  настоящее время налога за пользование  недрами,  отчислений  на

воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза  на  нефть.  Это позволит

упростить налоговый  контроль, в том числе за  трансфертным  ценообразованием

в нефтяном секторе  экономики, за счет установления специфической  ставки  на

1 тонну добываемой  нефти, изменяемой в зависимости  от  уровня  мировых  цен.

Изменение порядка налогообложения недропользования при  снижении  налогового

бремени не приведет к потерям доходов бюджетной  системы.

    3.  Отменяются  льготы  при  уплате  налога  на  добавленную  стоимость

связанные  с  налогообложением   работ   по   строительству   жилых   домов,

производимых  с привлечением средств бюджетов всех уровней при  условии,  что

такие средства составляют не менее 50% стоимости этих  работ,  лекарственных

Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации