Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты

территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и

вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его

финансирования;

- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию

с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В

УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской

Федерации………………….………………………………………..7

1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении

государственного бюджета……………………………………………………...13

1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и

проблемы исполнения…………………………………24

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41

2.1 Федеральный бюджет................................................................……...

41

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52

2.3 Местные бюджеты.....................................................................…54

2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их

решения…………………………………………………………………56

3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

Бюджет и бюджетная  система Российской Федерации 
 

                                 СОДЕРЖАНИЕ 
 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5 

     1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА  В  ЭКОНОМИКЕ   СТРАНЫ  В

УСЛОВИЯХ    РЫНОЧНЫХ    ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7

    1.1 Понятие  и особенности бюджета и   бюджетной  системы   в   Российской

Федерации………………….………………………………………..7

    1.2  Бюджетная  классификация   и  ее   роль   в   кассовом   исполнении

государственного  бюджета……………………………………………………...13

    1.3 Доходы  и расходы государственного бюджета,  их сбалансированность  и

проблемы исполнения…………………………………24

    2.       ХАРАКТЕРИСТИКА       ОТДЕЛЬНЫХ        УРОВНЕЙ        БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41

    2.1 Федеральный бюджет................................................................……...

41

    2.2 Бюджеты  субъектов  Российской Федерации...........................………52

    2.3  Местные бюджеты.....................................................................…54

    2.4 Межбюджетные  отношения:  современная ситуация, проблемы и  пути  их

решения…………………………………………………………………56

    3. УСЛОВИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ И  ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ           БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………  81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83 
 
 

                                  ВВЕДЕНИЕ 

    Объектом  дипломной  работы  является  бюджетная  система  и   проблемы

исполнения бюджетов разных уровней в РФ.

      Актуальность  выбранной   для   исследования   темы   заключается   в

первостепенной   важности   бюджета   для   функционирования    национальной

экономики,  в  его  формировании  и   исполнении,    регулирующей   роли   в

использовании ВВП.

    Целью  исследования является попытка  анализа  обоснованности  бюджетного

планирования  и финансирования государственного бюджета на  макро-  и  микро-

уровнях.

    Для  достижения  поставленной  цели  необходимо  решить  ряд  конкретных

задач:

       - исследовать основные черты  и принципы бюджетной системы   Российской

Федерации в  условиях рыночных отношений;

       - разобраться  в  источниках  формирования  налоговых  и   неналоговых

поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

       -  вскрыть  возможности   оптимизации  доходной   и   расходной  частей

государственного бюджета;

        -  рассмотреть  бюджетную   классификацию  и  ее  использование   при

кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;

        -  охарактеризовать  отдельные   звенья  бюджетной  системы  (бюджеты

территорий, как  основную финансовую базу органов местного самоуправления)  и

вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

       - изучить  условия  возможного  бюджетного  дефицита  и   методы  его

финансирования;

       -  рассмотреть понятие государственного  долга, его размер и  ситуацию

с погашением в России.

    Цели  и задачи работы определили  её  композицию.  Дипломная   работа  со-

 стоит из  следующих частей:

      - Введение, в котором определяется  объект  исследования,  описываются

цели, задачи, композиция курсовой работы;

      - Теоретическая  часть,   в  которой  излагается  понятийный  механизм

бюджетной категории;

      - Практическое исследование, в котором  характеризуются бюджеты  разных

уровней  с  использованием  цифрового   материала,   раскрываются   проблемы

межбюджетных  отношений;

      - Рекомендательная часть, в которой  приводятся  условия  возникновения

бюджетного дефицита и способы  его  финансирования;  анализируется  величина

государственного  долга в  динамике  за  ряд  лет  и  предлагаются  пути  его

погашения.

     - Заключение, содержащее  общие  выводы   и  предложения   в  целом  по

работе;

     - Библиографический список 18 наименований  использованных источников.

    В  качестве  исходной  информационной  базы  привлекались  теоретические

материалы  исследования  различных  авторов,  учебники  и  учебные  пособия,

статистический  материал, Законы о бюджетах на очередной  финансовый  год  (на

федеральном уровне, региональном и местном).

    Представляется, что проведенное исследование  может  иметь  определенное

практическое значение. 
 
 

      1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ  В

                         УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

    1.   Понятие и особенности бюджета  и бюджетной системы  в Российской

                                  Федерации 

         Центральное место  в  системе   государственных  финансов  занимает

государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства  на

текущий финансовый год. Бюджетный  кодекс  Российской  Федерации  определяет

бюджет  как  «форму  образования  и  расходования  фонда  денежных  средств,

предназначенных для финансового обеспечения  задач и  функций  государства  и

местного самоуправления» [3, с. 32]. Таким образом,  аккумулируя  с  помощью

государственного  бюджета денежные  средства,  государство  через  финансовые

механизмы   осуществляет   выполнение   возложенных   на   него    обществом

политических,  экономических  и  социальных  функций,  а  именно  содержание

государственного  аппарата,  армии,  правоохранительных  органов,  выполнение

социальных программ, реализация  приоритетных  экономических  задач  и  т.д.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в  цельном  виде

никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они  обращаются  на

покрытие расходов. Он  является  лишь  планом  образования  и  использования

общегосударственного  фонда денежных средств,  то  есть  росписью  доходов  и

расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так  и  по

срокам поступления  и использования.

    Как  правило,   сложившиеся   формы   государственного   управления   и

взаимоотношений между членами общества определяют и  особенности  финансовой

системы.  В  странах  с  социалистической  экономикой  в  силу   монопольной

государственной  собственности на средства производства  и  наличия  мощного

госаппарата,   основной   её   задачей   было   обслуживание    потребностей

государственной власти. Государственные финансы  подчиняли  себе  и  средства

предприятий и  организаций, и даже сбережения населения.

   Перемены в экономике России и её  политическом  строе,  произошедшие  в

начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения  в  её  финансовом  механизме.

Появление новых  форм собственности, новых субъектов  хозяйствования  повлекло

изменения в  системе денежных доходов и  расходов;  финансовые  потоки  стало

возможным регулировать в основном косвенными методами.  Одним  из  важнейших

направлений  реформирования  государственных  финансов   стало   расчленение

единого  госбюджета  на  три  самостоятельных  части: федеральный   бюджет,

бюджеты субъектов  федерации и местные бюджеты.  Это  стало  важным  шагом  к

демократизации  финансовых  отношений.  В  этом  же  направлении  действовали

переход к налогам, как главному способу обеспечения  доходов бюджета,  отмена

монополии  на  внешнюю   торговлю   и   валютные   отношения,   приватизация

государственной собственности  и  т.п.  Все  это  привело  к  принципиальным

изменениям  в  бюджетной  системе  Российской  Федерации,  и  её   бюджетном

устройстве.

    Бюджетный  кодекс РФ дает следующее определение:  «бюджетная  система  -

основанная   на  экономических  отношениях  и   государственном   устройстве

Российской Федерации, регулируемая нормами права  совокупность  федерального

бюджета,  бюджетов  субъектов  федерации,  местных   бюджетов   и   бюджетов

государственных внебюджетных фондов»   [3, ст.6]. Под  бюджетным  устройством

принято понимать организацию бюджетной системы  и принципы её построения.

    Организационное  построение бюджетной системы  всецело зависит  от  формы

государственного  устройства.   Бюджетная   система   унитарных   государств

включает в  себя два уровня: государственный  бюджет  и  местные  бюджеты.  У

государств с  федеративным  устройством,  наряду  с  федеральным  и  местными

бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в  США,  Бразилии,

Индии; земель в  Германии; республик, краёв, областей и  автономных округов  в

России). Однако  и  в  унитарных,  и  в  федеративных  государствах  бюджеты

нижестоящих уровней  не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

    Таким  образом, бюджетная система   России, как федеративного государства

состоит из трёх уровней:

первый  уровень   -  федеральный  бюджет  Российской  Федерации  и   бюджеты

государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ  (89  бюджетов  -  21  республиканский

бюджет, 55 краевых  и областных бюджетов,  10  окружных  бюджетов  автономных

округов, бюджет автономной Еврейской области,  городские  бюджеты  Москвы  и

Санкт-Петербурга) и  бюджеты  территориальных  государственных  внебюджетных

фондов;

третий уровень -  местные  бюджеты  (около  29  тысяч  городских,  районных,

поселковых и  сельских бюджетов).

    Совокупность  бюджетов всех уровней образует  консолидированный  бюджет.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации